Рыжий Барсик

Николина Вальд
Картинка из интернета               

      Наконец, подошла моя очередь рассказать о самом главном герое моих дачных приключений – рыжем котёнке Барсике. Почему главном? Потому что с него и должен был начаться цикл моих детских дачных воспоминаний с их приключениями. И уж после него вспомнить двух моих домашних котят, которых я принесла в дом, когда мы, наконец-то, получили новую уже самостоятельную квартиру и покинули прежнюю коммунальную, и назвала Барсиками в его честь. Конечно, возможно, сегодняшние дети меня не поймут. У них каникулы проходят в развлекательных туристических поездках по своей стране, ближнему и дальнему зарубежью. А во времена моего детства многие дети были счастливы во время своих выездов в пионерские лагеря либо на дачу. А там уже  знакомились с новыми друзьями, природой и её живыми обитателями, общения с которыми им так не хватало в душном и шумном городе с его машинами, заводами с грязными закопчёнными  трубами и выхлопными газами. А особенно это неудобство ощущалось летом, когда кроме всех этих неудобств над городом стояла ещё дикая жара, которую не смогла смягчить даже испаряющаяся от этой жары морская солёная вода с берегов Чёрного моря. А по ночам нас доставали тучи жалящих комаров, досаждавших нам ночью похуже, чем дневной зной. И поэтому те люди, у кого была своя дача либо возможность снять комнату в дачном районе, были как говорилось в те далёкие, а теперь уже былинные советские времена, на седьмом небе от счастья. А эти приключения были в мой последний дачный выезд, и потому таковыми запомнились на всю жизнь. Моя мама не баловала меня экскурсиями по другим городам, и потому только дачные выезды были для меня маленькой детской радостью. Мама экономила каждую копейку, ссылаясь на большую сумму, требуемую на первый взнос кооперативной квартиры, которую папа должен был получить на своём заводе. По этой причине моя бабушка решила снять  небольшую комнатёнку из расчёта только на себя и меня. Мой младший брат Толик находился на выездной даче от своего детского сада. А мама и папа нас навещали только в выходные дни.
     Итак, наняв для этой цели грузовую машину, мы благополучно прибыли в этот зелёный оазис, находящийся на окраине нашего знойного города Одессы, распаковали все привезённые с собой вещи, предвкушая восторг нашей будущей дачной жизни. Наша дачная жизнь только начиналась и обещала много приятного. Бабушка суетилась на кухне, вспоминая свою прежнюю жизнь, когда вместо обычных газовых плит, к которым мы так быстро приросли, наши бабушки и прабабушки пользовались примусами и керогазами. Но мою энергичную бабушку это никогда не смущало. Дача состояла из одной большой комнаты и большой застеклённой со всех сторон веранды зимнего типа. Эту веранду хозяева отдали в наше пользование. А в комнате либо сами жили некоторое время, либо сдавали на две недели москвичам, а в августе поселили свою дальнюю родственницу, приехавшую из Омска в Одессу погостить. А ещё одна московская бабушка Аня решила повести в Одессу к волнам Чёрного моря своего внука Ваню. Что ж, превосходно! В нашей детской компании появился новый товарищ. Моя бабушка Маня нашла в лице московской бабушки Ани себе приятельницу. Рядом находились два малюсеньких помещения, примерно около 5 квадратных метров, если не меньше. Одно это помещение мы определили под кухню. Из второго я потихоньку устроила маленький живой уголок. Но со временем хозяева меня попросили убрать оттуда свой «зверинец», так как это помещение служило кухней хозяевам дачи, либо их квартирантам. А мой зверинец состоял тогда из степной черепашки, которую мне подарил Алёша, пойманного ёжика и двух цыплят, которых приобрела хозяйская дочь Таня, но потом передала мне.
     Но самым нашим большим любимцем во время проживания на даче был, конечно, рыжий котёнок Барсик, живший у Алёши. Разумеется, каждый любитель кошек имеет свой определённый вкус на кошачью расцветку при выборе нового питомца. Так же и Алёша, любивший только рыжих котов. А всё оттого, что у него уже побывал один котёнок, которого тоже звали Барсиком, и был он похожей рыжей окраски. Но потом он куда-то пропал. Просто многие любители не знают, что только кошки держатся своего дома, в котором их оставляют жить. А коты, как вырастают, то у них начинается между собой битва за территорию и гарем. И остаётся жить на месте только самый сильный кот. А побеждённые идут в другие края искать своё счастье, либо погибают в битве за прежнюю территорию. Раньше, когда люди заводили кошачье племя, они знали эту их  особенность и поэтому заводили дома только кошек. Но в наше время это трудно было объяснить поклонникам кошек. Ведь заводят в основном котов, чтобы не иметь потом дело с котятами. А одним котам, как и всему звериному мужскому населению, трудно между собой ужиться без присутствия женского пола, которое должно скрашивать их воинственное существование. Вот и дерутся между собой, как петухи, за жизненное пространство. Ведь коты это не  мягкие игрушки, а живые существа, которые тоже хотят от жизни чего-то определённого, потому и уходят из дома искать своё кошачье счастье.
