Краткий экскурс в Историю Братеевограда

Олег Данкир
---
    Территория нынешнего Братеево располагается в месте, где Москва-река круто сворачивает в южном направлении, в сторону Бесед. Здесь низкий берег далеко отходит от воды, образуя пространство, занятое пойменными лугами.
     Первые документальные сведения о селе Братеево относятся к 17 веку, когда здесь появляется церковь, которая и начала регулярную запись событий Братеево. Но вся Братеевская местность заселялась сыздавна. Известно, что здесь стояло войско Дмитрия Донского на пути к Куликовскому полю и обратно. А в Беседах был Круглый стол, где князья, властители Руси делили меж собою уделы, и где Дмитрий Донской получил Великокняжеские права на управление Русью.
     После великой победы над татарами войско Дмитрия вновь прошло через земли Братеевограда, где были оставлены раненые воины, часть из которых нашла здесь себе жён на известном за сотни километров отсюда Красном Лугу, который начинался от Городни и простирался до Шмелёвки, Хмелёвки. Он включал в себя сотни небольших потаённых озерцов, питаемых духовной силы ключевой водой. Часть озерцов сливались в каскад озёр с названием Красное озеро. Здесь до сих пор живут стаи уток и чаек, пары которых не расстаются никогда.
     По поводу именования местности и селений здесь существует несколько версий, в основе которых чаще всего присутствует корень брат.
     Есть несколько быличек о существовании легендарного человека по имени Братей. Это имя было популярным у вятичей и у кривичей, друг друга они называли братьями, но такое имя не было зафиксировано ни в одном историческом документе, имеющемся на сегодня в распоряжении исследователей. Вятичи и принесли слова с корнем брат на Братеевский Холм и в Братеевскую пойму.
     Следует отметить, что именование "Братеево" совершенно уникально, оно больше не повторяется нигде, даже в латинице. В письменных источниках это название появляется с 1628 году, хотя жили люди здесь и ранее много веков. Известно, что тут, на Братеевском холме, были поселения ещё в конце 14-го века во времена Дмитрия Донского.
     Люди понимали уникальность этого именования и, несмотря на попытки давать этому месту свои названия, именование это каким-то образом возвращалось, оно жило неосязаемой жизнью в душе местного населения, питаемого местным биодизайном. Тут несомненна связь с понятием братства, братейства, сообразно с местными диалектами.
     Триста с лишним лет поселения Братеевского спуска в Братеевскую пойму получали разные названия, но именования с корнем «брате» встречается чаще всего. Братеевский отселок, Братство, Братовское селище.
     Поддерживали это именование и различные этимологические, исторические, местные производные от него. Конный Брод, Братеевский холм, Братство, Братеевская община, Братание, Братвование, Братья Дмитрий Донской и Владимир Андреевич Серпуховский, Братья Годуновы.
     В 1382 году здесь братвовались войска Дмитрия Донского, его двоюродного брата князя Владимира Андреевича Серпуховского, а также войска других князей, которые шли на Куликовскую битву. Эта встреча сохранилась в названиях сёл на Бесединском холме и в Бесединской пойме. Уже тогда появляются сведения о чудодейственной экологии Красного Луга и Красного озера.
     Во времена царствования Бориса Годунова вся эта местность, ныне в литературе художественного промысла называемая Братеевоград, принадлежит Борису Годунову с центром в Борисово. А Братеевский отселок он отдаёт своему брату Семёну. Название села Братеево с тех пор получает царственный мотив, и уже не изменяется до наших дней.
     Среди Браеевоградских легенд ходит и такая, что ещё до Бориса Годунова по реке сплавлялись плоты вниз по течению, и здесь плотоводцы останавливались передохнуть и пополнить запасы воды из Братеевоградских ключей на Красном лугу. В то время ходили слухи, что она излечивает от нехороших болезней.
     И однажды здесь надолго остановилась братская артель плотоводцев, которая напиталась духовной силой на Красном лугу, куда из окрестных сёл приходили девицы невенчанные в поисках своего счастья. Многие из артельской братии и нашли себе здесь невест. А поскольку церкви здесь не было, то и поставили они с помощью местных людей на берегу Москва-реки деревянную церковь, кою освятил привезенный сюда из Дьяково священник, заодно и обвенчав братьев с их избранницами.
     Церковь так и назвали Братеевской, а при освящении она получила именование как церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
     По другой быличке было время, когда сельцо Братеевской поймы называлось Борисовской Слободкой, или просто Слободкой. А в 1771 году сюда пришла Смерть под названием Чума. Кто помер, кто разбежался. Но двое чудотворцев, братия во Христе, нашли какое-то средство от Чумы, или переболели и получили иммунитет, как сегодня учёные говорят. Они не только выжили, но и захоранивали умерших по священному закону, а после того, заложили церковь. Так село снова укрепилось в своём названии как Братеево.
