Авторский конспект первых девяти писем Сенеки

Рауфа Кариева
О времени
У нас всё чужое. И только время нашей жизни наше. Наше  время – это и есть наша жизнь.
Каждая минута нашей жизни приближает нас к черте, за которой не будет времени. Там будет небытие вне времени.
Каждому из нас осталось неизвестно сколько, но точно немного лет жизни. У взрослых людей часть жизни уже прожита. И потому нельзя упускать ни минуты.
Мы думаем: Смерть где-то далеко впереди. Нет. Она позади нас. Она уже завладела прожитыми годами. И несёт их в мешке, следуя за нами по пятам.
Что?  Мы не боимся тратить время впустую? Или боимся?
Время нашей жизни и так скоротечно, а его еще и крадут.
Кто?
Все вокруг. И ты сам. Сам у себя крадешь.
Время похищают силой и отбирают исподволь.
Часто мы не замечаем этого и не противимся.
Как мы крадём время сами у себя?
1. Тратим время впустую, бездельничаем.
2. Делаем дурные дела.
3. Делаем ненужные дела.
А еще мы не предъявляем счёт тем, на кого мы потратили время. Это путь к нищете. И сами не оплачиваем время, которое кто-то потратил на нас. А это неблагодарность, являющаяся грехом.
Пять выводов:
1. Рационально используй каждое мгновение жизни. Планируй и размышляй.
2. Составляй рейтинг значительности дел, которыми ты занимаешься.
3. Составь личный кодекс поведения, чтобы исключить выполнение ненужных, а тем более, дурных дел.
4. Не трать время на тех, кто  не возмещает  его тебе эквивалентно.
5. Благодари за потраченное на тебя время.

О странствиях и скитаниях
Кто везде — тот нигде.
Метания — признак больной души.
Первое доказательство спокойствия духа — способность жить оседло и оставаться с самим собою.
Здоровый психически человек  не странствует, не тревожит себя переменою мест.
Кто проводит жизнь в странствиях, у тех в итоге гостеприимцев множество, а друзей нет.

О книгах
Чтение множества писателей и разнообразнейших книг сродни бродяжничеству и непоседливости.
Даже самое полезное не приносит пользы на лету. Во множестве книги лишь рассеивают нас.
Если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь — и довольно.
Читай всегда признанных писателей, а если вздумается порой отвлечься на другое, возвращайся к оставленному.
Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. А не пробегать всё второпях и наспех.
Пробежав многое, выбери одно, что можешь переварить сегодня. Из многого прочитанного что-нибудь одно запомни.

Варианты и примеры
Не приносит пользы и ничего не дает телу пища, если ее извергают, едва проглотивши. Отведывать от множества блюд - признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок.
Ничто так не вредит здоровью, как частая смена лекарств.
Не зарубцуется рана, если пробовать на ней разные снадобья.
Не окрепнет растение, если часто его пересаживать.

О бедности
Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше.
Беден тот, кто зарится на чужое и считает не приобретенное, а то, что надобно еще приобрести?
Каков предел богатства? Низший — иметь необходимое, высший — иметь столько, сколько с тебя довольно.

О доверии другу
Узнай человека, прежде чем счесть его другом. Подружившись - доверяй. Долго думай, стоит ли становиться другом тому или этому, но решившись, принимай друга всей душой и говори с ним так же смело, как с собою самим. Будешь считать друга верным - верным и сделаешь. Нередко учат обману тем, что обмана боятся, и подозрениями дают право быть вероломным.
Феофаст: «Сначала суди, потом полюби. А полюбив, уже не суди».
Если ты своему другу не доверяешь полностью,  то это не друг.
Если ты настаиваешь, что он - друг, то ты не понимаешь сути истинной дружбы.

О поведении
Живи так, чтобы и себе самому не приводилось признаваться в чем-нибудь, чего нельзя доверить даже врагу.
Порок - верить всем. Этот порок благородный. Порок -  никому не верить. Этот порок безопасный.
Постоянная обеспокоенность порицаема. Но так же порицаемо и  полное спокойствие.
Страсть к суете  - признак не деятельного, но мятущегося в постоянном возбуждении духа. Но  и привычка считать каждое движение тягостным - признак не безмятежности, но изнеженности и распущенности.
Помпоний: "Некоторые до того забились во тьму, что неясно видят все освещенное".
 Все должно сочетаться: и любителю покоя нужно действовать, и деятельному — побыть в покое.

