Культурное пастбище

Евгений Павлович Молостов
Из цикла "Мой отчий дом, где я живу".

В свою деревню Ново-Покровское я теперь хожу только в гости к родным, обычно через деревню Афонино. И мне невольно приходится видеть с горы наши поля, которые бывший губернатор-реформатор Б.Е. Немцов во время своего правления областью раздал под сады. Вроде бы благое дело сделал, но прошло более десяти лет, а земля до сих пор стоит в запустении. Только на некоторых участках (поближе к Нижнему Новгороду) виднеются коттеджи. В основном же растет сорняк. Местами даже появилась густая поросль березняка и других деревьев и кустарников.

В этом году я пошел на праздник Святой Троицы через деревню Кузнечиха. И увидел рядом большое поле чистым и зеленым, как изумруд. На нем паслось совхозное стадо. Подъехавший на легковой машине инженер-механик (он же и бригадир отделения) Александр Иванович Пальгуев пояснил мне, что поле засеяно ползучим клевером и райграсом. Семена этих сочных и питательных трав привезли из Канады. Чтобы у коров не сбавлялись надои молока, каждые три дня место выпаса меняют.

По периметру каждого участка на высоте восьмидесяти сантиметров виднелся провод от солнечной батареи, который заменяет … пастуха. Коровы настолько приучились, что за метр не подходят к нему. Боятся – ударит током.

Траве не дают осеменяться, иначе она пропадет. Ее скашивают под ноль. Через двадцать дней она опять вырастает свежая, сочная.

Невдалеке на культурном пастбище виднелась подвезенная бочка с водой для питья животных. На вопрос: «Давно ли стадо пасется таким методом?» – Александр Иванович ответил, что третий сезон. Еще я поинтересовался у него, к какой организации они теперь относятся. В ответ услышал: «Наш бывший колхоз имени 22 партсъезда с 1971 г. стал называться совхозом “Пригородный”, отделение учхоза “Новинки”. И мы с тех пор подчиняемся Нижегородской сельхозакадемии. А сельхозакадемия – Москве».

Я с удовольствием сфотографировал культурное пастбище. Коров на нем и солнечную батарею.