Воображаемая встреча с писательницей Т. Крюковой

Олейник Алла
    Приближается праздник Недели детской книги, и у школьного библиотекаря возникает вопрос: как поинтересней провести НДК? Хорошо, если можно пригласить писателя! Но писатели, как правило, в это время – на больших праздниках, например, на городских.
    Но если рассматривать НДК как своеобразный итог работы с книгой хотя бы за четверть, то можно использовать множество форм проведения этих школьных праздников. Это и стартовая линейка с небольшим выступлением библиотекаря и детей, и конкурсы чтецов и книжных иллюстраций, и викторины, и литературные утренники и вечера.  Одной из форм проведения дня книги в школе может быть воображаемая встреча с писателем.
    Можно, например , провести такую встречу с Тамарой Крюковой.
    Место проведения этой встречи надо, конечно, оформить: поставить книжную выставку, развесить сделанные читателями иллюстрации к её книгам и высказывания о творчестве писательницы, а также портрет Тамары Крюковой. (Мы пересняли его с одной из книжных обложек. Там же можно найти и высказывания различных авторов о книгах этой современной детской писательницы и о ней самой.)
    Начнёт праздничную программу  библиотекарь вступительным словом о Тамаре Крюковой. Вслед за ним дети могут прочитать стихи о ней, а затем два человека выступят с инсценированным чтением стихотворения Т.Крюковой «Где происходят чудеса?».
    После этого ведущий (им может быть и библиотекарь) объявит предстоящую инсценировку по книге Т.Крюковой. После инсценировки снова слово библиотекарю, в котором прозвучит и рекомендация книг, представленных на выставке. В конце – викторина по книгам Тамары Крюковой. Благодаря викторине, все дети смогут стать активными участниками школьного праздника книги.

                СТИХИ  ДЕТЕЙ

                Иванова Маша
    Тамара Крюкова – самая лучшая писательница! Я читала многие её произведения. Больше всех мне понравились «Ловушка для героя» и «Гений поневоле». А ещё я смотрела фильм, который снят по мотивам моей любимой книги «Потапов, к доске».
    Тамаре Крюковой стихи я посвящаю!
    И счастья, радости, здоровья ей желаю!
    Чтобы все-все читали вас!
    Большое-большое спасибо от нас!
    От нас – это мама,
   От нас – это я,
    От нас – это весь мой 4-й класс «А».

                Шумкова Арина    
               
    Вы – лучшая писательница века!
    Приятно Ваши книги нам читать.
    Вы раскрываете характер человека.
    Из Ваших книжек я смогла узнать
    Про верность, про любовь и доброту,
    Про то, что верить в чудеса нам надо.
    Мы ценим Ваших книжек красоту.
    Для нас, детей, Вы – как Шехерезада!
    Когда-нибудь, однажды, наши внуки
    Отыщут Ваши книги где-нибудь.
    Они возьмут их бережно,
                и руки
    Страницы перелистывать начнут…   
    И, погрузившись в мир фантазий Ваших,
    Читать они их будут до утра.
    Благодарим мы Вас за книги Ваши
    И Вам кричим: «Ура! Ура! УРА!»

                Тамара Крюкова
  - Где происходят чудеса?
  - За тридевять земель.
  - А можно мне попасть туда на полчаса?
  - Проверь.
  - А где же я возьму билет?
  - В Фант-Азию билетов нет.
    Из серых будней никогда
    Туда не ходят поезда,
    И не летает самолёт,
    И даже катер не плывёт.
  - Выходит, в сказку нет пути?
  - Он есть.
  - Но как его найти?
    Как мне попасть в тот край?
  - Я дам тебе один совет,
    Послушай и решай.
    Дорога в сказку далека,
    Длиною в целый шаг.
    Шагни! И знай:   наверняка:
    Ты – чародей и маг.
  - Ты шутишь?
  - Ну, конечно, нет!
    Но только есть один секрет:
    Чтоб в волшебство открылась дверь,
    Ты в чудеса, дружок, поверь.
    Кто знает, может так случиться,
    Что в дом твой сказка постучится.


