Рассказ танкиста

Виктор Колбасин
Течёт время, бежит и нельзя остановить его ход. Ещё недавно босоногий мальчишка, ходил на речку купаться на песчаный плёс и удить рыбу в местах более глубоких, а сегодня это защитник Родины, участник СВО.
16 октября вручили повестку о мобилизации, которую прислали в военно-учётный стол Николо-Березовской сельской адмистрации. Сборный пункт Морозовского райвоенкомата и отправка на учебные сборы под город Новочеркасск. Воинская специальность водитель танка и БТР определила в команду танкистов, которых первоначально разбили на экипажи по четыре человека. Предварительно готовили кадры для освоения простого и проверенного танка Т-64. Изучали тактико-технические характеристики машин в основном на макетах и по книгам. После предварительной подготовки был переброшен в новый учебный центр под Хабаровск, где начал осваивать более совершенные модели танка Т-72 и его модернизированной версии. В Луганской области получил танк и стал заниматься его освоением в условиях максимально приближенным к боевым.
Развею некоторые мифы. Например, говорят, что танки грязи не бояться. Не так давно в марте месяце хотел проскочить через поле, которое только что освободилось от прошлогоднего снега. Где-то в середине попалась небольшая лужа, которую решил форсировать напрямую не объезжая. Застрял так, что потом пришлось использовать три танка, чтобы вытащили на край поля. Чернозёмы на Украине это шоссе…
Миф второй. Говорят, что не тот механик-водитель, что сидит за рычагами управления, а тот, кто дельфинов ловит, то есть преодолевает любые водные преграды не объезжая лужи, канавы и мелкие водоёмы. Вода, проникает во все щели, вызывает коррозию и ржавление деталей, может вызвать короткое замыкание в проводах, поэтому всегда надо после небольшой прогулки делать тщательный осмотр корпуса и моторного отделения.
Максимальная скорость танка по накатанной дороге до 70 км/час, но это бывает редко. В основном грунтовые дороги, а самая большая опасность бездорожье и грязь, поэтому неудивительно, что западные танки, которые тяжелее отчественных, воюют только вблизи асфальтированных дорог.
Большую часть времени экипаж и танк находится на оборудованной базе, удалённой на несколько километров от передовой. На смену, которая длится три дня, в основном берём сухой паёк, а возвращаясь на базу отъедаемся, сами варим борщи, а на вторые блюда обязательно мясо с гарниром и приправами. Есть у нас штатные повара, но армейские каши и супы приедаются, поэтому периодически выезжаем в город на рынок для закупки продовольствия.
Быт вблизи передовой максимально приближен к комфортному пребыванию: блиндаж – это врытый в землю металлический контейнер, сверху которого три ряда брёвен, которые засыпаны слоем земли, а сверху маскировочная сеть. В качестве маскировки используются три оттенка: зелёный, грязевой и белый. Такими же сетями укрывается танк в капонире. На базе используем дизель-генераторы для освещения и обогрева, на передовой – окопные свечи. На одной из стен основного блиндажа прикреплены письма и рисунки детей и даже попало два письма из школы, где я когда-то учился.
Во время дежурств стреляем из закрытых позиций по заранее разведанным целям, очень редко прямой наводкой, в основном когда надо поддержать штурмовую группу. Однажды, стреляя по бетонному ДОТу, снаряд срикошетил и взорвал склад БК противника. Три недели на нашем участке обороны было тихо, пока не завезли новый боекомплект. ВСУ стали огрызаться в прежнем режиме. Тогда же пришлось сменить позывной был «Фугас» стал «Печник», так как наш танк попал под пристальное внимание противника, пришлось даже сменить номерной знак танка.
Был случай, когда в составе батальонно-тактической группы штурмовали высоту. В единый кулак собрали десять танков и пять БМП при поддержке пехотного подразделения. Танку немного досталось, так как осколками от близких разрывов оторвало крылья справа и слева, которые прикрывают гусеницы, но поле боя покинул своим ходом. Участвовал в эвакуации танка после атаки, чуть было не попал под удар дрона, когда прикреплял буксировочный трос. Оглянулся, увидел низко летящий беспилотник, бросился в сторону близко расположенной лесополосы. В этот раз обошлось, танк получил некритические повреждения.
Для защиты от дронов навариваем «мангалы», то есть сетчатые укрытия башни танка, так как верхняя броня самая тонкая. Пришлось вспомнить всё и уроки черчения и математику, чтобы соорудить подобную защиту. Да и стрелять из танка приходилось, так как все члены экипажа должны быть взаимозаменяемые. Выстрел танка каждые 5-6 секунд благодаря автомату заряжания. Используем четыре вида боеприпасов: фугасно-осколочные, кумулятивные, бронебойные и управляемые ракеты. Ракетами приходилось стрелять раза четыре не больше. Максимальная дальность стрельбы десять километров, но наш танк умудрился послать снаряд на 11 с половиной километров, так как гусеницами заехали на край бревна, ствол пушки немного приподнялся тем самым увеличили траекторию полёта. Откуда такие точные сведения? Наши действия контролирует беспилотник, он же и измеряет дальность полёта и результативность попадания.