     Вот так, после того как первый Барсик ушёл из дома, Алёша снова захотел завести котёнка и непременно рыжего цвета. И вот когда у их хороших знакомых домашняя кошка Мурка родила котят, среди которых оказался один рыжий котик, то выбор Алёши пал именно на него. Новый маленький жилец прибыл в дом Алёши примерно за месяц перед нашим выездом на дачу. Первые дни котёнок плакал и звал свою маму, но потом постепенно привык и начал обживаться на новом месте. Родители Алёши тоже любили животных и пытались первое время уделять новому члену семьи максимум внимания, чтобы тот привык к новому месту жительства. Впоследствии Барсик понял, что у взрослых иногда можно найти спасения от  детей, которые его обожали, но при этом чересчур тискали. Купленные Алёшей в зоомагазине черепашки ему нравились, и он даже пробовал за ними охотиться. Затем его заинтересовали сидящие на занавесках мухи, бахрома на висящих ковриках, газеты, хозяйкины длинные волосы, которые она туго стягивала резинкой в хвост. По всему видно было, что ребёнок-котёнок уже обжился на новом месте. Когда Алёша сдал школьные экзамены, то вся семья переехала жить на свою собственную дачу.
     Первые два дня Барсика держали взаперти, чтобы он привык к запаху нового жилья. А потом выпустили под присмотром Алёши ознакомиться с земельным участком. Медленно, несмелыми шагами любопытный Барсик вышел познакомиться со своей новой территорией.
       Ой, как тут ему было интересно! Новый мир таинственный и загадочный. Поют птички, летают бабочки и мухи, которых трудно поймать, а цветы от его прыжков ломались. С жуками, разумеется, дело проще. Когда очередной представитель прилетал, падал на землю и начинал по ней ползти своими маленькими неуклюжими шажками, его можно было немножко погонять мягкой лапкой. А какие глупые эти кузнечики, поют и тем самым выдают своё укрытие. Вот где их легко поймать! А гонять старые клубни лука, что может быть веселее! Эх, красота, интересно как! Всё-таки жизнь прекрасна. А вот ещё пришла в гости чужая тётя кошка, так похожая на его маму Мурку.
       – Мня, мня, мама! – кинулся к ней вседоверчивый Барсик.
      Но новая тётя, которую звали Песенка, его не захотела ни приласкать, ни усыновить, а только недружелюбно, даже враждебно, зашипела. А ещё за соседским забором какая-то собака рыжая объявилась, и на него ещё  залаяла. Распушив свой маленький хвостик, Барсик кинулся в дом жаловаться своим хозяевам.
      – Ну, вот и хорошо, теперь Барсик знает, где его дом и куда заходить постороннему зверью не позволяется! – обрадовались хозяева.
      Довольно быстро Барсик привык к своим новым владениям, и можно было не бояться выпускать его из дома без присмотра. Песенка его присутствие просто снисходительно терпела, как я описала в прежнем рассказе. А с собакой Кнопкой он впоследствии подружился через посредство её щенков. Что ж тут удивительного, мы тоже часто заводим дружбу с чужими людьми, что связано с нашими общими духовными потребностями и интеллектом, и никак не можем найти общего языка со своими кровными родственниками, которые нас категорически отказываются понимать. Вот так и наш Барсик вместо того, чтобы найти общий язык со своими кошачьими сородичами,  Песенкой или Дымком, подружился с Тяпами, щенками рыжей Кнопки, а потом и с самой мамой Кнопкой.  А с нами, детьми, думаю, что ему не всегда было легко играть, так как мы его очень часто без меры тискали.
      – Барсик, тревога!.. – крикнула ему как-то раз Елена Анатольевна, в тот момент, когда я собиралась его поймать.
  А однажды, когда я его довольно долго искала, Елена Анатольевна на мой вопрос
  «где Барсик?» ответила:
  – Я Барсику не предатель, не скажу, где он от вас прячется.
