Великолепный прхвост 16

Олег Самсонов 3
16


                Как? они не приняли сто луидоров?


                Герцогиня звонит колокольчиком. Поль является.

     Г е р ц о г и н я. Позови мадам Ленон с дочерью.*

                Поль исчезает, входят мадам Ленон и Жюстина.

    М  а д  а м  Л е н о н.
                Герцогиня моя! Госпожа!
                Вашей дружбой ко мне дорожа,               
                Я должна вам сообщить: в доме вор!
                Лез, я видела, через забор.

     Ж ю с т и н а.
                Ну, зачем вы так, мама? Не надо.
                Жан то лез, чтоб со мной объясниться.
   
     М а д а м  Л е н о н.
                Я надеюсь, он лез за наградой,
                А пришлось лишь слезами умыться?
   
     Ж ю с т и н а.
                Сердцу бедному разве прикажешь?
                Нет любви! Улетела как дым.
                Обо всем разве толком расскажешь,
                Был одним он, а стал он другим.
                Не такого его я любила,
                С ним мечтала я жизнь разделить,
                А судьба со мной зло пошутила!
                И теперь с этой шуткой мне жить.
   
         М а д а м  Л е н о н.
                Знаю я, ты ему отказала.
                Весь в слезах убежал он из зала.
   
      Г е р ц о г и н я (довольная).
                Весь в слезах, говорите? Прекрасно...
                Сомневалась, выходит, напрасно...
(Спохватывается.) Впрочем, я пригласила вас не для этого. Сейчас сюда явится маркиз. Он будет говорить с вами. Вы должны ему отвечать коротко, как я вас учила. Всё должно быть естественно и благопристойно. А теперь помолимся перед трапезой!

                Молятся стоя, соединив ладони рук перед собой.

Аминь!

                Рассаживаются. Маркиз и Поль  являются.

     М а р к и з (к герцогине). О, я, кажется, не кстати! У вас гости.
     Г е р ц о г и н я. Вы всегда кстати, мой друг. Сегодня у меня моя старая приятельница. Познакомьтесь, маркиз! Мадам Ленон! (Мадам Ленон привстает и кланяется.) Ее дочь Жюстина! (Жюстина, сидя, изящно наклоняет головку.)
     М а р к и з (подходит к дамам и целует ручки). Душевно рад!  (На Жюстине задерживает взгляд. Вид простого, подобранного со вкусом платьица умиляет его. А лицо девушки, ее фигура производят на него сильное впечатление.)
     Г е р ц о г и н я. Садитесь с нами, маркиз!
     М а р к и з. Тысяча извинений, мадам! Только что отобедал. С вашего позволения, мы с Полем устроимся за этим столиком и поиграем в карты.

                Садятся играть в карты.

     М а р к и з (к Полю). Что это за молодая особа? Ты ее знаешь?
     П о л ь. Мы с ней из одной деревни.
     М а р к и з. Да?! И что ты можешь рассказать мне о ней?
     П о л ь. В ней нет ничего, что могло бы заинтересовать вас, маркиз… Святоша, каких свет не видывал. Вы только представьте! В то время как другие девушки веселятся по вечерам с парнями на вечеринках, а некоторые занимаются любовью на сеновалах, эта сидит дома и читает. Благо бы веселые книжки, а то философов! (Хитро поглядывает на маркиза.) Вольтера, например.
     М а р к и з. Помилуй. Да разве же это плохо? Даже я не читал Вольтера!
     П о л ь. А еще она любит ходить в церковь. Это уж ни на что не похоже. В ее-то возрасте!
     М а р к и з. Ты слишком строг к ней. Она очень мило, но… скромно одета. Неужели она бедна?
     П о л ь. Как амбарная мышь в начале лета.
     М а р к и з. Чем же они живут?
     П о л ь. Вышиванием, вязанием. Иногда принимают благотворительность. Но только от тех, кого они хорошо знают.
     М а р к и з (радостный вскакивает). Принимают благотворительность?! Сейчас же хочу подарить им пятьдесят… Нет!.. Сто луидоров!.. Отнеси это мадам Ленон от меня! (Передает Полю банкноту.)
     П о л ь (вскрикивает). Сто луидоров! Сроду не видывал таких денег. (Рассматривает банкноту на свет.) Это как же должно быть приятно быть богатым! (Подходит к столу дам.) Госпожа герцогиня, позвольте передать мадам Ленон пожалованные маркизом сто луидоров!
     Г е р ц о г и н я. Зачем ты меня спрашиваешь? Деньги ведь предназначены для мадам Ленон.
     М а д а м  Л е н о н (с деланным негодованием). Герцогиня, вам хорошо известно наше отношение к подобной благотворительности. Ежели мы ее от вас не приняли, то от незнакомых господ подобное предложение для нас оскорбительно.
     Г е р ц о г и н я. Простите, милая, мою бестактность.
     М а д а м  Л е н о н (к Полю). Передайте маркизу, что мы не только не можем принять эти деньги, но я как мать юной девушки нахожу бестактным подобное предложение, несущее угрозу нашей нравственности.
     П о л ь (вернувшись, возвращает маркизу деньги). Не берут.
     М а р к и з. Как?! Они отказались?!

 …………………………….

*Герцогиня хочет отомстить своему неверному любовнику-маркизу, женив его на «развратной» Жюстине. Сейчас должна состояться их первая встреча.
Герцогиня хорошо подготовила эту встречу, заставив мать Жюстины мадам Ленон отказываться от любых предложений маркиза.

                П р е д л о ж е н и е  з а в т р а