О Барбароссе и Третьем Крестовом походе

Вольфганг Акунов
+NNDNN+
Во имя Отца, и Сына. И Святого Духа.
В 1187 году ближневосточные мусульмане-сарацины (именуемые в христианской среде также агарянами - по своей прародительнице Агари-Хаджар) под командованием султана Египта и Сирии Салах ад-Дина (Саладина), наголову разгромив при Хиттине армию Иерусалимского королевства и его вассалов, отняли у крестоносцев-«франков» Святой Град Иерусалим.
Хотя владетельные государи христианской - римско-католической - Европы на протяжении десятилетий оставались глухи к призывам христиан Святой Земли о помощи, они восприняли утрату Святого Града и других христианских святынь как тяжелый удар. Папа римский Григорий VIII (21.10-17.2.1187 гг.) немедленно обратился ко всем христианам с призывом взять крест, то есть выступить в Крестовый поход ради спасения Святой Земли, а его преемник папа римский Климент III (1187-1191 гг.) приложил дальнейшие усилия к возобновлению крестоносного движения. Оно пережило новый подъем буквально повсюду - от Италии и Испании до Дании и Норвегии. Во Франции, Англии и Германии были сформированы многочисленные армии крестоносцев под руководством местных государей.
Начало новому, Третьему, Крестовому походу было положено в Германии. Римско-германский император Фридрих I Барбаросса (Ротбарт, то есть Рыжебородый) из династии Гогенштауфенов (Штауфенов), владыка Священной Римской империи, друг Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского (если верить русскому историку Василию Татищеву), выдающийся полководец, покоритель Милана (перенесший из собора разрушенного по его приказу города в Кельн мощи трех царей-волхвов Каспара, Валтасара и Мельхиора, некогда пришедших в Вифлеем поклониться Богомладенцу Христу), основатель Болонского университета (1154 г.), а также - один из адресатов овеянного многочисленными легендами письма пресвитера (или царя-священника) Иоанна (потомка одного из этих царей-волхвов - таинственного правителя могущественного христианского государства, расположенного то ли в Индии, то ли где-то в глубинах Центральной Азии, то ли в Эфиопии, готового заключить с западными крестоносцами военный союз против сарацинов), заявил о своей готовности участвовать в походе ради освобождения Земли Воплощения от агарянского ига на Майнцском рейхстаге весной 1188 г. Германское войско, состоявшее из 3000 рыцарей, в сопровождении оруженосцев, воинов-кнехтов и большого обоза, выступило в 1189 г. из Регенсбурга с намерением достичь конечной цели похода через Балканы и Малую Азию. Но 10 июня 1190 г. император Фридрих, при попытке переправиться, в полном вооружении, через реку Селифу (Салефу) в Киликии, упал с коня, был подхвачен бурным течением и захлебнулся в воде до того, как к нему подоспели на выручку. Согласно иной версии, изложенной в «Саксонской хронике» 1229 г., Барбаросса утонул при купании в Селифе. Судьба тела императора, извлеченного из реки, осталась неизвестной. Его забальзамировали, чтобы доставить в Германию, однако на родину оно возвращено так и не было, что породило в умах почитателей императора немало легенд, согласно которым он не умер, а еще вернется в назначенный срок (аналогичные легенды впоследствии ходили и о его внуке - римско-германском императоре-крестоносце Фридрихе Ii Гогенштауфене, прозванном Чудом мира, или, по-латыни, Stupor Mundi).
По самой распространенной легенде, римско-германский император, погруженный в беспробудный сон, сидит, в окружении своих рыцарей, воинов и священников, за каменным столом в недрах некоей горы (чаще всего в качестве таковой упоминается гора Киффхойзер в Тюрингии). Его длинная рыжая (хотя на момент гибели Фридриха ему уже исполнилось 72 года, так что, вероятнее всего, он был уже седобородым, а не рыжебородым) борода обвивает стол (или прорастает через столешницу). Время от времени Барбаросса просыпается и посылает двух воронов посмотреть, утихли ли распри, раздирающие Германию (или, точнее, Священную Римскую империю германской нации). Когда это произойдёт, а борода обовьётся вокруг стола три раза, спящий (и в то же время - бодрствующий) император восстанет и твердой рукой наведет в мире порядок. Перед ним будет идти простой крестьянин с мечом, которым Барбаросса прикажет обезглавить всякого, кто будет превозноситься над крестьянским сословием. Восстановив в прежнем величии и блеске Римскую державу и изгнав из Иерусалима сарацин, победоносный император Барбаросса повесит на Сухое Древо (смоковницу, увядшую, по воле евангельского Иисуса), теперь же наконец процветшую, свои щит и меч и возвратит свою корону Богу (либо же сразится с появившимся Антихристом, погибнет в схватке с ним и будет вознесен по воле Господа на небо). Как бы то ни было, неожиданная гибель Фридриха Рыжебородого фактически  привела к срыву задуманного им широкомасштабного Крестового похода.