      Но Барсик, побегав какое-то время без нас, всё равно, рано или поздно, сам к нам прибегал. Дети есть дети, вначале поссорятся, а потом снова мирятся.
       Я и Алёша тоже быстро нашли общий язык, согласно, видимо, нашему общему духовному содержанию. Мы оба любили животных и зачитывались рассказами и сказками Виталия Валентиновича Бианки, Веры Васильевны Чаплиной, Ольги Васильевны Перовской, академика Николая Николаевича Плавильщикова и других. И, конечно же, мы мечтали о домашнем живом уголке, который, увы, не был совместим с нашими коммунальными квартирными условиями. И вот почему мы пытались устроить себе зооуголок на даче, хотя бы в летний период, поймав для него местных диких животных, проживавших в наших краях. И от наших поисков в первую очередь страдали ёжики.
       Однажды вечером, когда взрослые нас отправили ложиться спать, то мы этого делать не пожелали и тихонько вылезли через открытые окна наших дачных комнат, а затем,  усевшись в это ночное время в саду вместе с Кнопкой, начали караулить ежей.
     – Лиля, Алёша! – услышали мы голос нашего соседа, который видимо догадавшись о наших планах, решил нам помочь. – Возьмите маленького ёжика, которого я только что поймал.
     Первым побежал к нему навстречу Алёша и, довольный и счастливый, принёс небольшого ёжика-подростка. Этот ёжик прожил у них в ящике до самого их отъезда с дачи, невзирая на полное возмущение Барсика, который ежей не любил и просто боялся. А на моей охотничьей тропе попадались только взрослые ежи, которых, подержав немножко дома, я потом выпускала, так как они плохо чувствовали себя в неволе и не желали, как этот маленький ёжик, кушать предложенную им еду и пить молочко. Правда, как-то раз один из живущих у меня ежей, с удовольствием съел яичницу, которую я отказалась есть за завтраком. А маленький ёжик, живший теперь у Алёши, ел всё подряд, что ему предлагали: мясо варёное и сырое, колбасу, сыр, рыбу, личинок колорадского жука и других жуков, собранных ему Алёшей, слизняков, обнаруженных в погребе. А когда он был сильно перепачкан своими собственными нечистотами, Елена Анатольевна набрав в тазик тёплой воды, решила его искупать. Когда она опустила его в тазик с тёплой водой,  он сам поплыл по воде, смывая с себя все свои нечистоты, что нельзя было поверить, что это плывёт ёжик, а не какой-нибудь другой зверёк. А потом чистеньким, вымытым разлёгся погреться на солнышке в своём ящике.
       Мой приобретённый «нелёгким трудом» живой уголок быстро распался. Черепашку, которую мне подарил Алёша, была им поймана на даче. Как мы потом узнали, соседка решила выпустить на волю двух маленьких степных черепашек, и одна из них, оказавшись на даче Алёши, попалась ему в руки. У Алёши жили две водяные черепахи – Пашка и Машка, которых он держал вначале в небольшой бочке с водой, а потом со временем переселил в маленькое корытце. Кормил он их сухим кормом, купленным в зоомагазине. Вначале Алёша туда же к ним пустил и пойманную новую черепашку. Но когда ему соседка сказала, что эта черепашка степная, он подарил её мне. Мы вначале не знали, чем её кормить. Тогда я пустила её на травку и стала наблюдать, что она будет дальше делать. Черепашка, которую мы назвали Клашкой, поползла и сама стала выбирать и кушать травку по своему вкусу. И когда она проползла порядочное расстояние, мы уже знали какие травы она предпочитает и приносили её любимое лакомство в её ящик. А в дождливое время она с удовольствием перекусывала свареной гущей из овощного супа. А Барсик обожал момент, когда я её выпускала на пол или в сад, и тут же начинал её довольно потешно ловить. Но однажды, черепашка выползла через довольно широкое пространство между досками деревянного ящика и уползла от меня навсегда. Как я узнала потом, моя бабушка это видела, но не захотела её поймать потому, что не пожелала, чтобы я её потом забрала с собой в город, в её 12 метровую коммунальную комнату, в которой мы с ней жили вдвоём.
