Фантомас и закат советского строя

Олег Басин
            Наверное, покажется необычным такое сочетание понятий. Какая мол связь? Нет, чтобы автор напрямую прямолинейными аргументами критиковал бы советский строй или объяснил бы механизмы его провала. А автор даже  не уверен, критика ли это, и вместо прямых и непосредственных фактов с самым прямым отношением к делу предпримет косвенное суждение на косвенном примере, которое может оказаться выразительнее прямых критических подходов. Механизмы же провала советского строя автором объяснены в других статьях, а в этой автор хотел бы ненавязчиво поговорить об одном очень интересном симптоме.
            Фантомас — одна из парадоксальнейших загадок той эпохи. Это на самом деле яркий и необъяснимый феномен, который до сих пор поражает автора. И в чём же причина такой поразительности? Будем искать ответа.
            Советский Союз всегда гордился своей идеологической устойчивостью, которая считалась наиважнейшим залогом строительства коммунизма, и даже сейчас многие поминают прежние идеологические подходы той нашей советской эпохи. Идеология царила в самом прямом смысле этого сова, разносясь из всего звучащего, печатного и кинематографического. Наша идеологическая крепость и впрямь казалась устойчивой, наверное потому, что мы все с малолетства проходили регулярную идеологическую проработку и могли всегда показать чёткость и ясность своей идеологической позиции. Идеологически выверенные киногерои той эпохи должны были наполнять наши сердца несгибаемой верой в партию и победу коммунизма: от пламенных революционеров и героев гражданской войны до героев коммунистического труда и комсомольских строек заката социализма. Заката. Тогда ещё никто не предполагал этого заката, и Фантомас — его предтеча.
            Закат или другой его синоним подкрадывался незаметно. Заканчивались светлые шестидесятые. Идеологам советского строя, видимо, казалось, что молодёжь в качестве кумиров  выберет очередных киногероев среди борцов за освобождение человечества и пламенных строителей коммунизма. Но вот произошло явление Фантомаса, и он захватил умы юных пионеров и комсомольцев, предполагаемых наследников в деле строительства коммунизма. Захватил практически поголовно. Он стал новым неофициальным культом, причём именно в Советском Союзе, как это ни парадоксально.
            Исходя из этого и возникает законный вопрос: чего стоит вся эта коммунистическая возня с её пропагандой, которую практически смог победить Фантомас ещё в самом начале семидесятых? Причём, с огромным перевесом. Вот такой вот признак несостоятельности коммунистической идеологии и закономерного заката советского строя!