Иона Покровский епископ, военный священник

Новосельцев Григорий Петрович
Иона, известный также как Владимир Покровский, родился 17 (29) апреля 1888 года в селе Рогачёво в Московской губернии. Он был епископом Русской православной церкви заграницей, занимая должность епископа Ханькоуского и викария Пекинской епархии. Он также был настоятелем храма святителя Иннокентия Иркутского в Маньчжурии.

Иона был канонизирован Русской православной церковью и считается святителем и чудотворцем. Его память отмечается 7 (20) октября.
Иона Покровский, родившийся 17 апреля 1888 года в семье священника в селе Рогачёво Дмитровского уезда Московской губернии, фактически был рожден в Голицынской больнице в Москве. В возрасте трех лет он потерял матерь, а в восьмилетнем - отца.

Он учился в Заиконоспасском духовном училище и окончил Калужскую семинарию, после чего поступил в Казанскую духовную академию в 1909 году.

На третьем курсе, Владимир принял монашество, приняв имя Иона, и провел некоторое время во Введенской Оптиной пустыни.

После возвращения в академию в качестве иеромонаха, он окончил ее в 1914 году со степенью кандидата богословия и получил право быть преподавателем и занимать административные должности в духовно-учебном ведомстве без необходимости прохождения новых устных и письменных испытаний при получении степени магистра богословия. Он был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата и стал приват-доцентом.

По собственному желанию, в начале Первой мировой войны, он стал военным священником. 30 июня 1917 года он был назначен проповедником 2-й армии и участвовал в Брусиловском прорыве. Однако развал армии лишил его места.

В начале 1918 года Иона вернулся в Казань, но в мае был арестован большевиками по обвинению в контрреволюции. После побега из тюрьмы, он был схвачен снова, избит и брошен в тюрьму всего в одной рубашке. Он был отправлен на пароходе через реку Тавда в Тюмень в вагоне для перевозки скота, а затем передан под военный суд. Однако по пути он был освобожден войсками Сибирского правительства, которые захватили Тобольск.
Он отправился в Омск и вскоре вернулся в ряды военного духовенства, став инициатором организации «дружин Святого Креста».

В 1919 году, по решению Временного высшего церковного управления Сибири, ему присвоили звание игумена, и он был назначен корпусным благочинным 11-го Яицкого армейского корпуса, который входил в состав Южной армии. Когда их часть отступила через Северный Туркестан и присоединилась к Оренбургской армии атамана Дутова, игумен Иона стал главным священником армии.

После того, как атаман был отстранен от командования армией, Иона остался с Дутовским отрядом. Они пересекли город Лепсинск без еды и корма и в начале 1920 года пересекли перевал Кара Сарык, войдя в Синьцзян, Китайский Туркестан. Затем они прибыли в город Кульджа, где игумен Иона помог объединить разрозненные русские силы.

Весной 1921 года он вместе с конным отрядом оренбургских и семиреченских казаков добрался до Шанхая. Здесь он начал активно заниматься пастырской работой среди русских беженцев и китайцев. По его инициативе была учреждена местная семинария, где он преподавал Божественные Заповеди. Среди студентов было много китайских юношей.

Вскоре Высшее русское церковное управление заграницей наградило его званием архимандрита за выдающуюся деятельность и назначило его в Русскую духовную миссию в Пекине.

20 июня (3 июля) 1922 года Высшее русское церковное управление заграницей выбрало его вторым викарием Пекинской епархии по ходатайству архиепископа Пекинского Иннокентия.

В сентябре 1922 года он получил священный сан епископа Тяньзиньского и был назначен настоятелем Иннокентьевского миссионерского собора в городе Маньчжурии. На его хиротонии присутствовали начальник миссии архиепископ Пекинский Иннокентий, епископы Забайкальский Мелетий и Шанхайский Симон. Он прибыл в Маньчжурию 19 октября 1922 года.

Епископ Иона не только выполнял свои церковные обязанности, но и основал среднюю 10-классную школу с ремесленным уклоном. На момент его смерти в этой школе обучались 497 детей разных национальностей и вероисповеданий, причем самые бедные учились бесплатно. Он также открыл аптеку, которая выдавала бесплатные лекарства нуждающимся, создал приют для сирот, и организовал бесплатную амбулаторию и столовую на 200 человек для бедных.
Из-за его широкого круга интересов и образования, активной деятельности и любви ко всем, он стал известен и уважаем как среди православного, так и иноверного населения Северо-Восточного Китая.

В 1925 году он стал епископом Ханькоуским. В этом же году он заболел ангиной, которая привела к инфекции крови после споласкивания горла керосином.

Он скончался 20 октября 1925 года в возрасте 36 лет. Архиепископ Мефодий (Герасимов) возглавил похороны преподобного с участием 8000 молящихся священников. Он был похоронен за алтарем храма.

Через несколько лет после смерти преподобного была выпущена специальная коллекция с описанием различных случаев благодатной помощи, посредством которой он молился. Он был широко почитаем в русском православном зарубежье.

В апреле 1991 года епископ Хабаровский Гавриил (Стеблюченко) в своем послании просил «прислать материалы по жизни преподобного Ионы и информацию о его трудах и подвигах, которыми он усердно служил во славу Святого Православия»[7].

13 сентября 1996 года Архиерейский собор Русской зарубежной церкви принял решение о церковном прославлении преподобного Ионы Ханькоуского, которое состоялось 7 (20) октября 1996 года, в день его преставления и памяти[8].

Служба преподобному была составлена на английском языке чтецом Исааком Ламбертсеном[9]. 5—6 мая 2015 года Архиерейский синод РПЦЗ рассмотрел службу святителю Ханькоускому Ионе, и результатом этого стало решение просить Е. В. Перекрёстову возглавить специальную комиссию для внесения необходимых изменений в службу[10].

3 февраля 2016 года решением Архиерейского собора Русской православной церкви было установлено общекитайское почитание преподобного Ионы, епископа Ханькоуского.