Иисус, ессеи и Кумранская община

Игорь Лощинин
Дискуссия о свитках Мертвого моря и  связи ессеев и  исторического Иисусе ведется среди специалистов уже несколько десятилетий.
После того, как«Свитки Мертвого моря» были обнаружены в конце 1946 -начале 1947 в нескольких местах в Иудее (Кумран, Вади-Мураббаат, Нахаль-Хевер и Масада), а вслед за тем и опубликованы , многим стало очевидно сходство между некоторыми писаниями Кумранской общины и Евангелиями; это  сходство не могло быть объяснено случайностью. Например, в обоих собраниях упоминаются центральная фигура (Учитель Праведности -  Иисус) и группа ее последователей (кумраниты- ученики Иисуса), которые верили, что живут в последние времена и что вот-вот явится мессия (или мессии).
Палеографический и радиоуглеродный анализы датируют кумранские свитки временем между 250 г. до н. э. и 68 г. н. э. (когда Кумран был уничтожен римлянами). Большая часть важных свитков относится к периоду до нашей эры; это означает, что древние христиане, скорее всего, не могли быть их авторами.

Некоторые исследователи  задолго до открытия свитков Мертвого моря предполагали связь между Иисусом и ессеями – иудейской религиозной группой, о которой писали Иосиф Флавий, Филон Александрийский и Плиний Старший. Так, Эрнест Ренан еще в 1863
считал Иисуса учеником ессеев.
Но самые важные и подробные сведения о ессеях дает лишь Флавий, который не просто общался с ними, а жил в течение года или даже трех в качестве послушника одного из ессеев.

Религиозное течени ессеев появились после маккавейских войн в результате раскола движения хасидеев и ,вероятно, от  этого слова и произошло их название.Иудейская религиозная партия хасидеев — ревнителей веры и закона , сформировалась как противодействие начавшемуся во II веке процессу эллинизации среди евреев Палестины  и состояла из иудеев, верных древнему закону, с целью ревностного выполнения всех его требований.Их численность составляла  примерно четыре с лишним тысячи человек.
Вот что писал о ессеях Иосиф Флавий в книгах "Иудейские войны" и "Иудейские древности".
«Они живут везде большими общинами. Приезжающие из других мест ессеи могут располагать всем, что находится у их собратьев, как своей собственностью, и к членам их сообщества, которых они никогда раньше в глаза не видели, они
входят, как к старым знакомым. Они поэтому ничего решительно не берут с собой в дорогу, кроме оружия для защиты от разбойников...
Они не имеют ни жен, ни рабов, ..хотя существует еще другая ветвь ессеев, которые .. отличаются своими взглядами на брак. Они полагают, что те, которые не вступают в супружество, упускают важную часть человеческого потомства; да и все человечество вымерло бы в самое короткое время, если бы все поступали
так…. Живя сами по себе, они служат друг другу. Для заведования доходами и плодами земли они с помощью голосования избирают наиболее достойных лиц из священнического сословия; последние должны заботиться о доставлении хлеба и прочих съестных припасов. Они живут все одинаково.. 
Они презирают богатство, и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, который был бы богаче другого. По существующему у них правилу, всякий присоединяющийся к ним должен уступить свое состояние общине; а потому у них нигде нельзя видеть ни крайней нужды, ни блестящего богатства – все как братья владеют одним общим состоянием, образующимся от соединения в одно целое отдельных имуществ каждого из них..
Ессеи твердо веруют,что, хотя тело тленно и материя невечна, душа же всегда остается бессмертной…… Бессмертие души прежде всего само по себе составляет у ессеев весьма важное учение, а затем они считают его средством для поощрения к добродетели и предостережения от порока. Они думают, что добрые, в надежде на славную посмертную жизнь, сделаются еще лучшими; злые же будут стараться обуздать себя из страха перед тем, что если даже их грехи останутся скрытыми при жизни, то, по уходе в другой мир, они должны будут терпеть вечные муки. Этим своим учением о душе ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех, которые только раз вкусили их мудрость».
Флавий особо подчеркивал верность и миролюбие ессеев, а также их отказ от использования любых клятв (к тому же призывал и Христос).
Правда, присоединиться к ессеям было очень нелегко. Желавший войти в общину должен был в течение года вести тот же образ жизни, что и остальные ее члены...Флавий называл ессеев «наилучшими людьми"...
 
                ЕССЕИ-ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХРИСТИАНЕ?

Особый интерес представляют взаимоотношения ессеев и первых христиан. Как
известно, Евангелия полны критики по поводу саддукеев и особенно фарисеев. Оба этих религиозно-политических течения многократно упоминаются в новозаветной литературе, причем в негативном свете. Но там не сказано ни слова о ессеях. Случайно ли это? Неужели Христу и Его ученикам не приходилось сталкиваться с ессеями, «лучшими людьми», которые, по словам Флавия, жили во многих местах Иудеи?