О смерти
Если что-то очень пугает, именно оно вовсе не страшно. Никакое зло не велико, если оно последнее. Смерть была бы страшна, если бы могла оставаться с тобою, она же или не явится, или скоро будет позади.
Жизнь ценна. Все боятся смерти. Но разве мало людей, которые сами отказываются от жизни по ничтожным причинам? Хотя многие испытывают чрезмерный страх перед смертью и цепляются за жизнь, несмотря на ее мучительность.
Мудрость в том, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, когда придет время. В душе должна быть готовность утратить ее безболезненно. 
Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Пусть жизнь твоя будет спокойной, что невозможно для тех, кто цепляется за нее и слишком много думает о ее продлении. Никакое благо, в том числе и жизнь, не принесет радости, если постоянно бояться потерь и утрат.
Не бойся царского гнева, потому что лишить тебя жизни может и твой верный слуга. Не бойся врагов, потому что убить тебя может самый близкий человек.
Говорю тебе: с часа твоего рождения идешь ты к смерти. Об этом должны мы думать и помнить постоянно, если хотим безмятежно дожидаться последнего часа, страх перед которым лишает нас покоя во все остальные часы.

О бедности и богатстве
А эта мудрость сорвана мною в чужих садах: "Бедность, сообразная закону природы, — большое богатство".
Какие границы ставит нам этот закон природы? Не терпеть ни жажды, ни голода, ни холода. А чтобы прогнать голод и жажду, тебе нет нужды обивать надменные пороги, терпеть хмурую спесь или оскорбительную приветливость, нет нужды пытать счастье в море или идти следом за войском. То, чего требует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка.
 Ради него изнашиваем мы тогу, ради него старимся в палатках лагеря, ради него заносит нас на чужие берега. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. Кому и в бедности хорошо, тот богат.

О терпении души
Высшее благо  -  когда душа ничего не терпит. Варианты могут быть разными:
- "душа, которой безразлична любая боль";
- "душа, которая не может вытерпеть никакой боли";
- "неуязвимая душа";
- "душа, недоступная для любого страдания".

О нужде
Нужда - это необходимость.
У мудреца есть насущные потребности. Но нет нужды. Мудрый человек ни в чем не терпит нужды.
Глупому человеку  ничего не требуется, потому что он ничем не умеет пользоваться, зато нужду он терпит во всем.
Только мудрость дарует душе радость за то, что у человека есть. Глупость же постоянно страдает, гнушаясь тем, что имеет.

О счастье
Счастье – это высшее благо. Оно настоящее, если не приходит извне от фортуны. Оно истинно, если происходит изнутри самого себя, у тебя дома.
Как победить даже победившего тебя врага? Сказать: "Я ничего не потерял", "Все мое со мной" - и заставить того сомневаться в собственной победе.
Мудрецу никто не нужен, кроме него самого. Он есть сам у себя, и это  предел счастья. Потому он не будет повержен врагом окончательно.
Все моё благо со мною! Мысль эта подсказана природой всем мудрым людям.
Эпикур: "Кому не кажется верхом изобилия то, что есть, тот останется бедняком, даже сделавшись хозяином всего мира".
"Кто не считает себя блаженней всех, тот несчастен, даже если повелевает миром".
«Несчастен, кто счастливым не сочтет себя".
Имеет ли значение, как тебе живется, если ты полагаешь, что плохо?
Важно не то, что человек говорит, а что чувствует, и не то, что чувствует сегодня, а то, что всегда.

