Символика закрытых ворот в пророчестве Иезекииля

Кочнев Павел
 В библейском тексте книги пророка Иезекииля (44:1-2) описывается видение внешних ворот святилища, которые остаются закрытыми. Это видение имеет глубокий символический смысл, который раскрывает как ветхозаветные, так и новозаветные писания.

Когда пророк впервые был приведён к внешним воротам, обращенным на восток, он стал свидетелем славы Божией, проявившейся через них. Господь проходил через эти врата на херувимской колеснице, являвшейся пророку в других видениях. Прохождение Господа в храм через восточные врата освятило их, сделав неприступными для людей.

Согласно пророчеству, эти ворота оставались закрытыми, поскольку через них вошёл Сам Господь, Бог Израилев. Он вошёл в храм в видении пророку, а в будущем войдёт в храм во славе, как и предрёк пророк.

Новозаветная Церковь увидела в этом тексте прообраз воплощения Господа Иисуса Христа от Духа Святого в Деве Марии Богородице. Данная интерпретация пророчества Иезекииля подчёркивает исключительную роль Девы Марии в плане спасения. Она стала вместилищем Слова и Матерью Богочеловека, явившегося в мир для искупления грехов человечества. В видении пророка храм Иерусалимский означает Деву Марию, которая приняла Господа Иисуса Христа как «Восток свыше» (Лк. 1:78), которого принёс «благоутробное милосердие Бога нашего». Внешние ворота святилища, обращённые на восток, указывают на Марию, как на сосуд Господа, принявший в себя Восток.

Закрытость ворот означала девство Марии до и после рождения Сына Божия. Пророк Исайя предсказал: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

То же самое подтверждается в пророчестве Иезекииля: «ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими». Никто, кроме Иисуса Христа, не родится через непорочную Деву. Святая Мария Богородица является Девой как до воплощения и рождения Господа Иисуса Христа, так и после, принадлежащей Богу. Таким образом, закрытые ворота святилища символизировали непорочность Девы Марии, через которую вошёл Спаситель мира.