        Инсценировка по книге Тамары Крюковой

        «ЧУДЕСА  НЕ  ПОНАРОШКУ»

Действующие лица:     мальчик Митя
                мама Мити
                кукольный львёнок Мефодий
                могистр Авося
Ведущий.
    Сегодня у нас в гостях герои одной из книг Тамары Крюковой, с которыми приключились необыкновенные чудеса. Книга называется «Чудеса не понарошку».
    Итак, утро. Мальчик Митя спит в своей кровати.
Ведущий уходит со сцены. Митя просыпается и встаёт.
Митя.
    Да ведь сегодня сумасшедший день! Я ещё ни разу не видел, как день сходит с ума… (Митя смотрит по сторонам.) Да нет, Всё, как обычно. (Раздумывает.) Почему же тогда вчера мама сказала, что сегодня будет «просто какой-то сумасшедший день»? (Снова смотрит вокруг, пожимает плечами.) Наверное, ещё слишком рано. Надо  подождать. (Посмотрел в окно и снова посмотрел на часы.) Вот это номер! Стрелки почти не сдвинулись! Может быть, часы остановились? (Подносит часы к уху.) Тикают… А стрелки словно приклеенные. Может, если на них не смотреть, они пойдут быстрее? (Закрыл глаза и посидел некоторое время.) Большая стрелка едва сдвинулась с места!
В комнату входит мама, смотрит на часы.
Мама.
    Боже мой! Как бежит время! Я ничего не успею сделать!
Митя.
    (Размышляет вслух.) Вот так задачка! Если… мамино время… сейчас мчится во всю прыть… так что мама за ним еле-еле поспевает,.. а моё собственное время заупрямилось и никак не хочет идти,.. значит, время не одно, а их много… и для каждого время своё! Расскажу маме… Мама, я придумал, как сделать так, чтобы ты всё успела!
Мама заканчивает уборку и поворачивается к Мите.
Мама.
    Я тоже. Для этого нужно, чтобы ты не вертелся у меня под ногами, когда я занята, и убрал бы за собой игрушки.
Мама уходит. Митя, посмотрев ей вслед, с досадой говорит:
Митя.
    Вот так всегда с этими взрослыми! Нельзя поговорить ни о чём серьёзном. Сразу им в голову лезут всякие пустяки вроде неубранных игрушек… Попробую ещё раз поговорить… (кричит в сторону, куда ушла мама.) Мама, я научное открытие сделал!
Мама. (Появляется в дверях.)
    И какое же?
Митя. Оказывается, время не одно, а их много.
Мама. Кого много?
Митя.
    Времён. Ведь бывает же время быстрое, так что не успеваешь оглянуться, а оно уже пролетело, а бывает медленное, что тянется и тянется…
Мама. Бывает, Митя.
   Вот я и придумал: надо просто сделать такой прибор, чтобы можно было включить время, какое захочешь. Например, включишь медленное время – и всё  успеешь сделать.
Мама.(Убегает) Ой, у меня всё сгорит! Шёл бы ты гулять!
Митя (Говорит в раздумье.)
    Может, и правда пойти погулять? В конце концов сидеть дома, когда с тобой никто не играет и не разговаривает, очень скучно. (Увидел грустно сидящего плюшевого львёнка Мефодия.) Мефодий, и тебе скучно? (Гладит его по гриве.) А давай я возьму тебя с собой. Пошли гулять!
Митя вышел во двор.(Митя на авансцене. Занавес закрывается.)
Митя.
    Ни-ко-го… Нет, сумасшедший день мне не нравится. Ой!  Что это? (Поднимает монетку.) Да это же самый настоящий пятак! Вот так удача! Буду собирать коллекцию старинных монет! А пока присоединю его к своим сокровищам.(Кладёт монету в карман. Появляется Авося.)
Авося. Эй, ты!
Митя поворачивается и видит странного незнакомца. Говорит, отвернувшись в сторону.)
    Странный какой-то: то ли мальчик, то ли взрослый, то ли низкий, то ли рослый,то ли рыжий, то ли пёстрый
Авося. А спорим, тебя Митей зовут.
Митя (Удивлённо). Митя… Откуда ты знаешь?
Авося. Ты что, спорить не умеешь?
Митя.  Почему не умею? Умею.
Авося. Кто же  так спорит? Спорить – это когда я говорю одно, а ты совсем другое. Понятно?
Митя. Понятно?
Авося. Тогда давай попробуем сначала. Я говорю, что тебя зовут Митя.
Митя. Но меня и правда зовут Митя.
