Его стихи стали песнями

Евгений Павлович Молостов
Александр Александрович Жаров, известный русский советский поэт, родился 13 апреля 1904 года в крестьянской семье в деревне Семеновская, что расположена на знаменитом Бородинском поле.

Поэт любил родные места – поля и рощи, речку Семеновку, которая протекала позади деревни, невдалеке виднеющийся храм, где молодые венчались и крестили детей. С этих родных и близких ему мест начиналась его малая родина.

Жизнь шла размеренно и тихо. Но свершилась Октябрьская революция. Жизнь закипела, забурлила. Простой народ освободился от гнета рабства, против которого когда-то поднимали восстание Емельян Пугачев, Стенька Разин, декабристы. Сколько революционеров, боровшихся с самодержавием за Свободу, Равенство и Братство, погибло в ссылках и тюрьмах!...

Саша Жаров в то время учился в реальном училище в Можайске. Он с товарищами организовал там культпросветкружок, где бурно обсуждалась новая жизнь, разучивались задорные революционные песни. Молодежь мечтала о всемирной революции.

Затем Саша стал секретарем уездного комитета РКСМ города Можайска. Попадает на III съезд комсомола. Воочию увидел вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Услышал его речь: не отрываться от народных масс, перестраивать отношения между людьми на основе новой морали.

Возвратившись со съезда в родные края, комсомольцы начали активно вести общественную жизнь. Учили безграмотных крестьян. Читали им газеты и журналы. Объясняли политику новой власти. Ставили концерты. Читали стихи Демьяна Бедного и Владимира Маяковского.

Жаров сам пробует писать революционные стихи. Едет в Москву учиться. На втором курсе Московского университета, где поэтическим семинаром руководил талантливый поэт Валерий Брюсов, он создает текст знаменитой пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи!» Эта песня понравилась не только пионерам и комсомольцам, но и руководителям ЦК комсомола. Ее пели пионеры всей страны.

Вскоре Александр Жаров написал поэму «Гармонь». В среде комсомола она наделала много шума, вызвала недовольство, потому что с гармошкой люди всегда справляли религиозные праздники и свадьбы, а в те революционные годы комсомольцы вели решительную борьбу с религией и в гармошке видели орудие невежественного эксплуататорского строя. Но в конце концов победил здравый смысл. Поэма «Гармонь» заняла достойное место и в литературе, и в жизни народа.

Автор этих строк помнит такой случай. Зимой 1956 или 1957 года к нам в деревню Ново-Покровское вечером с гармошкой пришли святошники из деревни Анкудиново. Комсомолец Володя Золин не впустил их в старое колхозное помещение, служившее нам клубом. Сказал, что из райкома комсомола пришло указание – с таким пережитком прошлого, как святки, надо бороться. А комсомольцы тех давних лет тем более были этой поэмой озадачены. Они строили новое будущее и, естественно, «перегибали».

Поэма «Гармонь» мне сразу понравилась, как только попалась на глаза. Я же был гармонистом. Особенно вот эти строки:

Рыдай и пой
Затейливо и звонко!
Алмазы слов бросай через плетень!
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень!

О гармони лучше не скажешь. После прочтения этой поэмы я стал относиться к творчеству А. Жарова более внимательно. В юности с удовольствием слушал по радио замечательные песни на его стихи – «Ходили мы походами», «Заветный камень», «Мы за мир» и другие. А песню «Грустные ивы» наши деревенские девушки всегда пели на вечеринках.

Я много перечитал поэм и стихов Александра Жарова. Однажды, в середине 70-х годов прошлого века, послал ему письмо. Меня жгуче интересовало, как он относился к Сергею Есенину и повлиял ли Есенин на его творчество? Жаров быстро откликнулся. Вот его ответ:

«Уважаемый Евгений Павлович! С.А. Есенина я знал лично. Считаю его выдающимся лирическим поэтом. Восторгался и восторгаюсь всем лучшим, что создано им. А то немногое, в чем он отступал от самого себя, всегда меня огорчало. Я имею в виду некоторые кабацкие, упадочные стихи. Оказал ли влияние Есенин на меня? Конечно, оказал. Впрочем, А.В. Луначарский говорил обо мне в двадцатых годах: “Жаров – под перекрестным влиянием Маяковского и Есенина”. О Есенине я написал стихи на другой день после его смерти. Они были напечатаны тогда в газете “Известия”. Вот эти строки:

===================
На смерть Есенина

Это все-таки немного странно –
Вот попробуй тут не удивись:
На простом шнуре от чемодана
Кончилась твоя шальная жизнь».

Всего семь четверостиший, отпечатанных на машинке. И автограф Жарова.

Еще Александр Жаров прислал снимок, на котором он сфотографирован с Юрием Гагариным в 1961 году, и вырезку из чувашской газеты со своими стихами. Он переводил поэму «Нарспи» чувашского поэта Константина Иванова и поэтому дружил с чувашскими редакциями и литераторами. На этой вырезке фото Жарова с орденами и медалями во всю грудь. Жаров – участник Отечественной войны. Служил корреспондентом.

Газета «Маяк» Кстовского района, 14 мая 2004 г.