Что значит Христос умер за наши грехи

Михаил Пушкарский
Поскольку, казнь через распятие Господа Иисуса самое тяжелое испытание из всех Его страданий, постольку Апостолы в своих проповедях больше акцентировали внимание на Его подвиге крестной смерти, и потому многочисленные образы, связанные с Искуплением,  в Апостольских Посланиях приводятся  в отношении крестной смерти Спасителя.
«Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Петр. 2:24)…
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (1 Петр. 3:18).

Так и Ап. Павел, поскольку ветхозаветное Богослужение очищения и прощения грехов предусматривало кровопролитную жертву,  в связи с этим приводит разные прообразы, обобщая, что “Христос однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха Кровию Своею…” (Евр. 9:11—26).
Также, Сам Христос сказал Своим ученикам: Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:28), или: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк. 22:20).

Однако, Искупление не ограничивается страданиями мученической смерти.

Если первопричина грехопадения - нарушение Божьего закона, то закон есть закон, и распространяется на всё творение без исключения. Господь, как законодатель, Сам следит за исполнением закона.

И здесь, акцентируя своё внимание на стихах Свщ. Писания о “кровопролитной жертве”, православие и все христианские конфессии  исповедуют  искупительную  жертву Господа  Иисуса - жертву “пролития крови” в Его мученической смерти...
И здесь же, подчёркивается добровольный характер этой жертвы...
Далее указывается, что жертва приносится Богу Отцу.

Хотя, Православие не признаёт непосредственно жертву Сына Отцу и юридический аспект.
Но если мы говорим о нарушении Божьей заповеди и невозможности полностью исполнить закон, данный через Моисея, то как говорить об искуплении без юридического аспекта? "Христос искупил нас от клятвы закона" (Гал. 3: 13).

Впрочем в “Исповедании православной веры восточной Церкви” говорится, что “Господь наш Иисус Христос... сделался примирением между Богом и человеком... является Защитником и умилостивлением за грехи наши”.
А в Пространном христианском катехизисе Православной Кафолической восточной Церкви говорится, что “...вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью”.

Понятно, что жертва Богу относительно ветхозаветного понимания - иносказание.
В новозаветном понимании - это безупречное исполнение Божьего закона и воли Божьей. А мученический венец суть духовный подвиг. Ибо сам Бог не требует умилостивления в виде страдания и смерти любого человека. И тем более, избранного, рождённого от Духа Святого, Сына. Например, ещё в начале человеческой цивилизации (согласно Библии) праведного Еноха Господь переселил, так, что тот не видел смерти.

Несмотря на то, что в Ветхом Завете обряды очищения грехов и прощения совершались через пролитие крови животных - несмотря, что Ап. Павел толкует это, как прообразы пролитой искупительной крови Господа Иисуса - несмотря, что Сам Господь Иисус говорит о Своей пролитой  крови за Новый Завет и  прощение грехов - высший  смысл жертвоприношения животных усматривается здесь в наблюдаемом и осознаваемом факте скоротечности жизни, осознание, что жизнь - священный дар Бога. Такое отношение к священнодействию жертвоприношения затрагивает глубинные чувства  души ветхозаветного верующего - чувство святости Божьей.
Но и благодарение в приношении жертвы означает почитание Бога.

А Кровь Господа Иисуса - “Кровь кропления, говорящая лучше, нежели Авелева” (Евр. 12: 24).
То есть, в Господе Иисусе миру был явлен не просто праведник, подобный Авелю, или Пророк.
Господь Иисус явил совершенный образ  святости и Божьего благословения - от исполнившегося пророчества Исаии о Его рождении от Святого Духа, Его сверхъестественных исцелений и воскрешения мёртвых, также, “открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых” (Рим. 1: 4).
“Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь” (Ин. 21: 25).
И кроме того, Господь Иисус за Своё слово, будучи Сам чистейшим и полным Словом Божьим, за Свою Божественную добродетель принял мученическую смерть - из-за зависти и предательства первосвященников, фарисеев, и по невежеству мирян.
Вот здесь уже Свет и Свидетельство! "... От Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых" (Откр. 1:5).
"Такой свет, такая любовь, такая сила жизни и мудрость – могут исходить только от Истинного Начала всего существующего" - прп. Силуан Афонский.

Тот, кто видит Иисуса, как сошедшего в мир Сына Божьего и Слово Божье, тому достаточно, что Он сказал: "Сын Божий пришёл пострадать и умереть за наши грехи". То есть, Христос имеет такое откровение и благословение от Бога и знает, о чём говорит.
А тот, кто не видит Спасение уже в явлении Христа, ищет в своём уме объяснение на вопрос, кому приносится жертва? И естественно, находит ответ, по ветхозаветной аналогии, что жертва приносится Богу. И тем самым не просто ограничивает Самого Христа и свет Нового Завета, но и рисует языческий образ Бога, даже, не ветхозаветный.

Исторически мы имеем четыре самых сильных божественных свидетельства - это само творение, Божье благословение в служении Моисея, Божье благословение во Иисусе Христе и Деяниях Апостолов.
Говоря  только о Божьем творении, Ап. Павел уже говорит, что глядя на творение, можно видеть “вечную Его силу и Божество и в этом прославлять и благодарить Бога” (Рим. 1: 20, 21).
А что тогда можно сказать о делах Божьих через Моисея, и тем более через Иисуса Христа?!
"Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоан. 1:9).
Иисус приносит Благую Весть от Бога, и подтверждая Своё слово святостью и силою Божественного явления, Сам становится нетленным образом Благой Вести, Спасителем и Искупителем всем ищущим Бога и верующим в Отца и Сына.