     Старые братеевцы, что жили здесь в начале восьмидесятых годов, продавали строителям Нового Братеево свои овощи и заодно рассказывали былички, которые они сохранили в своей памяти от своих предках. Так вот была там одна легенда, по которой был тут первооснователь первого поселения по имени Братей. Имя явно нецерковное, идёт от вятичей, которые начиная в 9-го века по Рождеству Христову заселяют правый берег Москва-реки, богатое лесами. Этот Братей поставил здесь, на последнем спуске к Братеевской пойме невиданное сооружение, сруб.
     Вятичи не воевали с местным населением финноугорского типа. Основные их племена находились по левому берегу Москва-реки. А сюда они приходили поохотиться. Изоб они не строили. Женщин себе вятичи частенько брали с Марьинской стороны, возили их на Красный Луг, там, на пересечении Люблинской и Братеевской улиц было древнее святилище, где совершался брачный обряд. Таким образом местные семьи братовались с марьинскими. Потом там поставили летнюю церквушку, которую размывало каждые три года. Братеевская пойма дышит: эти колебания происходят раз в три года, послабее, и раз в семь лет более сильно. В эти годы пойма полностью заполняется водой.
     Братово Семёновское начинает более активно заселяться с появлением в свите Ивана Грозного богатого купца Бориса Годунова, в иночестве званого Боголепом. Родился он в 1552 г. Умер он в 1605 г. Чуть позже сгорело всё его родство в междоусобных пожарах начала 17-го века
     С 1582 года Борис был фактическим управителем Русского государства. С 1598 г. он по велению Земского Собора становится законным царём, прервав линию Рюриковичей.
     С конца 16-го века, оказавшись властелином Царства Русского, Борис Годунов отличился усилением пределов русского царства, активно отодвигая пограничные засеки всё дальше на юг и восток. Особо он отличился в 1591 году, когда заставил бежать Крымского хана Гирея и Московских пределов. Его энергия отличилась и в Братеевоградских пределах.
     Около 1600 года Годунов приказал построить плотину на Городне, чтобы привести в порядок её берега, которые в то время были хаотичном состоянии. Везде по её берегам были пруды, прудики, лужицы, где разводили рыбу. При нём была построена Борисовская плотина, возникли Борисовские пруды, где разводили рыбу уже организованно. Рыбоводы на Городне были исстари, они отгораживали заводи на Городне, куда пускали дорогую рыбу, разводили её и возили на Московские рынки. Отсюда и речка эта получила название Городня.
     После смерти Годунова было некоторое затишье. Но в 1605 году в Коломенском поселился Лжедмитрий второй. Узнав, что Борисово считается чуть ли не вотчиной Годунова, Лжедмитрий отправил своих солдат, которые разрушили всё что было в Борисово и в его округе. Была разрушена также Братова Семёна церковь. Само село частично сохранилось из-за затопления, которое каждые семь лет происходило в Братеевской пойме.
     Жизнь затихла в селе. Где-то около 1610 года тут появляется деревянная церковь, строенная то-ли легендарными братьями плотоводцами, то-ли самой общиной, сохранявшей в себе дух братского единения.
     В 1629 году село Братеево со своей старой деревянной церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи относилось к управлению села Коломенское дворцового сана, а не царского Борисово, которое к тому времени только возрождалось после смуты.
     По церковным спискам в 1646 году в Братееве было три десятка крестьянских дворов, которые платили пошлину в казну и десятину относили в церковь. Были ещё несколько десятков жилищ шалашового или временного типа, скорее марийцев, которые сюда приходили поохотиться и пособирать травы.
     Начиная с середины 17-го века Братеевская пойма использовалась для кошения сена для всей Коломенской волости, пахотной земли у братеевцев было немного. Земля была хорошая, но перенасыщенной близко стоящей от поверхности водой. Хотя, Братеевская земля по качеству и урожайности считалась средней, а в других сёлах волости качество земли было "худым".
     К началу 18-го века Братеевоцерковный приход насчитывал 38 дворов. Были около сотни шалашовцев Марьинских пришельцев и новосельцев, которые стали возникать в районе Красного Луга. Молва о его чудодейственной духовной силе, позволявшей сохранять слово верности до конца жизни, достигала самых дальних земель Царства Российского за сотни километров от Братеева. Сюда приходили найти себе суженую с юга Воронежской губернии, основанной тоже, кстати, Борисом Годуновым.
