Об учителе с большой любовью

Алевтина Бирюкова
        Галина Калинина вспоминает свои школьные годы, которые пришлись на вторую половину  20 века. Она пришла в первый класс железнодорожной школы №68, что  на окраине небольшого города Балашов, в  микрорайон Ветлянка, маленькой шестилетней девчонкой.
 Вот я  иду в первый класс за знаниями, тащу тяжеленный портфель с учебниками и тетрадками. Рядом со мной одноклассник Сережка Картушин и в руках у него такой же тяжелый портфель. Наконец мы на пороге школы. Ставим свои портфели на порожки, перед нами остался  малый подъем, и наконец, каждый ставит свой портфель под свою парту. На середине парты едва заметная метка, которая указывает, где твоя часть парты, а где соседа. Начался урок,  и сосед по неизвестной для меня причине положил свой локоть на мою половину. Ну что делать с нарушителем? Конечно, сильно толкнуть его и напомнить, чтобы  быстрее перебрался на свою половину. А сосед в это время старательно  писал в своей тетрадке, и у него появилась клякса в неположенном месте тетрадки. Для ответного удара он выбрал мой затылок, не посмотрел, что мы с ним стали  уже октябрятами. Завязалась небольшая потасовка. Не только наше плохое поведение обсуждали на октябрятской звездочке. Осуждение на время нам помогло. Мы совместными усилиями наводили порядок в классе. Старались стоять ровненько на школьных линейках, торжественно провожали осень, водили хороводы вокруг елки… Много чего было за первые три года учебы.  В гостях у Лидии Ивановны 10 июня 1977года.
 И вот мы повзрослели. С четвертого класса  начали  учиться у разных учителей, в различных  кабинетах. У нас появился  свой классный руководитель  Лидия Ивановна Быстрецкая. Она  невысокого роста, постоянно носит  очки, учит  русскому языку и литературе меня и моих одноклассников Надю Болотникову, Сережек Картушина и  Курочкина, Марин Журавлеву и Шитик и других. Для нас  своим кабинетом стал кабинет литературы. Нам труднее стало делить парты в других кабинетах. Но в своем это произошло довольно быстро,  продолжились небольшие потасовки, которые пришлись на ее уроки. Лидия Ивановна диктует нам очередной диктант, в котором много незнакомых  слов, но  у моего соседа нет проблем с орфографией, заглядываю в его тетрадь, а он закрылся от меня. Ну что делать?  Шепчу соседу тихонечко, чтобы открыл тетрадь для меня - своей соседки. Он приоткрыл. И я нахожу правильно написанные им слова,  и понимаю свои ошибки. А за соседней партой так же слышны небольшие толчки. На переменах, на классных часах Лидия Ивановна начала спокойно, не повышая голоса,   объяснять нам о необходимости соблюдать правила поведения, о настоящей дружбе, истинной и ложной взаимопомощи, о необходимости заниматься  в спортивных секциях и  предметных кружках.
  Мне  запомнился поход в лесопосадку  Ветлянки.  Лидия Ивановна сорвала  жёлтый, казалось бы, неприметный цветок. От нее мы узнали и запомнили, что это купальница и как от настоящего биолога,  услышали всё об этом цветке. В следующий раз, она настолько красочно описала нам цветение каштанов в военном городке, что я специально поехала туда, чтобы увидеть сказочную аллею цветущих каштанов.
На политинформации она давала возможность индивидуально выбрать тему, чтобы  каждый  говорил о том, что ему интересно, а весь класс с удовольствием слушал интересные и очень полезные  доклады.
Очень многие правила русского языка Лидия Ивановна преподносила не скупыми словами учебника, а какой-то внутренней энергетикой и приводила множество примеров из повседневной жизни.
На уроках литературы она настолько образно могла преподнести нам произведение, что было ощущение ее личного присутствия в описываемых событиях и даже эпизодах. Она могла очень искусно всё это связать с историей и культурой того времени.
Каждую осень мы ездили на уборку свеклы. Как-то  в автобусе мы вели себя слишком шумно, и наша Лидия Ивановна  предложила петь песни. И всю дорогу из автобуса неслось:  «Я так хочу, чтобы лето не кончалось".
На классном часе при обсуждении событий и происшествий  в нашем коллективе всегда была корректной и справедливой. А уж в школьную стенгазету  она сочиняла самые лучшие стишки  «на злобу дня», дополняя их собственными фотографиями.
 Лидия Ивановна,  ненавязчиво,  обратила  наше внимание на то, что у ребят в классе разные  способности. Тем, кому   трудно дается какой-то учебный предмет, она советовала посещать дополнительные занятия, конечно,  бесплатно.  Одни  одноклассники становились легкоатлетами или баскетболистами, другие туристами, третьи увлеклись моделированием, четвертые начали посещать занятия   кружков городского дома пионеров. 
    Незаметно мы  полюбили нашу Лидию Ивановну. Не знали, что она серьезно больна. В восьмом классе с нами ее не стало. Первое время мы навещали ее  в военном городке, но семья сменила место жительства, и потерялась связь. Осталась светлая память о  годах учебы с заботливой  и любимой нами Быстрецкой  Лидией Ивановной.