       Таня, дочка нашей хозяйки, оставила мне на воспитание двух своих цыплят. Они прожили у меня около двух недель, а потом утром я обнаружила одного мёртвого цыплёнка. Я была сильно расстроена и немножко даже всплакнула. Тогда приехавшая хозяйка сказала, чтобы я второго цыплёнка отдала Чуевым. У них он, среди других таких же маленьких цыплят, будет лучше чувствовать себя под присмотром взрослой курицы. Я так и сделала. А ёжика я просто выпустила на волю, и он пошёл по своим делам.
       Но когда я осталась только с одними рыбками, мне захотелось завести новых животных. И мы с Алёшей принялись за ловлю ящериц. У нас был уговор: первый раз ловит Алёша, потом я, и так поочерёдно. Но потом я уступила Алёше своё место, так как на свои силы не надеялась. И очень скоро Алёша поймал одну зелёную ящерицу, которую поселил в пустой бочке. Но ящерица долго не прожила, так как наловить ей нужное количество мух, мы не сообразили.
      Потом нас посетила новая идея. Мы захотели завести дома степного хомяка или суслика. И сообщили взрослым, что хотим пойти в степь, находившейся за пределами дачи Ковалевского. Одних нас, конечно, не пустили, так как мы не знали туда дороги, а отправили нас вместе с приехавшей в гости из Ташкента троюродной сестрой Алёши – Олей, которая уже была совершеннолетней, и ей нас обоих могли уже доверить. Мы готовились, как опытные ловцы, набрав с собой целлофановые мешки и пустые бутылки, в надежде залить сусличью норку и поймать выбежавшего из неё зверька. Но, увы!.. Из нашей затеи ничего не вышло. Или в норках, которые мы обнаруживали не было в данное время зверьков, или воды, которую мы по дороге набрали, было мало. Так что мы шли домой с пустыми руками, разочарованные предпринятым походом. Но по дороге домой мы обнаружили небольшой протекающий ручеёк-канавку, в которой плавали уже довольно взрослые головастики и маленькие, вылупившиеся из шкурки головастиков жабята, собиравшиеся уже выпрыгнуть из канавки и уйти в свет каждый своей дорогой. Набрав полные банки жабят, мы пришли с ними домой. Но, к нашему сожалению, ночью все жабята выползли из своей тюрьмы и разбежались по комнате, а потом, обнаружив открытую дверь в сад, выпрыгнули через неё на свежий воздух, по дороге перепугав, приехавшую утром к нам в гости, маму.
       – Лиля, покажи мне, где вы нашли жабят? – попросил меня соседский мальчик Витя.
       Вместе с ним я побежала к канавке, но там уже жабят было «раз, два и обчёлся». Но зато мы обнаружили трёх больших жаб, которых тут же поймали, и одна из них с перепугу намочила мне руку.
       – Выбросите их, а не то потом бородавки на руках будут! – попробовал нам объяснить выглянувший со своей дачи один взрослый мужчина, который, как я поняла, относился брезгливо ко всему лягушачьему племени, как и многие другие, некомпетентные в этом вопросе люди.
       – Неправда! – запротестовала я. – Ни от жаб, ни от лягушек не бывает бородавок. Это придумали только злые и безграмотные люди. Почитайте рассказы академика Николая Николаевича Плавильщикова и сами во всём убедитесь.
       Но, когда мы появились с пойманной добычей дома, то наши родители тоже не пожелали разделить наши убеждения.
   – Вон из дома вместе с жабами! – кричала возмущённая бабушка.
       Вите тоже мама не разрешила их оставить дома. Пришлось нам их отнести обратно и выпустить. А обнаружив дома одну мёртвую маленькую жабку, я отдала её очередному ёжику, который у меня «гостил».
       – Зачем вам дикие животные. Они должны жить на воле, – пробовала нам объяснить Ирина Сергеевна – мать Юли, двоюродной сестры Вити, проживавшей с нами по соседству. – Вот посмотрите какой хорошенький рыжий хомячок живёт у нас. Осенью мы вам достанем таких же хомячков. Это домашние животные, с которыми нет таких проблем, как с дикими.
     Но до осени ждать для нас нетерпеливых «юннатов» было очень долго. А на днях ещё соседский мальчик Олег показывал нам пойманного им в санатории «Якорь» ужа на цветочной клумбе. И в нас снова проснулся пыл охотника-натуралиста. На следующий день Алёша и я  побежали в том же направлении, в надежде на  поимку точно такого ужа. Но ужи нам не попадались. Тогда мы разочарованные спустились вниз к причалу, где находились лодки и небольшие курени, принадлежавшие местным рыбакам. А там наше внимание привлекла кошка, кормящая трёх своих маленьких котят, которые были по размеру примерно такими же, как котята Песенки. Но что было удивительно, это когда мы подошли их погладить, то ни кошка, ни котята  на нас не зашипели, и тем более не сделали никакой попытки от нас  убежать, как это делали дети нашей дачной красавицы Песенки, а напротив подставили нам свои маленькие головки для ласки. А когда мы их начали гладить и почёсывать, то даже замурлыкали от удовольствия.
