Аппетитное кино

Александр Соханский
       Сколько же дивных кинолент даровал нам советский кинематограф: добросердечные,  с изысканным юмором. Фильмы, которые можно пересматривать вновь и вновь. И они не докучают!
       Многие фразы и выражения из прославленных советских фильмов настолько метки и привлекательны, что перешли в народный фольклор благодаря дарованию артистов.
       Не меньшее удовольствие доставляет зрителям пересмотр талантливой игры актёров в некоторых сценках кинолент. Поделюсь с читателями небольшой коллекцией едоков, которые невольно вызывают аппетит своей яркой игрой.


«МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

       Гоша возвращается в дом Екатерины.
       — А обед есть? – спрашивает он, по-хозяйски входя на кухню чужой квартиры.
       — Конечно.
       — Давайте поедим, я проголодался страшно.
       Но все гости уже как бы отобедали и спешно расходятся. Гоше в тарелку наливают большой половник из большущей супницы. По содержимому ложки похоже на борщ. Гоша (фото 1), несмотря на объявленный «страшный голод» ест, не поднимая головы, тупо уставившись в тарелку. Вяло и без всякого удовольствия, будто хлебает пустую воду. Он очевидно пришёл не за этим и спешит завершить эту ненужную ему трапезу.
       Но Катерина смотрит на него с нескрываемым интересом и явным одобрением. Гоша ощущает этот взгляд.
       — Чего ты? – поднимая глаза на неё.
       — Как долго я тебя искала, – задумчиво произносит Катерина.
       — Восемь дней, – после секундной прикидки отвечает Гоша и механически продолжает хлебать суп.
       Становится ясно, что после недельного «большого бодуна» Гоше ложка в рот не лезет, но из элементарной вежливости он вынужден глотать ненавистную еду. И артист в роли Гоши* мастерски разыгрывает видимость жадного аппетита.


«ЗОЛОТОЙ ТЕЛЁНОК»

       Борщ можно есть по-разному. Совершенно другие эмоции вызывает сценка обеда молодых супругов Фемиди.  Перикл* и Зося Фемиди-Синицкая* с большим аппетитом уписывают флотский борщ в студенческой столовке. Колоритный элемент в трапезу молодожёнов вносит комментарий великого комбинатора Бендера*. Остап понимает, что он тут лишний и надо уходить. Преодолевая неизвестно откуда взявшуюся стеснительность, он неожиданно выдаёт:
       — В этом флотском борще плавают обломки кораблекрушения (фото 2).
       Бывший ухажер Зоси, а ныне ещё и бывший миллионер, имел в виду крушение собственных надежд. Не постигая истинной глубины этой фразы, Перикл с огромным интересом глянул в свою тарелку в поисках обломков разбитых кораблей, затем с не меньшим вниманием на Остапа  и супруги Фемиди одобрительно рассмеялись его шутке.
       На то, как Перикл прихлебывает флотский борщ, постоянно вскидывая оценивающий взгляд на Остапа (фото 3), невозможно смотреть без улыбки.
       Аппетитно сыграно.


«ЗОЛОТОЙ ТЕЛЁНОК»

       Бендер поручает Шуре  и Михаилу Самуэльевичу* «потрогать за вымя» подпольного миллионера Корейко, отобрав у него всё, что будет обнаружено в карманах, но не бить его ни под каким видом и вообще не применять физического воздействия.
       Компаньоны сидят в кафе. Несмотря на исключительную простоту  и ясность указаний, сделанных великим комбинатором, Балаганов и Паниковский заводят жаркий спор.
       Одновременно Паниковский серебряной ложечкой на цепочке со смаком уплетает сметану из стакана. При этом артист гениально играет настоящее блаженство на лице своего персонажа, между причмокиваниями рассуждая о пользе сметаны для сердца (фото 4). Глядя на блестящую игру актёра трудно удержать аппетитные слюнки.
       Затем, тщательно облизав ложечку и пряча её во внутренний карман пиджака, удовлетворенный перекусом Паниковский выражает своё мнение  о способе исполнения возложенного на него поручения, которым очень гордится.
       — Шура! Верьте мне, Шура! Только кража!
       — Только ограбление, — возражает Балаганов, который тоже горд доверием командора.


«МЕСТО  ВСТРЕЧИ  ИЗМЕНИТЬ  НЕЛЬЗЯ»

       Одноглазый бандит приводит Володю Шарапова на малину «чёрной кошки» и я с нетерпением жду момента, когда Горбатый* начнёт колоритно закусывать квашеной капустой очередную стопку.
       — Сядь. Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем. Выпьешь? – предлагает Горбатый Шарапову.
       — Нальёте – выпью.
       — Ну, за что выпьем? За твоё здоровье пить глупо, оно ведь больше тебе не понадобится.
       — Это почему же так?
       — Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок. Дурилка картонная! Обмануть хотел.
       — Тогда давай за твоё здоровье выпьем, ты, видать, себе два века намерил.
       — Никак грозишься?
       — Да чем же я тебе пригрожу? Когда вокруг тебя кодла с пушками да перьями впридачу. От меня тут за одну минуту ремешок останется.
       — А дружки твои из МУРа что же?
       — Мне вчера твой дружок Фокс сказал: самое дорогое на земле – это глупость, потому что дороже всего за неё приходится платить!
       — Это ты к чему?
       — А к тому, что мне моя глупость по самой дорогой цене обойдётся. Глупость и жадность. Хотелось деньжат по-лёгкому срубить. Вот я чувствую меня ими досыта и накормите.
       — Правильно делаешь. Гони её прочь тоску печаль. Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик – и ты уже на небесах, — с этими словами Горбатый опрокидывает стопку, берёт на вилку изрядную копну квашеной капусты и, высунув длинный язык, с большим аппетитом отправляет капусту в широко разинутый рот (фото 5).
       Просто блеск!


«ДЕВЧАТА»
 
       В общежитие с работы возвращаются девчата и видят сидящую за богато накрытым столом Тосю Кислицину*.
       — Ты что тут делаешь?
       — Чай пью.
       — Да ты откуда взялась-то? – заводится красотка Анфиса. — Это ж кто тебя научил по чужим тумбочкам лазить, а?
       — Да ты что, — Тося обидчиво вытряхивает на кровать свой тощий рюкзачок, — вот, пользуйтесь.
       — Богато живёшь! – поддела её Анфиса.
       — Да ты не расстраивайся. Ешь на здоровье, - успокаивает Тосю Вера.
       — Первый раз таких единоличников вижу, – без всякого стеснения Тося садится за стол и продолжает наслаждаться огромным полубатоном с толстым слоем намазанного варенья.
       Направляя бутерброд в рот, Тося высунула такой аппетитный язычок (фото 6), что Горбатому вожаку до неё далеко.




       * На кадрах из кинофильмов артисты:

       Гоша – Алексей Баталов
       Остап Бендер – Сергей Юрский 
       Перикл Фемиди – Виктор Семёнов
       Зося Синицкая – Светлана Старикова
       Паниковский – Зиновий Гердт
       Горбатый – Армен Джигарханян
       Тося Кислицина – Надежда Румянцева




       Александр Соханский,
             апрель 2024 г.