Как учил я греков отмечать христугену

Вениамин Землин
Ещё за месяц до Рождества (по-гречески Христугены) мои добрые друзья греки – они же мои работодатели стали готовить меня к этому большому празднику причитаниями: «Скоро будем пить УЗО» (анисовую водку). После такой моральной подготовки сие грядущее мероприятие рисовалось мне, как какое-то таинство, и я ждал. Не сильно конечно и не очень, не сбавляя интенсивности выдачи на-гора живописных копий великих мастеров и портретов на заказ, но всё-таки ждал. И вот настала эта самая Христугена! Друг Никос пригласил меня к себе в дом, стоявший по-соседству с тем его домом, где я жил, и там помимо его многодетной семьи были и гости. Долгожданное таинство испития анисовой водки началось! Скажу честно: во время проживания в России я не всегда был постником и молитвенником, иногда позволял себе выпить чего-то крепкого. А если уж пить, то, как мне тогда представлялось, надо не 50 или сто грамм, а хотя бы два-три стакана, иногда самогона или спирта, периодически полоща этой горячительной жидкостью горло, приговаривая, что это, мол, компот, глазами и ногами устремляясь в поисках подвигов и приключений. Конечно, я не ждал от греков чего-то подобного, и сам не собирался вести себя так, как обычно вёл себя в таких случаях в России, когда ронял шкафы, цеплялся к кавказцам, последние сто метров полз по снегу по-пластунски и прочее. Но то, что я увидел тут в Греции, меня, как минимум, озадачило, настроив на нечто в том плане, что жить надо более открыто и менее расчётливо. А увидел я, друзья мои любезные, большие фужеры, наполненные практически до краёв свежевыжатым апельсиновым соком (!), в которые это самое узо добавить было можно, но едва ли более двух-трёх напёрстков! Представляете, буквально несколько капель! Помню, как в тот момент всё моё нутро, впитавшее в себя фразы из советских фильмов «после первой не закусываю», возмутилось, и я уверенно заявил, что пить узо следует совсем не так, а наоборот – сока должно быть чуть-чуть, а водки узо должно быть много, почти до краёв. Точно не помню: то ли я сам себе налил так, как то обозначил своим новым для греков рецептом, то ли они мне налили, как я хотел, но суть в том, что попробовать узо по этому моему рецепту возможность мне была предоставлена. Вы, друзья мои и товарищи, когда-нибудь пробовали эту самую анисовую водку? Если да, то тогда знаете, какой у неё отвратительный больничный запах и довольно тошнотный вкус. По крайней мере, меня с неё и сейчас воротит, как только я его вспомню. А ведь я тогда не просто попробовал узо, (просто проба в моём понимании тогда была бы стыдом и позором), а принял столько, что лишь кой-как дошёл до своей опочивальни и плюхнулся на кровать, разумеется, прямо в одежде и ботинках. В свою очередь, мои дорогие греческие друзья такого никогда не видели, и Костас, сын друга Никоса, как они мне потом говорили, несколько раз поднимался ко мне и проверял, есть ли у меня пульс. Эх, наивные добрые греки! Это я сейчас совсем не пью. Зарёкся налить себе 50 грамм тогда только, когда в учебниках по истории будет прописана правда о русском царе 12 века Исусе Христе, а тогда периодически принимал. Не часто и не запойно, но хорошо, то есть не один-два стакана. Было бы это узо не таким противным, а желудок для того более подготовлен, греки и тогда увидели бы, как оно может быть… Что было, то было, но, скажу я вам, дорогие мои товарищи и господа, лучше бы этого всё-таки не было! Было бы что-то другое, не стакан горячительного, а например, прыжок с парашютом или какой-то очередной рисунок, ибо трезвость мысли, как я теперь, понимаю, это самое приятное, что в жизни только может быть, и даже стопка водки меняет сознание человека навсегда. Но, повторю, что было, то было. А из этого случая мне удалось извлечь и пользу: для себя и, возможно, добрый совет для кого-то ещё. Недавно сидели за столом, за которым мне обязательно нужно было сказать тост. Сказать его с чистым соком? В принципе, такое было возможно. Но я, вспомнив Грецию, налил себе в фужер водки даже меньше, чем по-гречески, буквально 15-20 капель, так что никакого алкоголя вообще не почувствовал, сказал тост, и все выпили, и протокол застолья, так сказать, был соблюдён. Если кто придерётся к моим выше словам, что я сейчас вообще не пью, придирайтесь – может быть, ещё когда-нибудь сделаю вид, что наливаю себе в сок водку, а сам опять лишь накапаю 15-20 капель и выпью за что-нибудь хорошее. И вам, кстати, тоже всего хорошего желаю и рецепт «как пить водку по-гречески» дарю безвозмездно.

(«Мои биографические заметки»)
Около 2021 г.