  – Я хочу взять одного котёнка домой! – воскликнул Алёша
  – У тебя же есть Барсик!
  – Ну и что, будет ещё один. Пока у нас поживёт, а потом найдём ему хозяина.
В этот момент к нам навстречу вышел один из находящихся там рыбаков.
  – Дяденька можно нам взять домой одного котёночка? – попросили мы.
      – Хорошо берите, но только вот того коричневого, а этих двух мы себе оставляем, – ответил нам рыбак.
      Мы обрадовались, так как хотели именно этого котёнка, и, взяв его в свою сумку, понесли,  полные счастья, домой. Но дома, как и в случае с жабами, мы не встретили одобрения. Барсик только возмущённо начал шипеть на котёнка, несмотря на то, что принесенный котёнок был кошечкой.
   – А куда потом вы его денете, вы об этом подумали? – запротестовали взрослые.
       – Правильно, Барсик! Шипи на него и выгоняй из своего дома, – подшучивала Елена Анатольевна.
      Моя мама с ним поиграла, но брать с собой в город решительно отказалась. Мы жили в коммунальной квартире и там уже жила коммунальная кошка по кличке Чита, которая встретила бы его не лучше Барсика, и соседи вторую кошку не разрешат держать в коммунальном коридоре. Да и мы сами тогда жили семьёй в одной 24 метровой комнате, и из-за тесноты и неудобств родители часто отправили меня жить к бабушке Мане, маминой маме. И только когда живущая в той квартире моя вторая бабушка Ольга, которой эта комната принадлежала, уходила жить к своему второму сыну, моему дяде Арнольду, мы с бабушкой переходили сюда жить. Но когда бабушка Ольга начинала очередной раз сориться с тётей Майей, дядиной женой и возвращаться обратно в свою квартиру, меня снова отправляли жить к бабушке Мане. И так продолжалось до того времени, пока мы, наконец-то, не получили новую квартиру на посёлке Таирова. Да и мама больше не допускала бабушку Ольгу командовать «парадом».
     Пришлось нам на следующий день отнести котёнка туда, где мы его взяли. Когда мы там появились, то обнаружили одну кошку-маму. Котята видимо где-то играли в стороне, а, может быть, их тоже уже разобрали. Когда мы ей вернули дочку, то кошка её тут же признала и облизала от счастья. А затем начала поить вернувшуюся домой дочку своим молочком, а мы ушли довольные, что всё так хорошо закончилось.
    Но время шло. Песенка увела своих котят в неизвестном направлении. Щенков Кнопки тоже хозяева раздали. А мы всё продолжали работу по поиску новых животных. Во время поездки в дубовую рощу мне удалось поймать ящерицу по одной счастливой случайности. Я её вначале схватила за хвост и она, отбросив его, оставила в моих руках, а сама тут же юркнула в лежащую рядом консервную банку, и я, недолго раздумывая, схватила эту банку, и бедная ящерица тут же оказалась в моих руках. В эту рощу меня с Алёшей на прогулку повезла моя бабушка. Она, расстелив на траве подстилку, прилегла на ней, и стала читать привезенную с собой книгу. А я и Алёша тем временем начали бегать и исследовать  рощу. Но каждые полчаса бабушка нас окликивала, дабы убедиться, что мы где-то рядом, а не убежали исследовать неизвестные дали. Рядом паслись чьи-то хозяйские козы, привязанные к забитым в землю колышкам. Алёше сильно захотелось одну козу погладить. Он вначале попробовал её покормить сорванным пучком травы, но коза траву съела, а голову для ласки подставлять не захотела. Тогда Алёша схватил её за рога, в надежде укротить строптивую, чтобы потом погладить покорённую. Но коза не привыкла к такому обращению и начинала схваченными рогами и держащимся за них Алёшей крутить в разные стороны. Потом это Алёше надоело, и мы побежали дальше осматривать рощу. За рощей солдаты пасли стадо коров, но к ним мы подойти близко не решились, несмотря на наше большое любопытство. А большой бык был привязан к дереву и пасся от своего гарема в стороне. Мы вскоре наловили бабочек для коллекции, которую мы собирали, и с раненой ящерицей приехали домой. Её отброшенный хвостик съел мой новый ёжик, а пострадавшую мы поместили вначале в банку, а через пару дней бабушка