Певец математики

Евгений Павлович Молостов
Из цикла "Мой отчий дом, где я живу".

Мы читали свои стихи в Кстовской центральной библиотеке им. А.С. Пушкина. Авторов собралось не менее десяти, разного возраста и профессий: работники образования, милиции, медицины, библиотеки и других сфер деятельности.

И вот подошла очередь Михаилу Андреевичу Давыдову из поселка Запрудное Кстовского района. Поскольку его не все присутствующие знали, он сказал несколько слов о себе:

«В недавнем прошлом я – учитель математики, поэтому стихи мои не только на лирические темы, но и на математические. В свое время с отличием окончил физико-математический факультет Арзамасского учительского института, затем заочно за три года окончил полный курс педагогического института. Общий стаж моей педагогической деятельности – 49 лет, из них более 20 проработал директором школы».

Я не раз слышал об авторах, складывающих стихи из цифр, но воочию увидел одного такого только теперь, поэтому попросил Михаила Андреевича встретиться и поговорить.

В беседе я сразу почувствовал его начитанность, осведомленность в разных сферах деятельности. В молодости Давыдов занимался фотографией, стенографией, быстрочтением. Совершил 36 прыжков с парашютом. Играет в шахматы. Страстный книголюб – в его личной библиотеке около 6000 томов, из них не менее 400 книг занимательной математики. Знает много примеров развития внимания и памяти у детей. Он разбирается в музыке, живописи, играет на струнных инструментах. В течение нескольких лет ему приходилось руководить хором. Еще он садовод-любитель.

Но больше всего любит математику. Михаил Андреевич знает и очень много оригинальных приемов быстрого счета, буквально за 10-15 секунд может в уме извлечь корни даже 9-й степени из многозначных чисел. За всю свою жизнь он перерешал тысячи сложных и нестандартных задач, подготовил и прочитал 1200 лекций и докладов. Для иных математика – дисциплина нудная, трудная, скучная. Давыдова ученики слушали на уроке с большим вниманием, потому что он умел показать ни с чем не сравнимую красоту этой науки.

«Для меня краше математики, – признается Михаил Андреевич, – ничего нет. И любовь к ней я пронесу до конца своих дней. Ее совершенство может, по-моему, уступить только красоте женщины».

Благодатным материалом для стихов Михаила Андреевича служит и геометрия. Вот аксиома:

Через любые две точки
Проходит прямая одна,
Как будто бы с кочки на кочку
Натянута туго струна.

А вот теорема о свойстве углов при основании в равнобедренном треугольнике. Этот белый стих Михаил Андреевич пропел на мелодию народной частушки «Семеновна»:

В треугольнике,
Да в равнобедренном,
При основании
Углы всегда равны.

Я спросил Давыдова, кто привил ему любовь ко всему этому.

«Мой первый учитель математики – Павел Иванович Воденеев, когда я учился во Владимирской семилетней школе. А еще с благодарностью вспоминаю Александра Александровича Куманева, директора Лукояновского педучилища, и возглавляемый им педагогический коллектив».

Мне интересно было узнать, делится ли своими знаниями и опытом удивительный математик и стихотворец с другими людьми.

«Конечно, приходилось выступать на районных секциях учителей математики, на областных курсах усовершенствования учителей, в Московском областном пединституте, Московском физико-техническом институте, Министерстве просвещения РСФСР, – перечисляет Михаил Андреевич, – на приеме у заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Н.И. Масленникова. В последние годы выступаю в школах с беседами о красоте математики и с чтением своих стихов. Сейчас работаю над книгой «Красота математики». Уже готовы тридцать глав, а будет еще двадцать».
В заключение нашей беседы я попросил Михаила Андреевича прочесть его «Оду математике». Он с любовью и напевностью прочитал из нее несколько четверостиший:

…Вот вам: «Три целых, четырнадцать сотых…»
Ну-ка, пропойте все эти слова.
Разве не слышите звон позолоты?
Музыкой чистой полна голова.

Формул компактных твоих лаконичность
И непреложность законов и норм.
Всех поражает красой симметричность,
Очаровательность линий и форм.

Музыка, живопись, архитектура,
Очаровательно дивный балет,
Танец, поэзия, спорт и культура –
Всем математика – корень и свет.

Просто на трудный вопрос отвечая,
Мне математика – истинный друг.
Нет, не напрасно тебя величают
В мире ученом – царицей наук.

«Нижегородская правда», 5 июня 2004 г.