Авося. Фу ты, опять весь спор испортил, а ещё чемпион!
Митя. Никакой я не чемпион.
Авося. А спорим, что чемпион!
Митя. А вот и нет!
Авося. А вот и да!
Митя. А вот и ничего подобного!
Авося. Вот это уже спо-ор! А притворялся, что спорить не умеешь.
Митя. Ничего я не притворялся.
Авося. Ну, да ладно. Всё равно я выиграл.
Митя. Почему?
Авося. Да потому, что ты – самый настоящий чемпион. Это так же верно, как то, что меня зовут Авося.
Митя. (Огорчённо) Ты меня с кем-то перепутал.
Авося. Я? Перепутал? А откуда  я, по-твоему, знаю, как тебя зовут?
Митя (С интересом смотрит на Авосю) А правда, откуда?
Авося. Я про тебя ещё и не то знаю. Вот сегодня, например, ты сделал важное научное открытие про время.
Митя. Ты что, мысли умеешь читать?
Авося. Я много чего умею. Недаром я – могистр.
Митя. Магистр – это такой учёный, что ли?
Авося. (Уклончиво) Почти.
Митя. Почему почти?
Авося. Потому что я знаю почти все буквы. Но вообще-то я – могистр Чароделия: могу чародействовать.
Митя. А разве такая работа бывает?
Авося. В Великоигрании бывает всё!
Митя. Где, где?
Авося. В Великоигрании. Есть такая страна. На севере её находится Игрландия, а южнее – Шутландия. Неужели не слышал?
Митя. Нет. А где это?
Авося. В Фант-Азии.
Митя. (Разочарованно) А-а-а… А я-то думал  по правде.
Авося. Конечно, по правде. Разве ты не знаешь, что такое Фант-Азия?
Митя. Ну-у, это выдумка  В общем, то, что не по-настоящему.
Авося. Кто тебе сказал такую чепуху?
Митя Мама.
Авося. Разве взрослые понимают, что такое настоящая жизнь? Настоящая жизнь бывает только в Фант-Азии, потому что это такая Азия, где все пьют фанту, играют в фанты и на каждом шагу происходят фантастические приключения.
Митя. (Восхищённо) Вот это да-а!
Авося. А ты говоришь, что Фант-Азия ненастоящая. Настоящая жизнь бывает только с приключениями, а без приключений разве это жизнь?
Митя. С этим трудно не согласиться. (Мечтательно) Вот бы там побывать…
Авося. Чудак! Я же тебе целый час толкую, что ты – чемпион. Понятно?
Митя. (Неопределённо пожимает плечами) Ну?
Авося. Поскольку в этом году ты – чемпион по фантазёрству, я прибыл, чтобы вручить тебе приз: билет до Шутландии… В Фант-Азии знают всех фантазёров и фантазёрок наперечёт. А тому мальчику или девочке, который понапридумывал с три короба, мы присуждаем наш приз – путёвку в Великоигранию.
Митя. Значит, я могу по-всамделишному побывать там?
Авося. Конечно, так же, как другие ребята.
Митя. А у вас и другие тоже бывали?
Авося. Ещё бы! Почти каждый год у нас кто-нибудь бывает. Да ты и сам знаешь некоторых из них: малыша Ганса, например, или крошку Шарля.
Митя (Уверенно). Нет, я их не знаю.
Авося. Скажи ещё, ты никогда не слышал про Снежную Королеву и Красную Шапочку.
Митя. Кто же про них не слышал? Про них любой знает.
Авося. А кто о них книжки написал?
Митя. Ганс Христиан Андерсен и Шарль Перро.
Авося. Ну, вот, а говоришь, что Ганса и Шарля не знаешь. Эх, сколько ребятни у нас перебывало!
Митя. Ничего себе ребятня! Совсем взрослые дяди.
Авося. Это потом они выросли, а у нас они были маленькими мальчиками, совсем такими же, как ты. (С гордостью) Мой дедушка сам их сопровождал.
Митя (Недоверчиво).Значит, всё, что они написали, правда?
Авося. Чистая правда.
Митя. И я тоже увижу этих сказочных героев?
Авося (Уклончиво). Как сказать. Вообще-то в Великоигрании каждый всё – видит по-своему, поэтому у нас никогда и ничего не повторяется дважды. Наша страна – самая нескучная страна на свете. Да ты и сам скоро в этом убедишься.
Митя. А где мой билет?
Авося. Как где? Ты же сам положил его в карман.
Митя. Нет. Я ничего не клал.
Авося. А ты посмотри получше. (Ворчливо) Научил тебя спорить на свою голову!
Митя (С большим сомнением выгружает содержимое карманов).
