Про селькупов

Павел Егоров 3
Селькупы живут на Крайнем Севере. Их можно встретить в Тюменской, Томской областях и Красноярском крае. Этих древних северян осталось очень мало, примерно три с половиной тысячи человек. Этнографы говорят, что они прошли демографический кризис в 60-70е годы прошлого века и сейчас их положение устойчиво.
Селькупы выделяются среди других народов Севера, прежде всего, своей изолированностью, что отмечают исследователи их жизни и быта. Изолированность позволила им сохранить свои традиции еще с неолитических времен. Древние жилища и погребальные обряды селькупов сохранялись вплоть до двадцатого века.
Селькупы живут в поселениях, которые строят на высоких берегах сибирских рек. Дома, в которых они проводят большую часть своей жизни являются их постоянным местом жительства и называются «зимние юрты». Это обыкновенные срубные дома, как и у других народов, проживающих на Крайнем Севере.
У селькупов за многие века, даже тысячелетия, сложился определенный уклад жизни.
Из своих «зимних юрт» они уходят на охоту в тайгу в конце октября. По-селькупски такая охота называется - «как поспевает белка». Уходят вместе с женами, детьми, которых везут на санях-нартах сами или с помощью собак. В течении одного-двух месяцев они живут в охотничьих избушках. Затем, когда охота заканчивается, возвращаются в «зимние юрты», где живут до конца января.
В январе начинается «большая зимняя охота». Селькупы идут охотиться уже без семьи, и охотятся до конца марта – «пока болота застыли». После «большой охоты» живут дома до июня. В это время идет приготовление к следующему охотничьему сезону. В июне начинается рыбалка и селькупы снова уходят из дома для ловли и заготовки рыбы. Рыбалка заканчивается к августу.
С августа по октябрь идет сбор и заготовка грибов, ягод, и так до конца октября - пока не «поспеет белка» и начнется новый охотничий сезон.

Жилища селькупов
«Зимние юрты» или дома для постоянного проживания селькупов представляют собой обыкновенные дома срубного типа. Такие дома на протяжении 19-20 веков строили на территории России многие народы. Они сохранились в хорошем состоянии до настоящего времени, продолжают строиться сейчас и интереса для обозрения не представляют.
Интерес представляют временные охотничьи избушки и летние балаганы для рыбалки. Исследователь обычаев и жизни селькупов, Галина Ивановна Пелех, выделяет 6 типов таких жилищ.
1 тип – «карамо». Строятся в какой-нибудь возвышенности – горе. Состоят из двух частей. Первая часть – внешняя, холодная. Стена при входе обычно отсутствует. Вторую часть, теплую отделяет от первой перегородка из бревен, вход закрыт дверями. Внутреннее помещение прямоугольной формы 2,5х3,5 метра. Справа от входа и у торцевой стены находятся две лежанки, покрытые сеном. Слева печь из глины, типа «кор» - напоминает перевернутую ванну. Дым выходит наружу по специально проделанному в крыше дымоходу.
2й тип – тяй-мат. Полуземлянка – на полметра углублена в землю. Очага не имела, использовалась только летом.
В выкопанной яме устанавливались четыре столба, в торцах которых делались чашеобразные углубления. В углубления укладывались две параллельные балки из бревен, в которых также делались углубления и укладывались поперечные балки. Получался квадратный каркас, на который накладывались доски, березовая кора и все засыпалось землей.
Такие полуземлянки были распространены у селькупов. Выстраивались целые поселения, ямы от которых сохранились до настоящего времени.
3й тип – мадет-мат. Жилище состоит из двух подземных помещений. Первого холодного – сеней и второго теплого – с очагом. Вход в жилище через холодное помещение сверху - по бревну с зарубками. Между помещениями прорыт подземный ход длинной от 2 до 5 метров.
4й тип – срубная полуземлянка (тимбучи-мат). Состоит из сруба, высотой до двух метров, который немного возвышается над землей. Крыша двускатная, строится из досок, которые закладываются березовой корой и засыпаются землей. В помещении устанавливается очаг. Такие полуземлянки чаще всего строились в качестве охотничьих домиков.
5й тип – «карамушка». Другого названия не сохранилось. Представляет собой полуземлянку с углублением на 80 см. Своеобразие заключается в перекрытии, которое сконструировано следующим образом: по бокам торцевой стены, где вход в жилище, установлено два столба, на них положена перекладина, с противоположного торца стоит один столб, от него к передней перекладине проложена балка, на которую опираются доски, обложенные берестовой корой и засыпанные землей.
6й тип – это однокамерная шатровая полуземлянка с наклонными столбами. Строится быстро, но очень давно вышла из употребления.
Все вышеуказанные жилища в двадцатом веке уже не строились как основные, для постоянного проживания, но еще служили в качестве надворных построек и охотничьих домиков. В исторической же ретроспективе мы наблюдаем жилища селькупов чуть ли не с каменного века.

