***

Юрий Юсупов 4
                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
               ===================

               Балет -  КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК.
               ============================

          Действующие лица: Пленник , офицер Бахметьев, княжна Нина, Князь. Кузина
княжны. Отец княжны.Адъютант князя. Черкешенка. Жених черкешенки. Джигит. Предводитель отряда. Отец черкешенки. Дамы на балу.Друзья Бахметьева. Черкешенки,
Черкесы. Музыканты.


          Петербург -20-х годов XIX века. Нарядные гости съезжаются на бал. Среди них скромный армейский офицер Бахметьев,одетый в простой военный сюртук. Он явился
на бал,чтобы в последний раз увидеть княжну Нину. Четверо молодых людей подходят к одиноко сидящему Бахметьеву и спрашивают ,отчего он не в парадном мундире?
Заметив появление в вестибюле молодого князя,они отходят от Бахметьева - ведь он
вольнодумец,общаться с ним неприлично. В вестибюль входит княжна Нина с кузиной и отцом. Бахметьев приближается к ней. Княжна смущена. Как-то осенью в парке она подарила ему на память медальон со своим портретом. Подходит князь,жених Нины.
Княжна знакомит Бахметьева с князем, мужчины обмениваются поклонами. Бахметьев вхо
дит в зал. Среди танцующих вальс выделяется кузина княжны в паре с адъютантом кня
зя. Судьи должны выбрать << королеву котильона >>. Единогласно выбирают кузину.
К её платью прикалывают ленту << королевы  >> и вручают стрелу для разыгрывания основной фигуры котильона - << таинственное сердце >>.
          Начинаются игры, танцы, смех, веселье. Выкликнув имя княжны и достав
фант,<< королева >>объявляет о том,что Нина должна танцевать с двумя кавалерами - князем и Бахметьевым.Появление Бахметьева в кругу играющих вызывает неудовольствие: все возмущены дерзким офицером,явившимся на бал не в парадной форме. Князь не скрывает своего нежелания участвовать в игре с Бахметьевым.Княжну выручает кузина,которая на правах << королевы >> предлагает ей танцевать одной.Бахметьев не решается уехать,не повидавшись наедине с княжной. Он пишет Нине записку с просьбой уделить ему в последний раз несколько минут. Другая комната. Нина читает записку. Входит князь. Нина делает попытку спрятать письмо. Заметив это,князь обиделся и хочет уйти. Нина удерживает его и
даёт прочесть письмо. В это время входит Бахметьев. Он видит в руках князя своё письмо.Князь возвращает ему письмо и уводит Нину. Бахметьев хочет догнать их,но его оттесняют мчащиеся в мазурке пары.
           Дальняя комната особняка. Бахметьев сидит на диване и держит в руках скомканное письмо. Входит Нина и просит не преследовать её больше.Бахметьев удерживает Нину и,сняв с шеи подаренный ею медальон,говорит о прошлом. Княжна
требует  возвратить ей медальон. На это Бахметьев отвечает отказом. Кузина предупреждает о приближении князя и уводит с собой Нину.
            Входит князь.Бахметьев в бешенстве. Он вызывает князя на дуэль.
Князь принимает вызов и представляет своего секунданта. Бахметьев ищет секундантов среди своих << друзей >>, но те под разными предлогами отказываются.
Оставшись один,Бахметьев мечется по комнате. Одна мысль владеет им: бежать  из
Петербурга.
Горный аул на Кавказе. На порогах своих жилищ сидят старые горцы. По тропинке
идут с песней девушки,неся кувшины с водой. Последней за ними следует Черкешенка.В аул въезжает на коне богато одетый седой горец. Это жених Черкешенки. Её отец приветствует гостя и помогает сойти с коня.На плоской крыше сакли появляется  Черкешенка и,узнав жениха,отворачивается. Он ей ненавистен!
            На тихую улицу въезжают горцы. Они прискакали с удачного набега,привезли военные трофеи: русские мундиры,оружие.
Молодёжь разгорячённая победой и вином,пляшет. Жених Черкешенки хочет исполнить << ЛЕКУРИ >>, любимый горский танец. По приказу отца девушка нехотя танцует со своим женихом и по окончании танца быстро скрывается в сакле. Слышны выстрелы.
Это,по обычаю горцев,издалека сообщают о крупной победе.
            Аул ожил. В толпу въезжает молодой джигит,волоча за собой на аркане русского офицера. Пленного заковывают в кандалы. Джигит,взмахнув кинжалом,клянётся в вечной ненависти к русским. Одна только Черкешенка не может оторвать глаз от пленника. Девушки с любопытством смотрят на него. Молодой джигит,влюблённый в Черкешенку,признаётся,что этот подвиг он совершил ради неё. Он пытается объясниться ей в любви,но в это время на порог сакли выходит её жених.
Наступает ночь. На крыше сакли появляется Черкешенка,закутанная в чадру. Быстро перебежав улицу,она приближается к пещере,где находится пленник и опускается перед ним на колени. Заботливо обмыв его лицо и напоив водой,она приводит его в чувство.
Солнечный день. Перед пещерой лежит скованный офицер. От резкого движения выпал медальон,пленник быстро поднимает его и прижимает к губам. Приходит Черкешенка.
Она садится рядом с ним,гладит его волосы. Он обнимает её и Черкешенка признаётся ему в любви. Случайно она замечает медальон. Офицер ей рассказывает о прошлой своей жизни.Рассказ пленника доставляет страдание Черкешенке,она понимает,что всегда будет чужой для него.
             Рассвет. Пленник сидит у крепостной башни,мечтает о свободе. Но мечта несбыточна - на ногах оковы. Черкешенка приносит ему пилу и кинжал. Она распиливает кандалы,вручает кинжал и советует бежать. В это время издали доносится казачья песня. Услышав её,русский офицер подбегает к обрыву. Обернувшись,он встречается глазами с Черкешенкой. Её взгляд выражает любовь,страдание. Растроганный,он предлагает ей бежать вместе с ним. Она указывает на медальон.
            Бахметьев бросает медальон в пропасть и говорит Черкешенке о своей
любви. Обняв её,он указывает  на дорогу,ведущую в Россию. Черкешенка не верит в возможность счастья вдали от родины и отказывается следовать за ним.Она просит остаться с ней на Кавказе. Но этого не хочет пленник. Он стремится на родину.
Черкешенка прощается с ним. Стоя на краю обрыва,она смотрит вслед любимому.
Казачья песня слышна совсем близко. Взглянув в последний раз на родной аул,Черкешенка бросается в пропасть и разбивается о камни.

                ( Продолжение следует).