Графоманы и не графоманы

Виктор Каменев
 
На мой субъективный взгляд, обвинения  в «графоманстве» — пустое морализаторство. А сколько битв происходит на этом ристалище, выясняют, кто поэт, а кто — не поэт. И так было всегда... Иван Бунин вспоминает в своих мемуарах, какие баталии происходили на этой почве между известными в своё время поэтами, как неистовствовала на «поэтических вечерах» Зинаида Гиппиус, и сам давал разгромные характеристики крупным поэтам-современникам, особенно Маяковскому досталось, но и Есенину перепало.  Что же говорить о поэтах не очень известных, «второго ряда»?

Поэты разные нужны, поэты по-разному важны... И «большие» классики, и не очень большие, и совсем не большие, вроде того, кто сочинил: «Мамы разные нужны, мамы разные важны...» Мелочь, но из таких мелочей складывается жизнь, среда, из которой вырастает культура, и поэзия. «Голубой вагон бежит, качается...» Э.Успенского, в котором едут Чебурашка и Крокодил Гена, переживёт многие большие, и действительно талантливые стихи. И раньше было понимание этого, большие писатели понимали: неизвестно, что и как «выстрелит» в будущем, и помогали всем.

А.С. Пушкину друзья его по цеху пеняли, что он возится с одним слабеньким автором, помогает ему печататься, даже редактирует, ну дело ли? А Пушкин отвечал: да вам-то какое дело до этого? Он мой товарищ....  Что-то заинтересовало Пушкина в нём.

Мой первый редактор когда-то сказал мне, по сути, об этом же: прощай больше, - слабые места, общие фразы, - выпишется, отредактируешь, важно, чтобы были какие-то «перлы», мысль, интересные повороты. И вспоминаешь, что «Я помню чудное мгновение...» имело ведь предысторию, в виде стихотворения на эту тему малоизвестного, слабенького автора, оно попало на глаза Пушкину, и он создал свой шедевр. И таких примеров много.

К чему я всё это? «Плохих» стихов всегда было и будет много больше «хороших», и если «плохих» станет несколько больше, «хороших не убудет», этого никто не заметит, и в пушкинскую эпоху их «не замечали». Наоборот, каждый светский человек должен был уметь написать стих в альбом  «дамы своего сердца», поэтому писали все, даже поручик Ржевский писал каламбуры. На этой благодатной почве выросли поэты пушкинской эпохи, они получили массу благодарных читателей.

Со временем эта тенденция ушла, написать стих или каламбур нашему интеллигенту? «Я не поэт». В результате «поэты» потеряли свою аудиторию. Современных поэтов «народ» не читает, практически, никто не читает, они живут в своей «тусовке», читают друг другу свои стихи, ободряют друг друга, и тщательно защищают свои границы от «плохих стихов».   

Был я вхож, как журналист, в такие поэтические круги, в одном регионе России, со всеми поэтами одна и та же история: издают как-нибудь сборник своих стихов, несколько сот экземпляров, сначала пытаются его продать, потом раздают друзьям и знакомым, у меня их много набралось, брал из вежливости, но и не думал читать.   

Так что же, не нужны напрочь сегодня поэты с их поэзией? Нужны... Евтушенко как-то признался, что только процентов 15 его стихов что-то из себя представляют, остальные - рифмованная «руда». Это — Евтушенко, что же сказать о поэтах «второго ряда»?..

Других поэтов у нас нет, говоря словами классика И.В. Сталина, поэтому, хотя я не понимаю, и поэтому не люблю современную поэзию, от Летого до Рыжего, я признаю их «поэтами» и даже слушаю иногда наших поэтов, чтобы изумиться... Но ведь в этой среде появился Виктор Цой, он сумел несколькими стихами выразить нашу эпоху, и ещё кто-то может появиться: больше неоткуда....

Здесь есть другой вопрос, который часто опускают: зачем вообще пишет человек, для кого? Обычно подразумевают: для публики, чтобы заявить о своём таланте, украсить этот мир своим творчеством. Ради тщеславия... 

Это всё присутствует, больше или меньше, но не поэтому начинают писать: писатель всегда пишет для себя самого, в первую очередь, потому что не может не писать. Признают это или не признают — не суть важно: это его хобби, его любимое дело. Кто-то занимается вышиванием, рисованием, кройкой одежды или военными реконструкциями, турпоходами, а кто-то любит создавать свои миры из слов.

Хорошо, если признают, кто-то признает, это греет, но не более того, особенно сегодня, в мир интернета, он всех принимает. На литературе ведь зарабатывают единицы, и так было всегда, по пальцам рук можно перечесть писателей, которые живут сегодня литературным трудом. Журналистика здесь стоит особняком, это другой труд на ниве прозы. Писатели, как правило, плохие журналисты, и наоборот, Иван Гончаров это, с сожалением, отмечает.

Если человек пишет, он уже может претендовать на писательское звание, потому что он пишет для себя, один читатель у него всегда есть — это он сам. Что скажут на это другие? «Не судите, да не судимы будете...»   

Виктор Каменев
09.04.2024