     Приходили сюда не простые молодые люди. Ведь пройти сотни километров по степям и лесам, не умея ничего работать, в то время было невозможно. Красного Луга достигали парни уже способные к труду, имевшие ремесленнические навыки. Новые пары поначалу отселялись в районе между Зябликово, Борисово и Братеево. Потом они стали определяться за реку в Капотню, где из-под высокого берега Москва-реки исходили сотни ручьёв, которые использовали для кузнечного дела.
     В 1703 г. приход Братеевской церкви насчитывал всего несколько десятков дворов. Но в селе на самом деле было больше дворов. Не все были приписаны к церковному приходу села, часть числились за Борисовским уделом. Борисово и Братеево в то время почти слились. 
     В первой четверти 18-го века храм Братеевский решили построить заново, в старом деревянном зияли дыра на дыре. Службы другой раз проводили на улице. И вот в 1731 году заместо старого Братовского поставили деревянный храм, который привезли из села Рождественна Московского уезда. Какая-то такая традиция сложилась деревянных Братеевских церквей, что дерево для них привозили из других земель, хотя был и свой лес.
     Через двадцать лет Братеево переживает очередную административную реформу, всех записных жителей перевели на оброк, как платили налоги обитатели временных жилищ, про то церковные книги не упоминают.
     В конце 18-го века братеевцы вновь оказались в центре передела власти на земле русской. Они переходят под Цельное ведомство, которое занималось управлением императорскими владениями. Относилось Братеево тогда к Коломенской волости.
     В 1797 г., сильно расцветшая к этому времени Коломенская волость, переходит в Цельное самостоятельное ведомство.
     Чем промышляли братеевцы. Та часть селения, которая шла вниз по набережной от Братеевского Холма, и которая была меньнее подверженной подтоплениям, занималась садоводчеством. Здесь были богатые крестьяне, роднородственные борисовским. В основном это были яблоневые хозяйства, выращивали также сливу, облепиху, рябину и вишню. Часть этих садов сохранилась и сейчас, слева по спуску к Борисовским прудам между остановками Борисово и школа, если смотреть на запад, в сторону Каширского шоссе. В нижней части преуспевали огородники. Излишки овощей и фруктов возили в Коломенское и в Московские пределы. Можно сказать, что здесь сложились садово-огороднические традиции, которые культивировались на этой земле сотни лет. Часть этих традиций заложили ещё финноугорские племена, которые подкрепили своими социокультурными познаниями вятичи.
     Садово-огородническое дело в Братеево было весьма доходным. Многие из богатых крестьян часто выбивались в купечество и даже в мещанство. Для этого недостаточно было стать богатеем, нужно было иметь дом в городе, капитал тоже имел значение, его должно было быть заявлено не менее полтысячи царских рубликов.
     С конца 17-го века в братеевских пределах, скажем по-современному в Братеевограде, стали появляться старообрядческие семьи. Жили кучно, Бога почитали, десятину сдавали исправно, участвовали во всех устроительных мероприятиях по благоустройству среды своего обитания, особо никуда не высовывались. Были они не бедными, никто их особо не притеснял. Поднимались они тоже быстро, поскольку отселение новых семей хоть и происходило, но связь хозяйственно-экономическая сохранялась, и была она значительно более плотной и ёмкой, чем у соседей.
     По опросам во второй половине 19-го века уже половина Борисовского населения числилась старообрядцами. Приселились они и к Братеево, тут тоже образовалось несколько старообрядческих хозяйств. Тут играла роль и особость братеевского населения, которые научились сплачиваться, братоваться ввиду постоянных проблем из-за подтоплений, и, связанных с ними моров. Отчего в Братеево сложился особый социокульт общинного типа, привитый вятичами со времён Древней Руси, чем-то напоминающий старооборядческий, старосельский.
     В 1812 г. здесь, в самом селе стояли наполеоновские войска. Солдаты и нижние чины квартировались в домах. Место было удобное для прокормления. А офицеры стояли в Зябликово. Рассказывали, что в Зябликово дважды был Наполеон. Говорят, что он посещал Красный Луг в Братеевской пойме, известный своей целительной силой. Кто пробудет на нём с заката солнца до его восхода, тот найдёт себе суженую, с которой не расстанется никогда.
     От Зябликова, которого имя идёт не от зябликов, и от зыби болотной, в старину Зыбляково, шла дорога на маленькую пристань Красного озера. Это был каскад из нескольких десятков озёр, объединённых небольшими ериками. Дорогу было видно даже когда там проложили Бесединское шоссе. Сейчас заросла кустами, заболотилась.
