Дзэн Для Всех. Эссе

Сергей Легачев
Дзэн Для Всех.

Вместо того чтобы бежать прочь, бегите внутрь.
Приближайтесь к себе, чтобы лучше себя рассмотреть.
Никто другой не может увидеть вашей внутренней реальности.
Только вы можете увидеть это великолепие и это величие.
Из-за того что никто другой не может увидеть вашу внутреннюю красоту, вас продолжают осуждать.
Только вы сами можете утвердить свое блаженство.
Только вы сами можете окончательно утвердить свое просветление.
Царствие небесное лежит внутри человека.
Ответ на все вопросы заключён в самом человеке.
Соблюдение единства тела и духовной практики.
Соблюдение единства силы и любви.
Жить наполовину для себя, наполовину – для других.
Лишь сам человек – только он один – и прямо, и косвенно ответствен за своё счастье и благополучие.
В мире, где живёт каждый из нас, существуют три взаимодействующих начала: индивид, природа и общество.
Их взаимодействие и определяет выживание человека.
Многие люди обвиняют во всех своих несчастьях общество, социальную среду, неумелых политиков и бездарных правителей, то есть винят общество и именно от него ждут улучшения своего существования.
Другие же, наоборот, склонны видеть исток всех своих бед, равно как и удач, в природном мире или в надприродном начале, например в Создателе Вселенной.
Всё это лишь бегство от самого себя, боязнь взвалить на себя ответственность за решение своих проблем.
Каждый человек сам себе судья, сам несёт ношу своих хороших и дурных поступков.
Индивидуум должен прежде всего отвечать перед самим собой.
Если человек осознал свою личную роль и миссию в этом мире, он может постичь принцип о единстве тела и духа.
Внешнее начало в человеке; благодаря ему достигается телесное здоровье.
Внутреннее начало (дзэн) совершенствует дух человека, очищает и успокаивает его сознание, сводя воедино, таким образом, физическое и духовное учение внутри одного человека.
Существует две крайности, которые в равной степени страшны как для тела, так и для духа.
Первая – это невыдержанность, вседозволенность, желание получить максимальное удовольствие, когда наслаждение от действия или какого-то время препровождения становится целью жизни.
Здесь плоть побеждает дух, а тонкое чувствование и духовное мировосприятие уступает место силе, грубости и невоспитанности.
Но существует и другая крайность – аскетизм, истощение физического начала.
В конечном счёте человек сильно ослабевает, и далеко не очевидно, что он сможет реально прийти к очищению своего сознания.
Это значит, что надо придерживаться важнейшего правила «Золотой середины», или «Срединной гармонии», которое является продолжением принципа единства тела и духа.
Во время жизни следует одновременно работать и над своим телом, и над своим духом.
Это есть истинное «единство внешнего и внутреннего», помысла и действия, духа и тела.
Наша жизнь значительно сложнее, чем любая теория.
В ней разрушительное начало сочетается с творческим, созидательным.
Деструктивное и творческое начала идут не поочерёдно, не друг за другом, но проявляются одновременно.
За счёт этого в мире устанавливается «Срединная гармония».
Например, когда человек защищает слабую женщину от нападения насильника, он действует и как разрушитель (по отношению к бандиту), и как созидатель (по отношению к женщине).
Он может одновременно нести и добро и зло – важно, чтобы они уравновешивали друг друга.
Отсюда вытекает следующий принцип: «Сила и безусловная любовь не противоречат друг другу».
Это обнаруживает некое «защитное» начало в самой сути жизни, некую внутреннюю гуманность и любовь к людям.
Понятие «любви» в философии Дзэн весьма многогранно и неоднозначно.
заметим, что речь идёт о глобальной, вселенской безусловной любви к людям.
Нередко высшим проявлением любви может стать не только самопожертвование, но и умение решительно оградить людей от насильника.
Поэтому «любовь» должна всегда сочетаться с «силой».
это позволяет им научиться воистину Безусловная любовь позволяет принимать людей независимо от того, злые те или добрые.
В мире самых разнообразных чувств, пороков и мелочных желаний, не дать замутиться своему сознанию и всегда относиться к людям с любовью, состраданием и милосердием.
Из постулата о союзе силы и милосердия вытекает ещё один важнейший принцип – «жить наполовину для себя, наполовину – для других».
Человеку следует относиться ко всем окружающим людям как к партнёрам, как к друзьям.
Человек должен научиться думать о благополучии других, осуществляя свои собственные интересы.
Человек, ослабленный неудачами, бедностью, близкий к отчаянию, вряд ли сумеет полноценно помогать другим людям.
Следовательно, надо обнаружить тонкую грань бытия, не скатываясь ни к эгоизму, ни к беспочвенному альтруизму.
Дзэн предполагает существование высшей, запредельной реальности, которая символически обозначается непрерывным кругом.
Она не может быть выражена в обычных человеческих категориях – наш разум просто отказывается постичь её.
Человек привык рассуждать о реальности в своих, привычных ему категориях.
Он насыщает её своими образами, мыслями, предметами и порой считает, что это и есть конечная реальность.
Но, «конечная истина – это отнюдь не то, чего мы добились, она пребывает в самой себе.
Хотя развитие знаний сделало человека способным открыть некоторые секреты Вселенной, но абсолютная реальность всего сущего находится вне сферы человеческого познания.
В этой истинной реальности не существует такого Бога, который говорит с людьми по правилам, ими же созданными.
Вообще нет никакой высшей силы, которая требует от человека повиновения, страха или поклонения.
Так что же должен делать человек, если не поклоняться высшему началу?
Ответ один – постигать, познавать его через познание самого себя и окружающего мира посредством Дзэн безусловной любви.

Россия. Брянская обл. г Жуковка.