О дружбе
Один мудрец побеждает все неприятное, но чувствует его. А другой мудрец даже и не чувствует. Общее у них есть: мудрому никто, кроме него самого, не нужен.
Мудрый может жить блаженно (счастливо) и без друзей. Так зачем ему друзья? К дружбе влечет его не собственная польза, а естественная тяга. Ведь от роду заложено в нас влечение ко многим вещам, в их числе и к дружбе.
Всем ненавистно полное одиночество. В людях заложено стремление жить сообща.
Мудрый довольствуется самим собой, но в друзьях он все же имеет потребность и хочет иметь их как можно больше.
Мудрецу никто, кроме него самого, не нужен и потому ничьей дружбы остро не требуется. Но,  хоть с него и довольно самого себя, ему все же хочется иметь и друга, и соседа, и товарища.
Никто, кроме него самого, не нужен мудрецу не потому, что он хочет жить без друзей, а потому, что может. Со спокойной душой перенесет он потерю друга. Легко и быстро, если надо, найдет нового.
Как быстро и легко подружиться?
Не только старая, испытанная дружба приносит нам великое наслаждение, но и начало новой, только лишь приобретаемой.
Гекатон: "Я укажу приворотное средство без всяких снадобий, без трав, без заклинаний знахарки. Если хочешь, чтоб тебя любили, — люби".
Философ Аттал: приятнее добиваться дружбы, чем добиться ее, как художнику приятнее писать картину, чем ее окончить.
Чаще всего дружба – это временные союзы или даже просто сделки.
Если один из друзей думает только о своих интересах и если дружба заведена ради пользы или выгоды, то результат будет такой:
- Пока ты «на коне», вокруг будет толпа. А как только ты потерпишь крушение, вокруг будет пустыня.
- Тебя предадут из страха.
- Ты предашь друга из страха.
- Никто не поможет, если ты попал в заключение, впал в бедность или тяжело заболел.
Кто заводит друзей на всякий случай, тот лишает дружбу ее величия.
А что такое настоящая дружба? Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнанье, за чью жизнь бороться и отдать жизнь. А всё остальное – временные союзы или сделки.
Настоящая дружба – это великая ценность. Её стоит искать и о ней мечтать.

О показухе
Не надевай одежду, которая бросается в глаза. Не совершай вызывающих поступков.
Не демонстрируй изощренный аскетизм и мнимое пренебрежение к материальным ценностям. Скорее всего – это извращенное тщеславие.
Старайся БЫТЬ, а не КАЗАТЬСЯ. Совершенствуй себя, а не пускай пыль в глаза.
Упорно, изо дня в день, совершенствуй себя и все в тебе. Для себя, а не для показухи.

Имидж философа
Философ не должен внешне отличаться от обычных людей. Достаточно того, что он другой изнутри.
Поступки философа не должны идти наперекор обычаям. Нужно жить в согласии с природой и обществом. Философия требует умеренности во всем. Вот мера, которая мне по душе: пусть в нашей жизни сочетаются добрые нравы с нравами большинства. Пусть люди удивляются нам, но признают.

О богатстве и нищете
Умеренность не означает аскетизм или отвращение к  богатству.
 Слаб духом тот, кому богатство не по силам.
Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной. Но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной.
Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде.

О страхе и надежде
Избавиться от желаний полезно для исцеления от страха. Ты перестанешь бояться, если перестанешь  надеяться.
Главная причина надежды и страха — наше неуменье приноравливаться к настоящему, и привычка засылать наши помыслы далеко вперед.
 Вслед за надеждой всегда является страх. Надежда и страх   присущи душе неуверенной, тревожимой ожиданием будущего.
Звери бегут только при виде опасностей, а убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучит и будущее, и прошедшее.
Никто не бывает несчастен только от нынешних причин.
Память возвращает нас к пережитым мукам страха, а предвиденье предвосхищает муки будущие.
Некоторых больных надо поздравлять  с тем, что они почувствовали себя больными. Что это означает? Признать в себе болезнь, или недостатки, или пороки – это первый шаг к исцелению (улучшению, совершенству).

О дружбе и влиянии на других людей
«Если бы мне подарили мудрость, но с одним условием: чтобы я держал ее при себе и не делился ею, - я бы от нее отказался. Любое благо нам не на радость, если мы обладаем им в одиночку».
Допустим, человек нашел что-то (идея, знания, метод). Он проверил пользу этого опытным путем. И он хочет (может, должен) поделиться с другом (друзьями, окружающими). В этом суть истинной дружбы (благожелательности, доброжелательности).
«Никакое знание, пусть самое возвышенное и благотворное, но лишь для меня одного, не даст мне удовольствия».
Еще один плюс. При передаче знаний (информации, идей, книг, опытов, способов и прочего) от одного человека к другому, устанавливается взаимообмен. «Зову я тебя не только ради той пользы, которую ты получишь, но и ради той, которую принесешь; вдвоем мы больше дадим друг другу».

