Дегустация

Юрий Гаврюшенко
      Помню, как-то давно, на ноябрьские праздники, мы с женой решили сделать небольшой косметический ремонт в зале. Необходимо было наклеить новые обои. К вечеру первого дня подготовительные работы были закончены. Я начал кромсать новые обои. Хотелось хоть немного приклеить, чтобы на следующий день закончить работу.

      Только намазали клеем первую полосу, как звонок в дверь. «Не вовремя там кого-то несет», — подумал я. На пороге стояли счастливые Владимир и Валентина, наши друзья. С Вовкой у нас и гаражи были рядом, так что после работы мы иногда пропускали по «пять капель».

      — Мы идем в ресторан на банкет по случаю профессионального праздника! — торжественно заявил Володя, работающий в милиции. — У нас времени еще полчаса, так что вот зашли к вам по пути.

      — Счастливчики! — сказал я, глядя на разодетых ребят. — А у нас не такая веселая участь, ремонтом вот занимаемся.

      Пришлось сделать перекур. Жены наши уселись поболтать на диван, стоящий посередине комнаты. Мы же с Владимиром пошли на кухню.

      — У тебя что-нибудь есть? — сразу спросил он, как только мы уселись на стулья.

      — Водки нет и пива тоже нет, зато есть вино, причем много вина. Ты же знаешь, что я делаю свое, домашнее.

      — Много нам не надо! Мне на банкет идти, тебе ремонт делать.

      — Обязательно надо напомнить, у кого какая перспектива на сегодня! — упрекнул я гостя. — Ладно, давай немного продегустируем. Пошли в кладовку… Ну вот смотри, эти банки с вишнево-яблочным вином. Вот эти, вышестоящие, со сливовым. А вот бутыль с виноградным вином, еще не доиграла.

      В углу кладовки стояла двадцатилитровая бутыль. Перчатка на ней уже накренилась набок, но все еще продолжала «голосовать».

      Я взял трехлитровую банку из первого ряда. На кухне, недолго думая, вытащил два стакана и разлил вино. Володя залпом его осушил. Я тоже, не торопясь, выпил стакан.

      — Ты правильно сделал, что в яблоко добавил вишню, — оценил мое творчество Вовка, — и цвет приятный, и вкус замечательный. Давай еще стаканчик попробуем.

      — Вообще-то, так не дегустируют, стаканами, — сказал я для проформы, поднимая банку.

      — Я знаю, как дегустируют. Когда на море приезжаю, то первая экскурсия у меня на дегустацию, — улыбнулся Володя.— Но ты понимаешь, что времени в обрез, не успеем все попробовать. Как мы тогда узнаем, какое вино лучше?

      — Ну, за ремонт! — выдал он непритязательный тост, подражая генералу из известного фильма.

      — Давай! — согласился я.

      После двух стаканов я почувствовал опьянение. Голова слегка закружилась. У Володьки тоже заблестели глаза, лицо его покраснело.

      Тем не менее через пять минут я уже наливал вино из другой банки.
— Это какое? — спросил Владимир, поднимая стакан.

      — Это сливовое.

      — Да, цвет другой, не спутаешь.

      Это вино пили уже не торопясь, понимая, что взяли слишком быстрый темп.

      — Рома, а это вино из медовой сливы, что ли? — спросил меня Вовчик.

      — Из медовой не рентабельно делать, слишком она вкусная. Да и вино из сладкой сливы будет не очень, нужна кислинка, — со знанием дела отвечал я,— это из другой сливы. Дичка у нас на даче случайно выросла. Я ее потому и не вырубил, что на вино оставил.

      С каждым стаканом тональность нашего разговора заметно повышалась, а жизнь становилась все интересней. Проблемы, связанные с ремонтом, стали исчезать за линией горизонта.

      — А ты знаешь, это вино тоже неплохое, — сказал Володя после третьего стакана, — приятный кисло-сладкий вкус. Даже и не знаю, какое из них лучше. Оба хороши. А сколько времени мы сидим? Как бы не опоздать на банкет. — При этом он сам начал разливать по четвертому стакану.

      Я посмотрел на часы:

      — Ты не поверишь, но всего минут пятнадцать сидим!

      — Это хорошо! Успеем всё продегустировать!

      — Ты имеешь в виду виноградное, которое еще не отыграло?

      — Конечно, оно у тебя уже почти готово! — радостно ответил Владимир и, сделав серьезное лицо, продолжил: — Центризбирком объявляет о завершении процедуры голосования, можно приступать к подсчету голосов.

      При этом он громко засмеялся, радуясь удачной шутке.

      — Ты давай потише, — сказал я, — а то нам сейчас устроят подсчет голосов.
Я как сглазил. На кухню зашла Валя.