     В Братеево в Наполеоновские времена стоял отряд французский из нижних чинов. Казаки занимали позиции на марьинской стороне в районе Конного Брода, это точно напротив улицы Алма-Атинской. По ночам они перебирались с конями через одноимённый брод в Братеевскую пойму, по тропам в высоченной траве подбирались к домам, где жили офицеры, выхватывали какого-нибудь из зазевавшихся французиков из сортира, и быстро переправлялись в Марьино. Пленных не мучили, напротив, откармливали, потом обменивали на луидоры или на церковную утварь, которую офицеры забирали в домах и тырили в храмах. Постепенно французы отступили из Братеево, противостоять с Семиреченскими казаками из Казахстанских и Киргизских степей им было невозможно.
     Казаки знали о священном свойстве ключевой воды Красного луга, выкопали тут колодец, воду из которого возили по окрестным казачьим атаманствам. Название этот колодец получил как Казаков колодец. Остатки его видны были на склоне Братеевского Холма за нынешнем съездом с Братеевского моста. Туда вплоть до 1991 года приезжали за водой с огромными флягами.
     Братеево с самого своего основания участвовало в различных административных преобразованиях. В 1861-м году Братеево становится частью Царицынской волости. Это давало некоторые преимущества братеевцам, теперь они получали право поставлять свои овощи и фрукты в Дворянские дома.
     По церковным спискам в 1876 году здесь было 80 хозяйств, было ещё не меньше по административным спискам, была лавка купеческая, был питейный дом и третьеразрядный трактир. Согласно тем же церковным спискам тут проживало 230 жителей села, за которыми числилось 360 десятин земли, 100 лошадей, 77 коров, 100 голов мелкого скота. Сколько селилось сами по себе знали только местные богатые крестьяне, которые нанимали неучтённых к себе в работы.
     На возвышенных местах наиболее доходным занятием было садоводчество, ниже по течению, к пойме, люди садили огороды. В общем пользовании были поля с картофелем и зерновыми.
     К концу 19-го века в Братееве появляются ремёсла и промыслы. Здесь научились делать, мастерить приспособления для изготовления папиросных гильз, люди умели наматывать хлопчатобумажную нить на катушки.
     В Братеево было несколько мастерских по производству канители из тонкой металлической нити, которую заказывали ткацкие предприятия в золотошвейном и позументном производстве. При церковной школе Братеевской церкви было открыто земское училище, которое потом переехало в Борисово.
     Что касается самой церкви, то она была деревянной, но собранной монументально из плотно подогнанных в срубы брёвен в обхват толщиной. Была и колокольня с тремя колоколами на высоте, говорят, до 30 метров.
     При церкви было два престола. Старый был в центре, званый в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и новый был боковой именованный в честь святого мученика Власия. Его построил церковный староста К.Т. Болховитинов, установив его в трапезной. Церковь была ставлена на камнях, привезенных с Капотненского холма, своих камней тут не было.
     Были в церкви деревянные иконы, было тут что-то наподобие плащаницы, резное распятие. История не запомнила откуда появились тут изразцовые царские врата. Хранились в церкви мощи мученика Антипия и преподобных Антония и Феодосия Печерских. Церковь существовала на приношения верующих, были и благотворители из Москвы.
     Церковь была построена недалеко от Братеевского причала, в небольшой заводи, куда причаливали проходящие кораблики. Место было не высокое, но и не низинное. Однако раз в 7 лет земля выдыхала и из-под земли поднималась вода, которая постепенно подмывала берегоукрепительные сооружение у церкви.
     Бывший о ту пору настоятелем Отец Николай, решил строить новую каменную церковь, подальше от берега. Были собраны небольшие средства, которых хватило только на каменный фундамент. После смерти Отца Николая, всю работу завершил его преемник священник В.А. Кирьяков, которому помогли Царицынские и Коломенские дворянские дома.
     К 1893 году новый каменный храм в византийском стиле с тремя престолами и широким куполом был построен полностью. Иконостас пожертвовал генерал-губернатор, забрав в свою церковь более древний иконостас старой деревянной церкви. Теперь все иконостасы хранятся в Коломенском музее.
     В конце 19 века, согласно картографии Кусова, село Братеево располагалось в сотне метров от берега Москва-реки, имея справа склон Братеевского Холма. На картах отмечены улицы Шмелёвка, Гора, Паромная, Слободка. Была и прибрежная улица, которую в народе называли Братеевская набережная. На карте она есть, но без названия.