О пользе общения и наблюдения за жизнью мудреца
И Платон, и Аристотель, и весь сонм мудрецов,  больше почерпнули из нравов Сократа, чем из слов его.
Других великих философов сделали великими людьми не уроки Эпикура, а жизнь с ним вместе.
Гекатон: "Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!". Очень мудро – стать другом самому себе, в первую очередь. А затем -  мудрец будет другом всегда и всем. Он никогда не будет одинок.

О толпе
Самым опасным явлением является толпа. Ее надо бы избегать. «Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает».
В ком душа еще не окрепла и не стала стойкой в добре -  такой легко переходить на сторону большинства. Даже очень смелые и добрые люди отступаются от своих добродетелей посреди несхожей с ними толпы.

О дурном влиянии
Ни один из нас не устоит перед натиском со всех сторон подступающих пороков.
«Много зла приносит даже единственный пример расточительности и скупости.
Избалованный приятель и нас делает слабыми и изнеженными, богатый сосед распаляет нашу жадность, лукавый товарищ даже самого чистого и простодушного заразит своей ржавчиной. Что же будет с нашими нравами, если на них ополчился целый народ? Непременно ты или станешь ему подражать, или его возненавидишь».

О массовых зрелищах
Чем сборище многолюдней, тем больше опасности.
«Нет ничего гибельней для добрых нравов, чем зрелища: ведь через наслаждение еще легче подкрадываются к нам пороки».
Итак, возможны следующие опасности для нас, нашего ума и души:
Люди в толпе,
люди в окружении,
люди на массовых, общественно поощряемых мероприятиях.
Что делать?
1. Уходи в себя, насколько можешь.
2. Проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше.
3. Допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше. Люди учатся, обучая.
4. Не выставляй напоказ свой дар. Не рассуждай перед толпой о том, что она явно не поймет или не приемлет.

Про одобрение
Если меня никто не поймет и не оценит, то возникает вопрос:
"Но чего ради я учился (развивался, совершенствовался, улучшал себя)?"
Ответ таков:  Нечего бояться, что труд твой пропал даром: ты учился ради себя самого.
Это первое и главное: «Ради себя самого».
Но есть и второе.
И тот, кто на вопрос, зачем он с таким усердием занимается искусством, которое дойдет лишь до немногих, отвечал: "Довольно с меня и немногих, довольно с меня и одного, довольно с меня и ни одного"
Эпикур: "Это я говорю для тебя, а не для толпы: ведь каждый из нас для другого стоит битком набитого театра".
Демокрит: "Для меня один человек - что целый народ, а народ - что один человек".

Итог:
Важно сберечь в душе способность пренебрегать удовольствием, доставляемым похвалами большинства.
Например, многие тебя одобряют. Так есть ли у тебя причины быть довольным собой, если многим ты понятен? 
Возможно, важнее то, что не может понять большинство?
Сенека: «Я избегаю толпы, уединяюсь и довольствуюсь собственной совестью для того, чтобы многим принести пользу. Ни одного дня я не теряю в праздности, даже часть ночи отдаю занятиям…
Для своих потомков  я записываю то, что может помочь им. Как  составляют полезные лекарства, так я заношу на листы спасительные наставления, в целительности которых я убедился на собственных ранах».

Советы философа:
1. Избегайте всего, что любит толпа, что подбросил вам случай! С подозрением и страхом остановитесь перед всяким случайным благом! Все, что дано нам фортуной, может быть и отнято.
2. Угождайте  телу лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным.
3. Пусть пища лишь утоляет голод, питье  -  жажду, пусть одежда защищает тело от холода, а жилище  - от всего ему грозящего.
4. Презирайте все, что ненужный труд создает ради украшения или напоказ.
5. Помните: ничто, кроме души, недостойно восхищения, а для великой души все меньше нее.
Эпикур: "Стань рабом философии, чтобы добыть подлинную свободу". Потому что само рабство у философии есть свобода (Сенека).