Многие крестоносцы, устрашившись смерти предводителя похода, как недоброго предзнаменования, отказались от дальнейшего участия в вооруженном паломничестве, в результате чего лишь жалкие остатки немецкого войска достигли осенью 1190 г. г. Аккона, который они вознамерились вооруженной рукой вернуть в состав Иерусалимского королевства. Однако сил у них для этого оказалось недостаточно.
Лишь после прибытия подкреплений из Италии и Германии под руководством архиепископа Герарда Равеннского, Адельварда Веронского, ландграфа Людвига Тюрингского, графа Оттона Гельдернского, Генриха Альтенбургского, Альберта Поппенбургского и Видукинда фон Реда, приведших с собой в общей сложности около 1000 рыцарей и крупный контингент пехотинцев, а также еще более многочисленных армий англичан и французов, упорная и изнурительная осада Аккона завершилась, наконец, капитуляцией осажденных. Город был сдан крестоносцам, а 2700 переживших осаду воинов мусульманского гарнизона перебиты по приказанию английского короля Ричарда Львиное Сердце, раздраженного их чрезмерно упорным сопротивлением, представлявшимся ему неразумным упрямством.
За этот необдуманный поступок короля Ричарда, или Мелек-Рика (как его прозвали сарацины) впоследствии пришлось поплатиться многим крестоносцам, ибо война приобрела крайне жестокие формы и с мусульманской стороны. Все большее значение для мусульман стала приобретать идея «джихада» или «газавата» - священной войны. Насколько борьба за Святую Землю превратилась в глазах магометан описываемой эпохи в войну за веру, явствует из письма султана Саладина халифу Багдадскому, цитату из которого мы приводим ниже. Данное письмо более наглядно, чем все дошедшие до нас письма «латинян», демонстрирует, что на Западе крестовые походы стали поистине всенародными движениями. Саладин писал халифу Багдадскому, в частности, следующее:
«Положимся же всецело на милость Аллаха, и пусть та опасность, в которой мы находимся, оживит ревность мусульман... Ибо мы не устаем изумляться ревности неверных и равнодушию правоверных. Взгляни на назореев (христиан), взгляни, в каком количестве они прибывают, как они соперничают друг с другом в ратном деле, как охотно они жертвуют своими богатствами, как они объединяются, как стойко они переносят величайшие страдания, невзгоды и нужду во всем! Нет среди них ни одного царя, ни одного владыки, ни одного острова или города, ни одного человека, будь он даже наиничтожнейшим из всех, который не послал бы на эту войну своих крестьян, своих подданных, который не предоставил бы им возможность проявить свою доблесть на поле славы. Они творят все это, ибо верят, что служат тем самым своей религии, и потому охотно жертвуют своей жизнью и своим имуществом. Будем же надеяться, что Аллах пошлет нам помощь и поможет нам, в своей неизреченной милости, истребить всех недругов, а всех правоверных спасет ото всех опасностей!»
Немаловажную роль во взятии крестоносцами Аккона сыграл английский флот, блокировавший город с моря. Адмиралом этого флота был рыцарь Ордена Храма Робер де Сабль, доставивший в Святую Землю воинский контингент английских тамплиеров. После падения приморской твердыни мусульман храмовники, собравшиеся в акконском замке Ордена Храма, избрали Робера де Сабля своим Великим Магистром.
В Акконе крестоносцами, в числе прочих трофеев, был вновь обретен Святой Истинный Крест, захваченный сарацинами в злосчастной битве у «рогов» Хиттина. Рыцари Ордена иоаннитов, чья главная резиденция с момента потери Иерусалима находилась в крепости Маргат, перенесли ее в Аккон. Раскопки, проведенные в 80-90х гг. ХХ в. израильскими археологами, позволяют нам составить себе представление о сильных позициях, занимаемых Орденом Святого Иоанна в этом городе - морских вратах Святой Земли.
После захвата Аккона крестоносцами между победителями начались распри. Герцог (не эрцгерцог!) Австрийский Леопольд V Бабенберг, как предводитель всех германских войск, потребовал признать его равным по положению другим главным вождям крестоносцев - королям Англии и Франции, в знак чего поднял свой стяг (баннер) рядом со стягом Ричарда Английского. Надо сказать, что герцог Леопольд при осаде Аккона храбро бился с сарацинами.
