Папиросы калибра 7, 62

Игорь Альмечитов
«Мифы» советского времени. Папиросы калибра 7,62


В наши дни большинство людей уже не помнят, что в Советском Союзе папиросы «Беломорканал» были такой же неотъемлемой частью ежедневной реальности, как хлеб и батоны без индивидуальной упаковки, молоко в стеклянных бутылках или всего два телевизионных канала в любой точке необъятной страны, которые старшее поколение до сих пор по привычке называет «Первый» и «Второй».

То есть продавались папиросы «Беломорканал» буквально везде и курили их (как, впрочем, и еще несколько чуть менее известных марок папирос) несравненно больше, чем сигареты. Иными словами, «Беломор» курил постоянно или раз от разу буквально каждый первый курильщик Советского Союза.

Название самой известной марке советских папирос было дано в честь Беломорско-Балтийского канала имени Сталина (или сокращённо — Беломорканала), который был построен в 1931-1933 годах в рекордно короткий срок. Сам же рекорд был установлен, как и многое в нашей многострадальной отчизне, силами (и жизнями) заключенных Белбалтлага...

Тем не менее, мало кто помнит или даже знает о том, что в своё время, в стране, где, начиная со Сталинской индустриализации 1929-1941г.г. буквально любое производство полностью или частично было «заточено» на военные или околовоенные цели, ходили упорные слухи, что любую фабрику, на которой производились папиросы, более того, любой станок, выпускавший папиросные бумажные мундштуки (они же — бумажные гильзы) можно было быстро перенастроить на выпуск патронов.

Очевидно, что «миф», родившийся в недрах «глубинного народа», учитывал только два основных фактора в папиросном производстве (по аналогии с прокрустовым ложем, полностью отметая всё, что не вписывалось в стройную уже «теорию заговора», как любят выражаться в наши дни специалисты по раскрытию тайных замыслов «Зловещего Мирового Закулисья»).

Первый фактор состоял в том, что бумажные мундштуки для папирос чаще всего называли «гильзами», что подсознательно рождало образ патронов в головах «знающих людей» с высшим телевизионным образованием.

Второй же фактор состоял в том, что диаметр папиросных гильз был 7,62 мм, как и самый распространённый в мире диаметр винтовочного или пулемётного патрона.

Увы, на этом «сходства» заканчивались, что, впрочем, как упомянуто выше, не мешало любителям «вселенских заговоров» оставаться при своем мнении, игнорируя остальные и более «полновесные» факты.

Дело в том, что диаметр гильзы советского винтовочного патрона 7,62;39 мм фактически равен 7,85 мм, а диаметр его донца составляет ровные 10,00 мм. Помимо же «вводящей в заблуждение знающих людей» цифры «7,62», все остальные части патрона имеют уже совершенно другие диаметры. Тем более, производство любого типа пуль вообще не имеет ничего общего с производством папирос. Но, даже если предположить, что на «папиросном производстве» делались только гильзы, которые затем отправлялись в некие «пульные производства» или сборочные цеха, где производились готовые патроны, теория эта также трещит по швам. Поскольку в советской системе производственных циклов (несмотря на многие недостатки) готовое изделие любого типа предпочитали делать на едином производстве, а не тратить ресурсы на бессмысленную логистику (перемещение и хранение по всей необъятной стране отдельных компонентов).

Фактически, же любители советских «мифов и легенд», как и «теорий заговоров» упустили (или предпочли не замечать) самого простого и логичного объяснения. Дело в том, что совпадение «калибров» патронов и сигарет объясняется более, чем элементарно.

Размер 7,62 мм обусловлен тем, что в английской системе мер и весов, а именно неметрической системе измерения, данный размер обозначается более, чем «круглым» числом 0,3 дюйма или 3/10 дюйма.

Для полноты картины стоит сказать, что диаметр мундштуков для папирос (они же - «гильзы») всё-таки немного отличался от патронного. Отечественные папиросы выпускались тремя основными диаметрами, а именно: 7,2 мм, 8,2 мм и 8,8 мм.

Также очевидно, что пресловутый размер 7,62 пришел в Российскую империю с английским оборудованием задолго до Октябрьской революции 1917г., потому и «закрепился» в массовом сознании в том виде, в котором в наши дни уже никак «не режет слух».

Стоит добавить, что 0,3 дюйма в военном деле значило 3 линии (измерение по полям или промежуткам между нарезами). И изначально даже в Российской империи он назывался трёхлинейным, откуда пошло и традиционно-привычное наименование знаменитой винтовки Мосина — «трёхлинейка» или более официально — трёхлинейная винтовка образца 1891 года).

Возвращаясь же к папиросам, можно сказать, что они являются ноу-хау или изделием типично российского происхождения. А, точнее, «вышли родом» из Российской империи. (Данный факт — на заметку «квасным» патриотам, которые любят гордиться всем отечественным, в то же время по какой-то неведомой причине упорно отделяя себя от остальной мировой культуры и общего развития человеческой цивилизации, а то и прямо противопоставляя себя всему остальному миру).

Хотя, судя по тому, что справочники и энциклопедии, ссылаясь на папиросы, ненавязчиво подчеркивают, что папиросы появились из тех «недр» Российской империи, которые в настоящее время являются уже давно независимой и суверенной Польшей, буря «патриотических» чувств может несколько поутихнуть.

Дело в том, что сам термин «папироса» был польским и звучал, как «рарiеrоs». Образовавшись от польского слова рарiеr (что значит «бумага») и окончания «os», вероятно отсылающего к испанскому слову во множественном числе «cigarros», то есть «сигары».

Что касается первых официально зарегистрированных упоминаний о папиросах, то относятся они к 1844 году.

Само же табачное изделие в его классической форме (делавшееся тогда из настоящего табака, а не из «облагороженных» химических составов, как в настоящее время) наибольшее распространение получило начиная со второй половины 19-го века и более ста лет было самым распространенным у курильщиков, не претерпев внешне никаких явных изменений.

Однако со второй половины 20-го века в моду всё больше стали входить сигареты с фильтром и вытеснять классические папиросы.

Но для «глубинного советского народа» папиросы оставались любимым «средством» курения вплоть до развала СССР и полного упадка «папиросной отрасли»...

Что же касается легенды о том, что, начиная со Сталинской индустриализации папиросное производство можно легко перестроить на выпуск гильз для патронов, то является она не более, чем распространённым и до сих пор будоражащим воображением «знающих людей» мифом...