Кусочек гранита, жёлуди, фантик, карандашик. гвоздь, скрепка,
пятак, найденный сегодня.
Авося (Восклицает). Да вот же твой билет!
Митя. (Пожимает плечами). Какой же это билет? Это просто пятак.
Авося. Это не просто пятак. Это (назидательно поднимает палец)
пятак в переносном смысле.
Митя. А почему он в переносном смысле?
Авося. Да потому, что смысл его в том и заключается, чтобы  п е р е н е с т и  тебя в Шутландию и обратно.
Митя (С сомнением).А он меня точно перенесёт? Я ведь тяжёлый.
Авося. Ещё как перенесёт! Надо его только подбросить, закрыть глаза 
и хорошенько раскружиться. Как только он упадёт, - ты в Великоигрании.
При этих словах Мефодий, который спокойно сидел у Мити на руках, заговорил. За него, разумеется, должен говорить артист, на-
ходящийся за кулисами.
Мефодий. Кто это он? Какой это он упадёт?
Митя (Сильно удивившись). Мефодий, это ты разговариваешь?
Мефодий (Качет голвой). Конечно, нет.
Митя. А чей же это голос?
Мефодий. Голос мой, но я не разговариваю (важно), я размышляю вслух. (С укоризной смотрит на Митю.) А ты что на самом деле хочешь меня бросить и отправиться в Шутландию один?
Митя. Что ты? Я и не думал тебя бросать.
Мефодий (Кивает в сторону Авоси.) Ты-то, может, и не думал, а вот он думал.
Авося (Возмутился и запротестовал.) Я ?!! Да я вообще никогда ничего
не думаю.
Мефодий (Недоверчиво.) Ну да, как будто я не слышал, как он сказал:
«Давай его бросим и закроем на это глаза, он упадёт. А мы тем временем – в Шутландию».
Митя. Это Авося не про тебя говорил, а про пятак.
Мефодий (Успокаиваясь.) Ну, раз про пятак, то его можно и бросить. Чего с собой таскать лишние тяжести?
Митя (Прижимает к себе львёнка.) Я бы тебя и так никогда не бросил,
А теперь, когда ты ещё и разговаривать умеешь…
Мефодий (Перебивает.) А почему бы мне не уметь? Мой прапраде-                душка, между прочим, не только разговаривал (важно), но
ещё и  книжки писал. Про льва и собачку, например. Заме-                чательная книжка.               
Митя (Очень удивившись). Твой прапрадедушка?
Мефодий. Ну да. Лев Толстой.
Митя. Лев Толстой?
Мефодий. Да. А чтут удивительного?  Звали этого льва так – Толстой.         
Вот я, к примеру, Мефодий, а он – Толстой.
Митя. Но он никак не может быть твоим прапрадедушкой.
Мефодий (Обиженно). Это ещё почему?
Митя. Да потому что он -  ч е л о в е к.
Мефодий. Ничего подобного. Человек Толстой про Буратино написал. А про льва и собачку написал  л е в  Толстой. Разве не так? (Важно.) Среди нас, львов, много учёных. Вон и Кассиль – тоже  л е в.
Митя пожал плечами и не стал спорить.
Авося. Значит, ты – лев?
Мефодий (Важно.). Кому – Лев, а кому – Лев Мефодиевич.
Авося (С сомнением.) Лев – это такой сильный и грозный.
Мефодий (Скромно.) Как видишь…
Авося. Вот здорово!
    Мефодию это восклицание очень понравилось. Он улыбнулся         
и протянул Авосе лапку.
Мефодий (Примирительно.) Ладно, можно звать меня проссто Мефодием.
Авося (Улыбается и пожимает лапку львёнку.)
А меня зови Авося (Посмотрел на новых друзей.) А теперь пойдёмте вон на ту площадку и там подбросим пятак.
    Все уходят.
Ведущий. Вы посмотрели небольшой отрывок из приключенческой книги Тамары Крюковой «Чудеса не понарошку». Кто захочет узнать о других приключениях её героев, тот возьмёт эту книгу в библиотеке и прочтёт. У Тамары Крюковой немало подобных книг. Они ждут вас на книжных полках библиотеки. Некоторые из них вы видите на этой книжной выставке:
     «Але-оп! Или Тайна чёрного ящика»
     «Вот так цирк!»
     «Блестящая калоша с правой ноги»
     «Дом вверх дном»
     «Кубок чародея»
     «Маг на два часа»
     «Ровно в полночь по картонным часам»
     «Потапов, к доске»
   Желаем новых интересных встреч с книгами Тамары Крюковой.
    
