Случайный разговор

Евгений Павлович Молостов
Из цикла "Мой отчий дом, где я живу".

Как-то я ехал в автобусе и случайно услышал разговор двух ребят. Один говорил: «У меня за четверть оценки по всем предметам хорошие!» Другой: «А у меня по русскому языку двойка. Нам задано было написать сочинение о труде, на следующий день я принес его, а учительница не пришла в школу. Я принес его и на второй, и на третий, а она, оказывается, заболела. Через неделю вышла, а я сочинение не взял. Она спрашивает: “Почему ты не принес сочинение? Не написал, что ли? Я тебе двойку за это поставила!” Объясняю ей: “Я написал, но не принес, думал, вы и сегодня не придете”. – “Ну, хорошо, – сказала учительница, – если ты написал, то сходи за ним”. Я принес, а она говорит: “Так как четверть уже закончена и оценки я выставила, сейчас твое сочинение проверять не буду”».

Слушая рассказ мальчугана, я про себя подумал: «Какой славный и умный мальчишка. А ведь его в школе портят. Могут и вконец испортить. И он, не дай Бог, совершит какой-нибудь пагубный поступок или что-то над собой натворит, психологи начнут в нем копаться, искать плохие гены». Раздумывая так, я вмешался в разговор: «Мальчик, ты в какой школе учишься?» Он назвал ее. И осекся. «А зачем вам?» – спросил. «Я хотел бы узнать фамилию этой учительницы и поговорить с ней». – «Да вы что?! Мне она тогда и восьмого класса не даст закончить! Не надо с ней связываться, – настаивал мальчик. – Вы еще не знаете, какая она!» – «Тогда назови фамилию директора». – «Они с ней подруги». – «Милый человек, если ты будешь молчать, они над тобой могут вытворять еще в девятом и десятом классах невесть что». – «А я там не буду больше учиться. Пойду в другое место… Хотелось бы, конечно, в техникум… радиотехнический!»

Я все не успокаивался. Спросил ребят, а есть ли в их классах хорошие учителя. «Есть, – в один голос ответили они. – У нас вот по истории и праву очень интересно ведут уроки». – «А у нас по алгебре и геометрии, – заявил хорошист. – По физике учительница строгая, но справедливая».

На одной из остановок ребята вышли. А я задумался. Мальчишки вырастут. Но как сложится их жизненный путь? И как они впоследствии будут отзываться вот о таких, мягко говоря, несправедливых учителях? Какой неприятный осадок на всю жизнь оставят они в их душах? Неужели они не понимают этого?