Всё это, необходимо 1 - для свидетельства веры, 2 - явления правды Божьей и 3 - преображения сознания человека. «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

«Я – свет Миру. Кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Свидетельство Богоявления, переданное через Евангелие уже есть откровение – откровение о прощении грехов, откровение о Божественном призвании, откровение о воскресении из мёртвых…

Искупление - это жизненный духовный подвиг служения и самопожертвования Иисуса Христа для освобождения человечества от осуждения закона (первородный грех и смерть) и от падшего ангела сатаны, чтобы духовно исцелить и осветить путь к Богу и вечной жизни.
Делом искупления и спасения, совершённым Христом, стал человек, созданный по образу и подобию Божьему, человек – преданный Творцу, исполнивший закон, явивший святость и послушание перед Богом, не поддавшийся искушению дьявола, победивший врага.
Данный образ утратил Адам, а Христос восстановил, оправдав человечество по промыслу и милости Божьей, показав достоинство человека Ангелам и клевещущему врагу сатане, «лишив силы, имеющего державу смерти» (Евр 2;14).

Крест – это духовный подвиг самоотречения и страдания вплоть до мученической смерти ради Бога, истины, любви, ближнего и человечества.
Крестный путь - это соль земли, свидетельство победы духа над плотью.“...В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16: 33).

Очевидно из всего выше сказанного, что значит “Христос умер за наши грехи”, можно трактовать по-разному, и часто это понимается в духе Ветхого Завета, то есть, как жертву, принесённую Богу.  Кто так понимает, их богословие состоит из таких тезисов, как:
1. “Без пролития крови не бывает прощения”
2. “Сделать это может лишь праведник, новый чистый Адам”
3. “Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни”
4. “Чтобы вознести и распять на кресте наши грехи”

1.  Ну сказал так Ап. Павел, показав прообраз ветхозаветной системы  обрядового и символического прощения грехов... Ну дал в откровении Бог Моисею такой образ служения...
И кто теперь сможет ответить на вопрос, почему без пролития крови не бывает прощения? Впрочем, Ап. Павлом это было сказано, как констатация о ветхозаветной обрядности.
Хотя смысл "заместительной" жертвы, в законе, тоже, присутствует. Это можно понимать, как индульгенцию пред Божьей строгостью, где за грехом следует наказание.

Однако, в Свщ. Писании говорится более о том, что для Бога важны не жертвы, а исполнение заповедей, милосердие, боговедение, дух сокрушённый, сердце смиренное... Это уже путь духовного развития.
Вообще, духовное и истинное понимание жертвы - это исполнение воли Божьей.
Господь Иисус периодически напоминал о воле Божьей, как об идеале служения Богу. И пред тем, как по предательству Иуды, Иисуса должны были взять, Он так и сказал в молитве Богу: “Да будет воля Твоя”.

Сами же крестные страдания и крестная смерть Господа Иисуса - это ни жертва Богу, а духовный подвиг самопожертвования ради спасения человечества.
То есть, это самый большой нравственный и духовный подвиг, который можно совершить: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15: 13).
И в этом контексте необходимо понимать: что значит “Христос умер за наши грехи”.
Хотя, по замыслу Божьему, именно Ему (Сыну Божьему) надлежит спасти мир, через Его служение, Его праведность, Его образ совершенного человека.

Некто спросит, так, всё же, жертву за спасение мира должен принести безгрешный праведник?
На самом деле нет такого закона - есть прообраз жертвы чистого агнца, который можно считать пророческим прообразом Иисуса Христа.
А главная причина, почему Иисус был безгрешен - потому, что Он Сын Божий и Образ Божий, и не может допустить в себя грех.
Но взял на Себя природу наших немощей и неукорных страстей, чтобы исполнить благородный  Божий Замысел.
С другой стороны, это необходимо для нашей веры и откровения. Мы имеем пророчество, каков Мессия Христос, и видим исполнение этого пророчества - в совершенстве Господа Иисуса.

Есть ли связь “смерти Господа Иисуса за грехи наши” с богословскими доктринами?
Такими, например, как “необходимо через воплощение освятить, исцелить человеческую природу и потом её воскресить”? 
Ну можно так сказать... Лично для меня это не прибавляет никакого знания, и ни в чём не убеждает.
А если на это смотреть, как на свидетельство веры (аллилуйя!) то об этом я узнал из самого факта рождения в мир Христа, Сына Божьего.

Вообще, Бог, наверное, способен прямо, не опосредованно очистить, освятить и воскресить отдельного человека и всё человечество. Но способен не значит должен. В меру необходим и богословский ракурс.

Однако такие изречения: “поднял и понёс грехи мира”, “как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни“, “омыл кровью Своею”, “необходима смерть завещателя” или “вознёс грехи наши Телом Своим на древо” (1Пет. 2: 24), “истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас... Он пригвоздил ко кресту” (Кол. 2: 14) - это всё образы в риторике Ап. Петра и Ап. Павла. Чтобы слово лучше усваивалось.
Если мы из этого начнём выводить какие-то законы, это будет означать несоизмеримые попытки рационального ума объяснить сверхъестественное Божественное.

О том, каков Божий Замысел был на самом деле, об этом в следующем произведении “Тайна искупления”. http://proza.ru/2024/04/09/1687