Мемория о десяти открытках из архива моей бабушки

Вольфганг Акунов
REX LUPUS DEUS

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В первых классах нашей родной спецшколы №13 почти у каждого из нас - ее питомцев - была большая общая тетрадь (размером с лист бумаги формата "А4"), в которую мы - ученики "Б"-класса - вклеивали разные понравившиеся нам фотографии, вырезки из газет и журналов, этикетки (в том числе даже спичечные, отличавшиеся большим разнообразием) и открытки.

Помню, я вклеивал в мою "амбарную книгу" (с черной клеенчатой дерматиновой обложкой) несколько переданных мне из "домашнего архива" моей любимой бабушки Лизы шуточных почтовых открыток времен февральского переворота 1917 г. в России.

На всех этих открытках были изображены румяные, краснощекие мальчишки-карапузы с вытаращенными глазами, символизировавшие представителей разных общественных слоев и политических партий взбаламученной Февралем России. Некоторые из них запомнились мне особенно хорошо:

1."Буржуй" в темно-коричневом костюме-тройке, котелке, черных ботинках с белыми гамашами, c дымящейся папироской в руке и большим зонтиком;

2."Капиталистъ" в лоснящемся цилиндре, фрачной паре, белом галстуке, жилете с драгоценными брелками на часовой цепочке, лакированных башмаках, с перстнями на пальцах, курящий толстую сигару;

3."Кадетъ", похожий на "Буржуя", тоже в котелке (из прочих подробностей его костюма мне запомнился только университетский значок в виде синего креста на белом ромбе - в натуре я таких тогда еще не видел), с правой рукой, вытянутой в типичном ораторском жесте, и с толстым, набитым бумагами, портфелем подмышкой (вероятно, направляющийся в Государственную Думу держать очередную речь в защиту "народных прав и свобод");

4."Большевикъ и Меньшевикъ" - два мальчика, стоящие друг к другу спиной и таращащиеся друг на друга через плечо (Большевикъ был в клетчатой кепке, а Меньшевик, значительно уступавший ему ростом и телосложением - в шляпе);

5."Умеренный" - в пенсне, шляпе, штатском костюме и рыжих башмаках, поднявший глаза от газеты, которую держит в руках, и, похоже, тревожно всматривающийся в неясное будущее;

6."Эсеръ" - настороженно глядящий мальчик в широкополой черной шляпе, красной рубахе и (по-моему) черных сапогах с отворотами, опоясанный патронташем, держащий в правой руке огромный черный пистолет, а в левой сжимающий древко красного знамени;

7."Трудовикъ" - хитренький мужичок в сдвинутых на лоб очках, картузе, армяке, лаптях с онучами и с палочкой, читающий газету;

8."Анархистъ" - растрепанный, в черной косоворотке, с дымящейся круглой бомбой в правой и черным "знаменем смерти" в левой руке;

9."Социал-демократъ" в клетчатой кепке, пиджаке и брюках, заправленных в рыжие сапоги, с прокламацией в левой руке, с поднятой правой рукой и раскрытым - вероятно, в революционном призыве - ртом;

10."Бундистъ" - курчавый мальчуган с явно левантийскими чертами лица, в красном галстуке (вроде того, что носили впоследствии советские "юные пионеры-ленинцы"), в подобии защитной полувоенной скаутской формы (кительке и коротких штанишках), в черном "террористском" плаще, спущенных красных чулках и башмаках с развязанными шнурками, со звездой Давида на груди, разинувший в крике рот, держащий в правой руке поднятый над головой браунинг, а левой рукой прижимающий к груди мяч, похожий на круглую бомбу (см. иллюстрацию в заголовке настоящей миниатюры).

Открытку с "бундистом" у меня выпросил мой одноклассник и впоследствии закадычный друг Виктор Милитарев (упоминавшийся выше "Инжир", очень, кстати, походивший в то время внешне на "бундиста" с открытки, причем не только внешне, но и внутренне; помнится, когда в 1968 г. до Москвы докатились известия о молодежных бунтах во Франции и Западной Германии, "Инжир" уже переведенный к тому времени на индивидуальное обучение и потому не обязанный носить школьную форму - явился в школу, выряженный в кожаную куртку, черный шейный платок, черный берет "а-ля-Че Гевара" и черные очки, заявив, что он теперь "гошист").
 
Впрочем, довольно об этом...

ПРИМЕЧАНИЕ
На иллюстрации в заголовке настоящей мемории "Бундистъ" изображен третьим справа в верхнем ряду. Уже сравнительно недавно я узнал, что автором открыток был русский художник и военный корреспондент Владимир Амосович Табурин (года жизни: 1864-1919), а серия называлась "Дети-политики".