Не могли ли быть первые христиане одной из ессейских групп? Ведь ессеи, как свидетельствует Флавий, не представляли единой общины и жили не только в Иудейской пустыне на берегу Мертвого моря. Кумран, в котором найдены знаменитые рукописи, был только одним из мест, где селились ессеи.
Могли ли  Христос и Его ученики, а затем иерусалимская община апостола Петра, быть всего лишь одной из ессейских групп?

Однако,при удивительном сходстве  существует также и ряд существенных отличий от ессеев.
Нельзя забывать, что Иисус всегда критиковал фарисеев за чрезмерный педантизм в соблюдении законов иудаизма. Но ессеи были несравненно большими
ревнителями законодательства Моисея и в своем стремлении к ритуальной чистоте доходили до крайностей, немыслимых даже для фарисеев. С одной только этой точки зрения, Христа и Его учеников никак нельзя отнести к ессеям.
Во-вторых, ессеи были аскетами, в то время как Христос не только Сам таковым не
являлся, но и никогда не призывал других к аскетизму. Более того, Иисус признавал, что уж если Иоанн Креститель, будучи подлинным аскетом, не угодил своим критикам, то что же говорить о Сыне Человеческом, Который откровенно не считал аскетизм обязательным для праведного образа жизни.
В-третьих, ессеи не только не рассказывали о своем учении, но и
скрывали его от посторонних. Чтобы стать членом их общины, нужно было пройти тяжелые испытания в течение нескольких лет.
Ничего подобного не требовали Христос и Его ученики.Они открыто проповедовали в народе суть своего учения, а присоединиться к ним мог любой и в любое время.

Итак, ни Иисус, ни Его ученики не были ессеями.
Но почему же многое, к чему призывал Сын Человеческий (например, не клясться, не брать ничего в дорогу) или правила иерусалимской общины Петра (общность имущества) так напоминают обычаи ессеев?
 Как объяснить, что ессеи и христиане имели одно и то же число (12)  руководителей – апостолов и называли себя «общиной Нового Завета»?
Есть основания полагать, что и Иисус, и Иоанн Креститель, а также их ученики прошли ессейскую школу, но ессеями не стали.

Ессеев объединяло много общего, например: аскетизм, безбрачие, необычайный педантизм в исполнении законов иудаизма (непривычный даже для фарисеев), строгая дисциплина,вера в бессмертие души и загробное воздаяние, убеждение в абсолютном предопределении,непризнание авторитета храмовых священников, общность имущества, отказ от изготовления оружия и занятия торговлей, совместные молитвы и трапезы.
Ессеи сыграли очень важную роль в формировании раннего христианства, а образ жизни таких ессейских сект, как терапевты, стал прототипом для христианского монашества.

Бльшинство исследователей признавали, что в  древних свитках Кумрана возможно обнаружить нечто полезное для понимания Евангелий и  самого образа исторического Иисуса, поскольку ранняя их датировка (с 250 г. до н. э. по 68 г. н. э.) охватывает Его жизнь  и возникновение Древней Церкви.

Все в этом иудейском Новом Завете готовит нас к появлению Нового Завета христиан. Учитель из Галилеи, как предстает Он перед нами в новозаветных книгах, во многом кажется поразительной реинкарнацией Учителя Справедливости( или Праведности) . Подобно ему, Он проповедовал покаяние, бедность, смирение, любовь к ближним, целомудрие. Подобно ему, предписывал соблюдение Закона Моисеева, всего Закона – однако дополненного и усовершенствованного откровениями, ниспосланными Ему самому. Подобно ему, был Избранным, Мессией Божьим, искупителем мира. Как и он, вызвал вражду первосвященников из партии саддукеев. Подобно ему, был приговорен к смерти и казнен. Подобно ему, предсказал гибель Иерусалима, захваченного и разрушенного римлянами за то, что Его умертвили. Подобно ему, Он станет высшим Судией в конце времен

Однако, ученые призывают воздерживаться от чересчур догматических суждений о жизни и смерти Учителя Праведности, а также от ярких сравнений или противопоставлений его фигуры – и фигуры Учителя христиан.
Учитель Праведности жил сотней лет раньше. Он был народным вождем;он увел своих последователей в пустыню и терпел вместе с ними величайшие лишения и разочарования, не говоря уж о спорах и расколах внутри собственного движения. Он верил, что страдания – его собственные и его последователей – приблизят спасение Израиля…

Хотя, насколько нам известно, ни один из кумранских свитков не был написан христианами или для христиан, многие исследователи видят в этих древних документах несомненную связь с происхождением христианства. Место, где они были найдены (менее 25 км от Иерусалима), их датировка (250 г. до н. э. – 68 г. н. э.), языки, на которых они написаны (иврит, арамейский и греческий) – все это делает кумранские свитки важным источником для понимания многих сторон Евангелий и жизни Иисуса.

Более того: ряд ключевых кумранских текстов содержит идеи или формулировки, схожие с теми, какие можно найти  в некоторых евангельских отрывках.
Специалисты составили список из нескольких свитков и многих ключевых отрывков, в которых темы и формулировки поразительно схожи с евангельскими, особенно в изображении Иисуса.