ТАМАРЕ  КРЮКОВОЙ

Дети Вас любят,
Книги читают.
Многие лично
Вас уже знают.
          Взрослые помнят
          Чудесного автора.
          Сами читают,
          Другим предлагают.
Что пожелать Вам,
Милый наш автор?
Книги издать
И писать неустанно.
                Алла Олейник


     ВИКТОРИНА  ПО  ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ТАМАРЫ КРЮКОВОЙ

1. Кто искал маму?    (Динозаврик)
2. Кого назвали смелым?    (Кораблик)
3. Исправьте ошибки в названиях книг:
- «Паровозик Бах»    (Пых)
- «Почемучкины песни»    (сказки)
- «Сказки дремучего бора»    (леса)
-«Самолётик Пых»    (Паровозик)
- «Сказки хитрого волка»    (Лиса)
-«Весёлый календарь»    (букварь)
- «Автомобильчик Ура»    (Бип)
- «Лесная просека»    (аптека)
-«Катерок»    (Кораблик)
- «Мышонок Бип»    (Автомобильчик)
- «Городская аптека»    (Лесная)
- «Забавные сказки»    («Сказки Почемучки»)
- «Выручайка»    («Познавайка»)
- «Лесной орешек»    (калердарь)
- «Ведро вверх дном»    (дом)
4. Почему ушли мамонты?    (Они лишились тёплой шубы и ушли в тёплые края, где стали называть себя слонами.)
5. Почему, по мнению Т. Крюковой, еноты стирают?    (Когда-то один из них открыл прачечную, взялся стирать огромную шкуру мамонта, не удержал её в воде, так как она намокла и стала очень тяжёлой, и уплыла. А еноты делают вид, что заняты стиркой, на случай, если мамонт за шубой вернётся.)
6. Кто это говорит?
 - Когда я был маленьким лисёнком, таким же, как ты, мой дедушка частенько собирал вокруг себя детвору и рассказывал нам сказки. Мы слушали, затаив дыхание.    (Хитрый лис из книги «Сказки Хитрого Лиса»)
 - Михайло Потапыч, вот ты большой такой, наверняка знаешь много. Скажи на милость, правда ли, что многие звери к зиме шкуру меняют? (Заяц из книги «Сказки дремучего леса»).

