Папка

Вера Ким-Басова
Это не уменьшительно-уничижительное
обращение к тому, из чьего семени я произошла.
Это нежно-родственное название близкого человека.
Самого родного наравне с мамой.

С отцом у меня, вроде как, не было простых отношений.
Он, парень деревенский, переживший подростком войну,
не знал, как обращаться с детьми. Смущался.
Просто построил нам дом, просто зарабатывал,
чтоб были сыты и одеты. И делал всё,
как подсказывали сердце и мама.

А вот поговорить с ним... Не знали ни он, ни я — как.
Я сегодня подумала: А был ли такой человек,
с кем папа мог поговорить по душам?
За бутылкой, да. Но и то не с любым.
С родными или с кем работал вместе,
кто подлянок ему не делал. Кто не обокрал,
не оболгал, не злословил его за спиной.
Он чувствовал гнилую душу. Как ребёнок.
Сам был простодушный, за что от мамы получал.
"Простота хуже воровства", — говорила оа о папе.
Например, зарежет свинью и раздаёт мясо.
А мама беспокоилась, чтоб семье больше осталось.

Папа хорошо готовил.
Его блины — тонки, вкусны...! Неповторимы!
Его уха на молоке — больше нигде такой не встречала.
И он всегда, что повкусней, откладывал нам, детям.

Траву косил он горбушей. А это не то, что литовкой.
Строил дома, бани, крыши крыл, окна вставлял,
делал лодки из разного материала, валенки катал;
рукавицы, брюки, куртки шил, часы ремонтировал,
тракторок на самолётных шасси соорудил и машину —
из бросового "мусора" со свалки... Много лет служила
вместо лошади эта машинка. Папка обладал
конструкторским умом, ему не хватало образования,
война не дала пойти дальше пятого класса.

Если что-то нужно было сделать, папа покумекает
над задачей — и решит её таки.
Поэтому — не очень представляю, ЧТО бы он не смог.
Мой муж мне его сильно этим напоминает.

Он такой большой мужиковатый — мог быть
очень нежным с детьми, при этом не сюсюкал.

Его толстые пальцы больших рук, прошедшие огонь
и железо — были способны на тонкую работу.
Хотя переделали столько больших и ОГРОМНЫХ дел!

Я просилась у папы: — Разбуди меня завтра на сенокос с тобой.
Он пообещает. Но обычно не будил. Может, жалел. А жаль.
Дочка обижалась, что её обманывали. Она планировала.
Быть с папой, быть на природе. Может, помочь чем...
Хотя сейчас-то понимаю, что была бы в нагрузку.
Зато — ребёнок сам просился, вот и учил бы,
и общаться бы учился. Может, тоже жалел потом.

Однажды яйцо вздумало учить курицу.
За что-то я покритиковала отца, поучая,
что, мол так не надо, а вот как надо...
Он послал меня на три буквы...
Думаю, что так адресно — один раз.
Было больно. Но ещё неизвестно, кому больнее…

Папа всегда хотел передать своё мастерство
и владение мудрёными инструментами своему... сыну.
Но вместо сына первой родилась я. Да, не вышло...
И всё же я старалась быть не хуже парня.
Второй — опять девка... Да что такое!
А третий всё же сын. Ваня. Иван.
Только Ванюшка к папкиным делам столярно-
плотницким — тоже не очень.
Может, мама зунимала — у Вани врождённый порок сердца.
А вот с техникой возиться он любил:
с машиной той, с мотоциклом, магнитофонами,
телевизорами... Так и стал телемастером.
Мой сын тоже чаянье деда не выполнил.
Ни к чему такому по хозяйству и стройке
да мастерству всякому не приноровился.
Может, дедушка Валя был недоволен.
Он ведь не знал, что внуку миссия выдалась –
учёным быть, стране помогать...

