Под нашим балконом зрели вишни!

Александр Позгорев
Под нашим балконом зрели вишни!

      Помню, в начале шестидесятых годов двадцатого века, Москва была довольно спокойным городом. Во всяком случае наш, Измайловский район таким мне казался. Примерно тоже самое видел я в подмосковных городках летом, они утопали в тишине и зелени. Измайловский район был тогда окраина Москвы. Ещё несколько остановок проехать на трамвае или троллейбусе и вот она, кольцевая автодорога. Ее можно было тогда перейти в любом месте, поток машин не был сплошным. Летом, я разгонялся  на своем велосипеде по улице Измайловский проезд, проходившей мимо моего дома мимо тех вишен короткой, горбатой как верблюд улочкой. Спускался я вниз, прямо  по ее горбу на велосипеде, увеличивая страшную мне скорость. При том я не  опасался, что там, внизу, будут идти машины.  Машины были и там и на улице Первомайской, но проезжали они по одной в час, не чаще. Проедет одна, еле едет, лениво поворачивая куда нужно и снова тишина. Я почти не  рисковал, а все же риск был и не написал бы ничего, если бы не снисхождение судьбы.
Живот мой наполнял сладкий ужас, отпускавший меня, только когда съезжал уже и видел, дорога свободна, машин нигде нет. Про велосипед напишу в другом месте, если будет интересно. А ещё про голубей и чердаки старых домов, где я лазал, путаясь в тине и потея от летнего зноя под раскаленной крышей... Теперь же про вишни, что зрели. Дозревать -то им не часто давали. Тут уж, кто успел, тот съел. Часто зелёные пробовали и всегда их было мало, хотя цвели вишни жадно, а на всех всеравно не хватало. Одно из вишнёвых деревьев росло прямо под нашим балконом. Дом был четырёхэтажный, кирпичный, крашенный в жёлтую краску. Иногда, летом я смотрел вниз с балкона и высматривал внизу вишни. Иногда красные капельки вишен были видны мне в пергаментно жёсткой зелени листьев. Редко удавалось мне достать хоть одну, спелую, большую, почти черную, нагретую июльским зноем и необыкновенно вкусную. Нужно было лезть куда то вверх, карабкаясь по шершавому стволу, царапая в кровь коленки и там, в самой кроне искать, шевеля листики и может быть найти всего одну ягодку, незамеченную многими, кто искал тут до меня и пропустил, не заметил. Зелёные, едва начавшие краснеть были вишни невкусные, одно утешение, что успел. Однажды увидел я с балкона, как кто- то большой телом и тяжёлый влез на почитаемую нашей вишню и там треща ветвями тянулся к ягоде. Стало мне интересно сфотографировать его, как ищет он вишни, я увлекся тогда фотографией, купил за 10 рублей в комиссионном магазине фотоаппарат Зоркий (почти тоже самое, что ФЭД). Этого мужчину решил я снять, и показалось мне, cнимок выйдет отличный. Настраивал я резкость, перегнувшись через перила, а он заметив меня, просто рухнул вниз. Затрещали ветки, упал он и побежал прочь. Что ж его так испугало? Не ягоды я тогда жалел, а что снимка не получилось. К августу все вишни обычно съедались и приходилось ждать нового урожая.
    Однажды забрался я на вишню прямо под нашим балконом, чтоб успеть достать хоть несколько, пусть и неспелых ягод. Влез и тут слышу женский голос снизу. Ласковый голос, убедительный. То была соседка. Она сказала мне:
     - Мальчик, не надо рвать зелёные ягоды, подожди немного, они ещё созреют.
 Я внял совету мудрой женщины, действительно, чего же торопится, потом попробую. Только спустя несколько дней, увидал случайно, как та самая женщина вышла с мужем  и поставив у дерева табурет, нагнули они его, собирая ягодки в кастрюльку.
    В начале семидесятых годов мы переехали в новую квартиру. Район был, хоть окраинный, но  не такой уютный и тихий, как прежний. И вишен наших там не было. А был пруд с грязной водой и кольцевая автодорога, совсем близко. Под балконом нашего девятиэтажного дома, находился пустырь, где росли одни обильные травы, потели летом, блаженствовали в знойных лучах.  Недалеко был рынок, мама иногда покупала нам вишен. Съев свои вишни, я не выбрасывал косточки в мусор, набрав их полную горсть, бросал с балкона, на пустырь. А ещё гуляя, бросал их около дома, на газоны. Теперь, проходя там, вижу иногда кривые, искалеченные деревца. Искалечены они оттого, что трудно им рости было.
     Под балконом нашим, на пустыре спустя время  тоже уже вишни росли. Я вырос, в институт поступил, но все ягод как то попробовать мне не удавалось. Один раз всеже  вышел во двор, туда, где пустырь был, а потом и вишни цвели. Нигде нет вишен. Только у самого дома, у окон первого этажа, увидел пару ягод. Потянулся за ягодками, а из окна лицо женское глянуло и исчезло тут же, хотело видно испугать меня. Но не испугался я и дальше тянулся к ягодкам. Тут уж мужчина выглянул, спрашивает меня значительно:
     - Что это ты, молодой человек, ягоды рвешь?
      - Разве это ваши ягоды? -Спрашиваю.
      -Мои, -говорит,- это я их сажал!
     Так что у вишнёвых деревьев хозяин  появился, скоро он их и вовсе выкопал и все куда то увез. Не стало вишен под нашим балконом, новые я уже не сажал, а на том месте одни березы и клёны выросли.