      — Ты что, с ума сошел? — набросилась она на супруга, глядя на открытые банки. — Нам же идти в ресторан! А мы с Ленкой думаем, что это они там так развеселились!
      — Да мы не пьем только дегустируем. Попробуй, какое вино лучше? Я говорю сливовое, а Роман считает, что вишня с яблоком.

      — Не буду я ничего пробовать! Нам уже выходить скоро! Тебе тоже хватит пробовать! Кто же это в стаканах дегустирует? Тоже мне, сомелье нашелся!

      — Ну и зря! Дегустация — это не пьянство, это возможность оценить качество продукта, его неповторимую вкусовую гамму. А из чего пить, не так уж важно.

      — Через пять минут собираемся! — сказала она командным голосом и вышла из кухни.

      — Ну давай, Ромка, еще виноградного, и все, надо идти, — сказал Владимир, поглядывая на часы.

      Я зашел в кладовку и приподнял тяжеленную бутыль. Потихоньку потащил ее на кухню, чтобы женщины не заметили. «Удачно мы сдвинули диван», — подумал я, так как они сидели спиной к дверному проему. Если бы диван был развернут в сторону двери, провести эту операцию было бы невозможно.

      Разливал я вино в стаканы прямо из бутыли. С некоторой заторможенностью Вовка приподнял стакан.

      — Так мы же не выпили за самое главное, — вспомнил я, — за день милиции.

      — За день милиции я еще успею на банкете выпить,— сказал Володя, раскачивая в руке стакан. — Глянь, а тут еще газики бегают!

      — Так я говорю, не доиграло еще, — ответил я, посмотрев в свой стакан.

      — В животе доиграет, — снова засмеялся Вовка.

      — Как раз на банкете, — добавил я.

      Мы заржали так, как будто это было что-то самое смешное за всю историю человечества. Необычайный всплеск радости пер из нас обоих. Я прикладывал указательный палец к губам, пытаясь хоть как-то сдержать неописуемый восторг. Но ничего не помогало. При этом локоть мой соскочил со стола, и я разлил полстакана. Пришлось доливать.

      — Хорошее вино, молодое, — сказал Володя, немного успокоившись, — из какого это винограда?

      Я хотел ему объяснить, какие сорта использовал, но он начал уже рассказывать что-то смешное про свою работу. Потом, взяв в руки очередной стакан, Вовка неожиданно затянул:

      — Эх, дороги, пыль да туман…

      У него была такая особенность — напевать эту песню. Но это происходило, как правило, в конце какой-нибудь гулянки, часа через три-четыре. А здесь и получаса не прошло. Правда, мы ничем не закусывали. Ну кто же закусывает при дегустации?

      Тут же прибежала Валя:

      — Так, быстро одеваемся и идем, мы можем опоздать.

      — Там еще торжественная часть будет, а наши места все равно никто не займет, — ответил Володя заплетающимся голосом, допивая виноградное вино.
После этого он стал медленно выползать из-за стола. Я помог ему добраться до коридора.

      — Ну так какое вино лучше? — спросил я.

      Он долго соображал, медленно надевая ботинки. Потом, глядя затуманенным взглядом куда-то в сторону, тихо произнес:

      — Хорошее вино!

      Пока Владимир неспешно надевал куртку, я подумал: «Как же теперь буду клеить обои?» Мне совсем расхотелось заниматься ремонтом, да и не только в желании было дело. Физически этим заниматься уже было практически невозможно.
Одевшись, Володя протянул мне руку:

      — Ну давай, Ромаха!

      Наше долгое рукопожатие неожиданно переросло в борьбу. Как настоящие борцы сумо, мы сцепились в узеньком коридоре с целью выявления сильнейшего. Никто не хотел уступать. Наши женщины пытались нас утихомирить, понимая, что сейчас может случиться «слон в посудной лавке». Всё же они разняли нас до того момента, когда кому-нибудь удалось бы бросить соперника на «татами». Никогда ни до, ни после такого «рукопожатия» у нас не было. Последнее, что я запомнил, когда гости ушли, это то, что мне ужасно захотелось прилечь.

      Весь следующий день у меня был «отходняк». Так что ремонт пришлось отложить.

      Позвонила Валентина. Сказала, что, когда они вчера выползли из подъезда, а делали они это долго, Вовка был никакой. Глядя на него, Валентина предложила ему идти домой. Но он, продолжая напевать «Дороги», медленно, в раскачку, поплелся в сторону ресторана. Все же на полпути ей удалось развернуть его на 180 градусов. В данной ситуации это было единственное правильное решение. Предстать перед сослуживцами, и особенно перед начальством, в таком виде…

      Лежа на диване, я подумал тогда о великой силе дегустации. Как она умудрилась всего за полчаса уравнять ремонтные работы и банкет с торжественной частью.