В последнем апреле войны будущему моему папке
исполнилось 16 лет. А он такой рослый, сильный —
он был за старшего — главного — мужика всю войну.
И я только недавно узнала, через много лет после
его смерти, из одной книги про участников ВОВ
Вологодской области, что Валентин Васильевич Першин,
1929 года рождения, родом из деревни Пустошка
Дмитриевского сельсовета Уломского района
пошёл в военкомат, добровольцем попросился на войну.
Его определили в учебку, где он получил сержанта.
А тут и война закончилась. Наверное, к его неудовольствию,
что так и не повоевал. ...А то бы героем был. Эх!
Ведь от 9 апреля до 9 мая прошёл ровно месяц.
Всего месяц.

НАХОДКА!

Вот моя эмоция по поводу находки
года два назад.

Искала я награды Павловцевой Веры для статьи.
И наткнулась на страницу Вконтакте про воинов ВОВ.
Веры Ивановны там не нашла.
А других участников войны, и Павловцевых, и ещё много.
Почти сразу я поняла, что все они земляки, все уломчане.
Стала скачивать к себе в папку "Улома".
А фотографий 87! Тяжёлая кропотливая работа.

Потом дошло, что это только на "П".
И если на каждую букву по сотне человек...
То это нереально — всех себе закачать,
с пояснениями — кто и откуда...
Решила на П пролистать хотя бы — вдруг всё же
Вера Павловцева из Песья встретится.

И О! ВСТРЕЧА!
Я увидела родного папу!
Молоденький, красивый, родной такой...
Он же Першин. На П.
Листаю дальше — да-да, вот он, Николай Першин.
Першина Сергея Емельяновича встретила,
он из Пустошки. Говорят, троюродный брат
нашим Першиным. Наши тоже пустошенские.

Вот такая находка, неожиданная!

Папе сегодня день рожденья. Всего 94 года.
А не стало его в 1995-м. Давно.
И вот он, с 1929 года рождения —
среди участников войны.

А он такой! Это же Першин! Характер!
9 апреля 45-го года ему исполнилось 16.
И он поехал в учебку, чтоб потом на фронт.
Думаю, что он прибавил себе, сколько надо.
Парни, сыновья Першина Василия
все былине маленькие. Выйдут вместе — ух!

В Череповце готовили пополнение.
Вот Валентин уже сержант. А ровно через месяц...!
Ну, нам-то известно — День Победы!
А тогда в апреле... кто его знает,
сколько ещё всё продлится?...

И вот парнишка в 16 лет активно чаял
загнать фрицев в такой угол, чтоб им больше
не мечталось на Россию выступать!

Я думаю, что Валька Першин даже
подрасстроился, что повоевать не пришлось.
А то бы, УХ! досталось бы немцам от него!
Как и от старшего его брата Николая, да!

...Папа не видел, как я вышла замуж за Гену.
Нам пришлось жить в Сосновке.
А там всё сделано папой. И всяких
инструментов и запаса разного...!
Одного металлолома сдавали раз 10.
А он опять откуда-то проявлялся.

И вот Гена, пользуясь тестевым инструментом
и подручным материалом, то соорудит что-то,
то отремонтирует. За что ни возьмётся, всё получается!
Как и у папы моего. Он, кореец, даже внешне,
казалось, похож на моего отца. Это так удивляло!

С Днём Рожденья, папа!
Спасибо за всё!

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО
Посвящается моему отцу
и другим детям войны.

Судьбой задел ты за войну,
Но только детством.
Всех немец грохотом спугнул,
Не дал одеться.
Не дал напиться молоком
И накачаться…
И детству сипнул в горле ком:
«Пора кончаться».

Пора впрягаться в тяжкий тыл,
Где ты – мужчина.
Вчера малюточкой ты был,
Сегодня – с чином.
Твой долг: в порядке удержать
Родную землю.
Ты сам – и сеять, сам и жать,
Кормить всю сЕмью.

Как рано стал ты понимать
И скорбь, и верность!
Война кормила вас и мать
Голодной мерой.
Ты против смерти спину гнул
И был как средство.
Судьбой задел ты за войну...
НЕ только детством.

Кишит агрессией среда,
Где вражды, войны…
Не привнесёт собой вреда
Любви лишь полный!
Ты на войне добра со злом,
Всего отведав.
Кто за Россию встал в пролом –
Нужна ПОБЕДА!

НУЖНА ПОБЕДА!