Согласно одной из легенд о происхождении красно-бело-красного австрийского национального флага, после окончания боя за Аккон белый кафтан-котта герцога Леопольда, надетый поверх доспехов, оказался совершенно красного цвета, пропитавшись пролитой им кровью (своей и чужой). Когда же Леопольд после боя снял пояс с мечом, на пропитанном кровью кафтане образовалась узкая белая полоса в том месте, где пояс не дал белой ткани пропитаться кровью. Так, якобы, и было положено начало трехполосному красно-бело-красному австрийскому флагу. Возможно, именно это импровизированное знамя и было поднято по приказу герцога Леопольда над стенами покоренной мусульманской твердыни.
Но возмущенные англичане сорвали австрийский стяг, разодрали его в клочья и сбросили в ров, окружавший стены городской цитадели Аккона. Леопольд воспринял случившееся, как смертельное оскорбление, и затаил злобу на высокомерных англичан. Возможность отомстить их королю представилась герцогу Леопольду, когда Ричард, переодевшись рыцарем Храма, в сопровождении всего 4 слуг, возвращался в Англию морским путем. Его корабль, попавший в шторм на Адриатике, потерпел крушение близ Аквилеи, откуда Ричард продолжал свой путь по суше. Близ Вены он был опознан, схвачен и выдан Леопольдом Австрийским своему сюзерену - римско-германскому императору Генриху VI Гогенштауфену. Генрих VI приказал бросить Ричарда в темницу имперского замка Гогенштауфенов Трифельз близ Аннвейлера в Рейнском Палатинате (Пфальце на Рейне). Ричард просидел в германском узилище более года и был выпущен на свободу только в 1194 г., для чего ему пришлось уплатить 100 000 марок серебром в качестве выкупа и принести ленную присягу владыке Священной Римской империи германской нации.
Вот как в действительности обстояло дело с распрей между Ричардом Английским и Леопольдом Австрийским о знамени, известной всем нам по роману сэру Вальтера Скотта «Талисман» в гораздо более романтичной и льстящей британскому самолюбию версии. Причем выясняется, что рыцари-храмовники, относящиеся в романе к Ричарду Английскому (а он, в свою очередь, к ним) резко отрицательно, в действительности были настолько дружественно настроены по отношению к нему, что даже позволили Ричарду, в целях маскировки, переодеться одним из членов своего Ордена, и предоставили ему корабль для возвращения домой. Вероятно, отнюдь не случайно английские рыцари и воины стали носить на своих одеждах и знаменах тамплиерский красный крест на белом поле, ставший, в качестве «знамени Святого Георгия», национальным символом «доброй старой Англии»!
В данной связи нам представляется необходимым упомянуть еще 2 события, имевшие важные последствия для крестоносного движения - основание Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии в 1191 г. и завоевание острова Кипр Ричардом Львиное Сердце в 1192 г.
Отняв Кипр у отложившегося от Восточной Римской империи мятежного ромейского (греческого, византийского) вельможи Исаака Комнина и испытывая постоянную нужду в деньгах, Ричард Львиное Сердце продал остров рыцарям Храма. Тем самым тамплиерам представился шанс создать на территории Кипра, после утраты своих владений в Святой Земле, собственное островное государства (типа государства, созданного иоаннитами на острове Родос, а позднее - на острове Мальта). Но тамплиеры этого не сделали (из чего, кстати, следует, что они продолжали рассматривать в качестве своей первостепенной задачи не создание собственного центра власти, а организацию нового Крестового похода в Святую Землю с целью окончательного изгнания оттуда мусульман).
Впоследствии остров Кипр перешел под власть (титулярного) короля Иерусалимского Гвидона Лузиньяна. Для военно-монашеских Орденов завоевание Кипра крестоносцами имело крайне важное значение. Вследствие потери Палестины через 100 лет после описываемых событий, Ордены отступили на Кипр. К счастью для иоаннитов, Магистр Госпиталя Гарнье де Наблус (1190-1192 гг.) был в хороших отношениях с английским королем, благодаря благосклонности которого Орден Святого Иоанна смог своевременно закрепиться на Кипре. Время правления этого магистра было, однако, очень недолгим, ибо ход военных действий заставлял предъявлять к людям поистине невыполнимые требования.
Но это уже другая история...
Здесь конец и Господу Богу нашему слава!