    К вопросам викторины можно добавить другие, а некоторые исключить в зависимости от того, какие книги прочитали дети.

    Следующая статья может быть использована библиотекарем в его вступительном слове.

                О  КНИГАХ  ТАМАРЫ  КРЮКОВОЙ

    Обычно библиотекари советуют читателям те или иные книги. А вот у меня однажды произошёл такой случай. Одна читательница, возвращая прочитанные книги, сказала:
 - Я сегодня не буду брать книгу.
 - Почему?- удивилась я.
 - Мне мама купила две книги Тамары Крюковой,- ответила девочка. Об этой писательнице я уже слышала, но книг её не читала.
 - Две? Спроси, пожалуйста, маму, можно ли мне прочитать одну из них. Пока ты будешь читать одну, я прочту другую.
 - Мама, конечно же, разрешит. Я принесу вам книгу завтра.
 - Спасибо!
    Стоявшая рядом одноклассница спросила:
 - Вы так хотите прочитать книги Т. Крюковой? Я тоже могу вам принести, я их уже прочитала.
    Так началось моё знакомство с книгами этой современной детской писательницы. Прочитав несколько её книг, поняла: они должны быть в школьной библиотеке - и нашла способ приобрести в библиотеку книги Тамары Крюковой. И тут началось! Библиотеку и прежде активно посещали дети, но теперь всё больше и больше читателей спрашивали книги Т.Крюковой. Её книги читали ученики всех классов – с первого по четвёртый (речь идёт о библиотеке начальной школы). Дети оживлённо обменивались мнением о прочитанном, спешили прямо из рук одноклассника, сдающего книгу, взять её для чтения дома.
    Книги Т.Крюковой привлекают ребят уже внешним видом: яркая обложка, хорошая бумага, шрифт, соответствующий возрасту читателей, а в книгах для малышей – замечательные иллюстрации.(Речь идёт о книгах издательства «Аквилегия».) Но, думаю, что читателей привлекает, главным образом, занимательный сюжет. Дети говорят, что любят фантастику и приключения, рассуждают о героях, об их поступках. Если посмотреть в читательские формуляры,  можно увидеть, что ребёнок в течение четырёх – шести недель читал книги Т.Крюковой, а после небольшого перерыва снова вернулся к ним. А ещё дети замечают, что книги так полюбившейся им писательницы читаются очень легко.
    Ещё бы! Ведь они написаны чистейшим русским языком!
    Есть у Т.Крюковой книги о детях. Мои читатели спрашивают:
 - Будет продолжение книги «Потапов, к доске»? – Других интересует, выйдут ли у этой писательницы книги, подобные таким, как «Костя + Ника» и «Повторение пройденного». А это свидетельство того, что книги Тамары Крюковой вызывают у читателей большой интерес.
    Малышей увлекают сказки, написанные для них  Т.Крюковой. Некоторые из них  («Как Динозаврик искал маму», «Сказки Дремучего леса», «Кенгурёнок Руни» и др.) – настоящие сказки-несказки, как сказал о своих сказках В.Бианки, а мы, библиотекари, называем их познавательными сказками.
    Хорошо, что у нашей детворы есть такая замечательная писательница!
    Вместе с моими читателями желаю Тамаре Крюковой многих лет успешного творчества на радость детям и взрослым.