Как селькупы охотились
Отдельные группы селькупов охотой занимались с давних времен. Охотились с помощью лука и стрел, ставили различные ловушки. На медведя ходили с рогатиной. Основным снаряжением для северного охотника всегда были лыжи, нарты, охотничий нож и топор. Не мог охотник обойтись и без «чуро» — это такой лёгкий шест с костяным наконечником, служивший лыжным посохом, лопатой и определителем давности оставленных звериных следов.
Конечно, все чаще охотники прибегают к помощи ружья, но еще в двадцатом веке встречались охотники, которые охотились только с помощью лука и стрел.
Специальный охотничий лук у селькупов имеет давние традиции. Искусство изготовления лука веками передавалось из поколения в поколение. Сегодня ещё живы мастера, специализирующиеся только на изготовлении охотничьего лука. Их мастерство высоко ценится, а изготовленные ими луки относятся к предметам высокого искусства.
Кроме простого лука селькупы изготовляют еще две его разновидности.
1. Сложный лук из трех пород дерева: березы, сосны и черемухи. Для него варился специальный прочный клей из рогов сохатого. В основную часть вставлялись пластины из кости и лосиных сухожилий. Тетива привязывалась с одного конца, на второй накидывалась петлей. Лук по размеру делался в рост охотника.
2. Второй вид лука делался из двух пород дерева: сосны и березы. Клей варился из рыбы. Тетива натягивалась из лосиных сухожилий.
Не менее важным снаряжением для охотника были лыжи. В условиях севера охота без лыж была невозможна. Г.И. Пелех выделяет в своей работе пять типов лыж: от остроносых до тупоносых, от широких до узких и от длинных до коротких. Лыжи использовались в зависимости от снежного покрова и от удобства для охотника.
Несомненный интерес представляют различные ловушки для охоты на зверей. Основной ловушкой, которую использовали селькупы был черкан. Применяли их в основном женщины. Пока мужчины уходили далеко в тайгу, женщины выставляли вокруг охотничьей избушки черканы. Получалось одновременно выставлять по 200 черканов. В черканы ловился только мелкий зверь: белки, колонок, горностай.
Принцип действия черкана – придавливающий. Зверь, соблазнившись на приманку, наступает на заранее приготовленную подставку и в результате на него резко опускается тяжелый сторожек, который придавливает зверя насмерть.
У кулемки такой же принцип, но она более массивна и может попасть более крупный зверь – лиса, куница.
С пальмой и собаками селькупы ходили на медведя и, надо сказать, ходили удачно. Многие дожили до глубокой старости. А пальма – это такая рогатина с односторонней заточкой и без поперечной перекладины.(на картинке вверху)

В заключении расскажу сказку, в ней свой селькупский смысл и колорит.

Селькупская народная сказка
«У нас в Тайне есть недалеко юрты Кызуровы, за рекой. Народу там много было. Один человек женился на лесной лешачке. Лесная лешачка по виду такая же баба, только у нее нет бровей. Когда поженились, лесная лешачка мужику говорит: «При народе со мной не говори ни одного слова. Потом, через три года, я буду разговаривать с кем угодно». А народ ихний говорит: «какую жену себе взял, как немая.… Как бы от неё слова добиться?» Подговорили они мужика, и пошли все к ним домой. Она стряпала, жир топила в летнее время. Варит она в большом котле и мешает большой ложкой. У них делались большие деревянные ложки (круглые) рыбу мешать. Мужик взял ложку и спрятал. Надо ей в котле помешать, хватилась, нет ложки. Все ждали, что она сейчас спросит: «Где ложка?» А она правый рукав засучила, рукой в котел залезла, кипяток стала рукой мешать. Потом обтерла руку левой, как ни в чем, ни бывало. Стала говорить: «Плохо ты сделал, пусть бы я немая была. Так смотри, раз не сумел со мной жить, так живи один. Раз добились слова, то больше не увидите меня. Я хотела большой народ по Кети пустить, а теперь пусть все исчезнут». Как стояла – так исчезла. Через одно поколение никого прежних в Кызурово не стало. Она вверх по Кети куда-то ушла.

(Записано летом 1951 года со слов Сербина Василия Филимоновича из юрт Тайных, на Кети)