     В конце 19 века после поворота реки на юг появляется паромная переправа, строенная московским приказчиком из села Софьино Фёдором Антоновичем. Она существовала до 1934 года. Во время войны тут был наведен мост из семи понтонов, который пытались разбить немецкие юнкерсы.
     В 1900 году при новой церкви начала работать начальная церковно-приходская школа. В школе было три класса и квартира учительницы.
     Учебный курс рассчитан был на три года. Изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, чтение, арифметику. Для девочек был ещё урок рукоделия. Проводились и народные чтения духовно-патриотического свойства. Эта школа работала и после Октябрьской революции, но уже по государственной программе. Новую школу построили только в 1966-м году.
     В 1911 году в Братеевском хозяйстве отмечается упадок. Его причиной стали наводнения, заморозки, вызвавшие нашествия разного рода вредителей. На упадок производства садоводческой и овощной продукции повлияло и строительство железной дороги, по которой в Москву хлынули овощи и фрукты из южных регионов Российской империи.
     Однако со временем крестьяне Братевограда начали выращивать овощи, которые имели лучшие показатели благодаря пойме. Здесь кроме картошки, стали выращивать малину, крыжовник, капусту, свеклу, редьку, огурцы, выращивали также овощи на семена.
     В 1911 году Улицу Гора, в народе называемой Братеевские Горки, замостили камнем. Она шла как раз до Храма.
     В 1913 году в камень была одета также и улица Паромная, которая вела от Храма и Царского тракта к парому на Москва-реке. Царская дорога считалась таковой до Наташинской улицы, откуда можно было попасть в царское село Борисово. Но местные считали царской дорогой и её продолжение от поворота на Борисово до Братеевской церкви. Древний указатель из столба в два обхвата стоял на повороте с улицы Борисовские пруды на Борисово. Это где сейчас автобусная остановка Борисово. Потом там стали прокладывать теплотрассу, указатель положили на обочине, потом он исчез.
     А Наташинская улица изначально называлась Нетинской по названию речки Нети, которая теперь взята в трубу, только 50 её метров можно видеть сегодня напротив Метро Борисово, где Неть сливается с Городнёй. Нетью речка названа по траве нети, нитевидной, толщиной с ладонь и длиной до 4 метров, которая заполняла все берега Нети.
     В начале 20-го века в селе жили больше 600 человек, в основном крестьян. Тут сохранился третьеразрядный трактир, были 2 овощные лавки, был свой небольшой рынок, раз в месяц открывалась ярмарка, куда привозили много ремесла из соседних сёл.
     Постепенно сюда начинают приезжать жители южных регионов. Женщины нанимались в садоводческие и овощеводческие хозяйства в качестве сезонных рабочих. Их так и называли – пололки.
     После революции население Братеева стало прирастать. В 1926-м году здесь проживало официально около 900 человек. И столько же временных.
     В 1930-е годы на основе села был организован колхоз "Путь Ильича". Тогда же церковь за ненадобностью была закрыта, и там разместился Братеевский Клуб. Церковное священничество не успевало за советскими нововведениями, люди ищут для себя применения в новых социальных проектах. Церковь пустует. Загсы заменили венчание. Церковь закрыли. Здесь теперь разместился местный клуб, в котором выступают приезжие артисты, играет музыка, кажут кино.
     В годы Великой Отечественной войны на Братеевском холме стояла зенитная батарея из четырёх зениток и артпулемётные точки. Они отражали налёты фашистской авиации, стремившиеся разбомбить Братеевскую понтонную переправу. Храм был разрушен. Потом его восстановили. Потом снова разобрали. Сейчас здесь возвели новый каменный двухэтажный храм. Он относится к Даниловскому благочинию Московской городской епархии РПЦ.
     После войны Братеево участвует в очередном административном переустройстве. В 1950-м году колхоз Ильича входит в состав крупного колхоза имени Ленина, задачей которого было кормить Москву. Часть колхозной усадьбы была расположена в Братеевской пойме и функционировала до 1995 года.
     В 1960 году Хрущёв вводит Братеево в Московскую агломерацию.
     До 1980 года село представляло из себя деревенскую застройку. Начиная с этого года территория села застраивается многоэтажными панельными домами. Часть домов по набережной и в пойме сохраняется до 1987 года.
     В 1991 году в Москве возникло три временных муниципальных округа: Крылатское, Сокол и Братеево. Они получили, согласно распоряжению Хасбулатова почти городские права. Люди почуяли запахи демократии. Страна шла к развалу.
     В 1995 году Братеевская анархия закончилась, был образован административный округ Братеево.
=============