Курьёз на экзамене
Однокурсницы одного из столичных вузов Оля и Наташа подошли к новому общежитию, готовясь заселиться. Общежитие, справедливости ради надо отметить, было замечательным: никаких тебе общих коридоров с одной кухней на этаже и общим туалетом. Настоящая квартира, двухкомнатная или однокомнатная. Строители постарались с ремонтом, всё здесь блестело и сверкало, новая мебель источала запах клея и краски, на этаже даже был мусоропровод. Студенты из других городов приезжали полюбоваться шикарным студенческим общежитием, словом, здесь были созданы все условия для успешной учёбы: живи, да радуйся. Девушки поселились в двухкомнатной квартире, они с Катей, тоже первокурсницей, в большой комнате, а в маленькой - две старшекурсницы Лены. Девчонки готовились к первой в их жизни сессии. Предстояло сдавать предмет «Новая история». Как рассказали старшекурсницы, преподаватель очень лояльно относился к студентам и «закрывал глаза» на списывание. « Так что особо не «парьтесь», - сказала Лена, соседка по квартире. - Все сдадут, причём без троек». Оля с Наташей, конечно, поверили этим словам, но всё - таки в первый раз было страшно. «А вдруг что – то пойдёт не так? - рассуждала Наталья. - У меня память на даты очень плохая, не могу ничего запомнить. Я в прошлом году пыталась сюда поступить, не добрала баллов. В этот раз с трудом поступила, теперь не хочу «завалить» сессию. Буду зубрить». – « Ну и зубри, «зубрилка», - поддразнила подругу Оля. – А я напишу «бомбы» и постараюсь незаметно достать их. Выучить всё нереально. Посмотри, учебник какой толстенный! Разве можно запомнить такой объём информации?» Старшекурсницы только посмеивались над усердием Натальи. Ольга - девушка несколько ленивая, авантюристка по натуре, привыкшая делать всё в последний момент, надеялась на свою хорошую память. Ей достаточно было один раз прочесть материал и ответ на четвёрку готов. А звёзд с неба Оля не хватала, отличницей быть не стремилась, потому и относилась к учёбе с прохладцей. « Лучше я схожу в кино или театр. Или просто погуляю по Москве. Здесь столько всего интересного! Нужна мне эта «Новая история»! Наташка, пойдёшь со мной?» - Оля уже стояла в маленькой прихожей, вертясь перед зеркалом и разглядывая себя в новой шубке.
- Не пойду! - Наталья крикнула из комнаты, не отрываясь от учебника. – И тебе не советую. Схлопочешь тройку, останешься без стипендии.
- Девчонки сказали, что староста, комсорг и профорг (1) получают стипендию и с одной тройкой. А я - профорг. Так что не страшно, - прохихикала Оля, уже натягивая на свои стройные ножки итальянские сапожки. - Ужинайте без меня, буду поздно.
« Вот свиристёлка, - беззлобно подумала Наталья. – На что человек надеется? Я так не могу учиться».
Наступило время «Ч». Оля, как и говорила, пришла на экзамен «во всеоружии», она заблаговременно написала на тетрадных листочках полный ответ по каждому билету, так называемые «бомбы». Теперь осталось дело за малым, нужно было незаметно достать требуемый ответ и сделать вид, что ты сосредоточенно вспоминаешь материал и записываешь свои мысли. Наташа, несмотря на усиленную подготовку, умудрилась пронести в аудиторию объёмный учебник. И вот первая пятёрка студентов сидит в аудитории, готовится. Преподаватель, Анатолий Петрович Л., настоящий учёный, член Союза писателей России, автор нескольких книг, человек, безумно любящий свой предмет и божественно его преподающий, делает вид, что увлечённо читает газету. В аудитории стоит звенящая тишина, такая, что невольно слышишь, как переворачиваются страницы книги. И вдруг… Толстый учебник с Наташиных колен с грохотом падает на пол.
Немая сцена. Студенты, затаив дыхание, замерли. Что сейчас будет? Натальино лицо залилось краской. « Вот это я «подставила» всех, - молниеносно проносится у неё в голове». Она поворачивает голову в сторону преподавателя и видит, как Света, староста их группы, показывает выразительный кулак. « Сейчас преподаватель пройдёт по аудитории, подойдёт к каждому студенту, увидит всех списывающих и выгонит. Экзамен у всех будет завален. Мне теперь не жить!» - с тоской думает Наташа.
А что же Анатолий Петрович? Он невозмутимо продолжает читать газету. Усердно прикрывая лицо, чтобы, не дай, Бог, не увидели студенты, профессор улыбается. Видимо, вспомнил себя в молодости. Он ведь не сразу стал профессором, тоже поначалу был нерадивым студентом, и на экзаменах так же грешил списыванием. Конечно, он понял, у кого из студенток выпала книга.
Настала очередь ответа Наташи. На негнущихся ногах она подошла к Анатолию Петровичу. Тихим голосом, всё ещё раскрасневшаяся и взмокшая от страха и волнения, начала отвечать.
- Погодите! – прервал её профессор. – Как Ваша фамилия?
- Цапова, - еле слышно произнесла Наташа.
- Не понял. Как?
- Цапова.
- Чанова? – профессор, видимо, решил разрядить обстановку и немного повеселить студенток.
- Цапова, - голос у Наташи продолжал дрожать.
- Щанова?
- Нет, Цапова моя фамилия.
- Цанова? - преподаватель явно забавлялся, коверкая редкую Наташину фамилию.
По аудитории прокатился лёгкий смешок. Уже чуть ли не хором студенты подсказывали: « Цапова!» Переспросив ещё несколько раз, профессор удовлетворённо хмыкнул и предложил Наташе продолжить ответ.
В этот раз все студенты благополучно сдали «Новую историю». И не только не посмеялись над «глупым» профессором, а зауважали его ещё сильнее. Популярность Анатолия Петровича заметно выросла, о чём поведали ему библиотекари студенческой библиотеки, заметив, что его книги стали пользоваться возросшим спросом.
А эту историю позже студенты разных выпусков передавали из поколения в поколение, как курьёз на экзамене.