принесла для неё с почты небольшой ящичек из ДВП. Ящерицу я кормила сырым мясом, открывая ей осторожно маленький ротик и засунув в него длинный кончик нарезанного волокнами мяса. А затем ящерица сама этот кусочек заглатывала. Со временем, ранка на её обрубленном хвостике затянулась плёнкой, потом эта корочка отпала и хвост начал понемножку расти. Но вырос он впоследствии не зелёного цвета, который был у самой ящерицы, а тёмно-серого почти чёрного. Ёжика нового я тоже через время выпустила обратно в сад. Пойманную новую жабу большого размера, я не могла заставить кушать. А кормить её как ящерицу, открывая ей ротик, было для неё довольно опасно, так как я могла поранить её нежный ротик. И её тоже пришлось выпустить. Что ж, легко привыкают к неволе только молодые животные. Вот маленькая жабка мгновенно реагировала на пойманную и пущенную ей в банку муху. И с боевым кличем подпрыгивала за ней и ловила. А когда из моего дома ёжики уходили, то Барсик ко мне с удовольствием приходил в гости. А черепашка и ящерица ему нравились. Они были добрые и на него не фукали, как колючие ёжики.
     Но, когда всех щенков раздали, а Кнопка, всё-таки хоть и дружила с Барсиком, но была всё же взрослой собакой. Правда, однажды поймала и придушила молодого воробья, и отдала его Барсику. Но мы, полные возмущения, этого воробья у него сразу же отобрали и выбросили в урну, чтобы Барсику больше неповадно было на птиц охотиться.
     Но вот неожиданно у Барсика появился новый друг. Соседи напротив нас, с которыми мы не общались, поскольку их выход из калитки не был в нашем переулке, завели маленького серенького котёнка. Был он котиком или кошечкой мы так и не узнали. А подружившиеся дети забавно гоняли в салочки по территориям всех дач. Барсик уже был, можно сказать, котёнок-подросток, а этот серенький с чёрными полосками  был ещё совсем маленьким. И мне и Алёше, а также и другим нашим дачным друзьям с нашего переулка очень хотелось его поймать, чтобы с ним поиграть, но он никому из детей в руки не давался. И мы могли поймать в руки только  Барсика. Однажды, наш приехавший хозяин дачи, захотел полежать вечерком в саду на раскладушке, но пробегавшие по даче котята, разыгравшись, цапнули его за голые пятки, что он аж вскрикнул с перепугу. Этот котёнок был довольно умён, чтобы выскакивать в тот момент, когда мы для него вместо приманки выпускали из рук Барсика. Он оказался умней детей Песенки. «Мал да удал», как говорится в народной поговорке. И мы смогли только понаблюдать, как два малыша весело бегали, ловили бабочек и жуков, словом  жили в своём собственном миру, куда нас, детей человеческих, не допускали.
     Но тем не менее лето кончилось. И все дачники, в том числе и мы разъехались по своим городским квартирам. Семья Алёши перед отъездом выпустила ёжика, и он довольный побежал на свободу. Я забрала с собой в город ящерицу и маленькую жабку, но со временем отвезла жабку в парк имени Ленина, где находился огромный пруд, и выпустила её туда. Семья Алёши жила в двух кварталах от нас, и первое время мы продолжали дружить. Алёша даже пробовал один раз прийти ко мне в гости вместе с Барсиком. Но Барсик по дороге его всего перецарапал, так как испугался мчащихся и ревущих по дороге машин. Ящерицу мы на зиму уложили в спячку в бабушкином коммунальном коридоре, который не отапливался. Но как-то раз она зимой проснулась и поползла по нашему коммунальному коридору, перепугав до истерики двух соседок. Тогда один сосед её поймал и бросил нам в почтовый ящик небольшое письмо, чтобы мы пришли и забрали её. Дело в том, что после нового года моя бабушка Ольга опять перешла жить к своему младшему и более любимому сыну. Тогда снова бабушка Маня и я перешли жить к моим родителям на освободившееся место. Папа отвёл меня в Зоопарк, и я там записалась в кружок юннатов. За время, проведенное мною в кружке юннатов, у меня появились также и новые друзья по интересам, что было моим самым счастливым воспоминанием детства. Можно сказать, что  Зоопарк стал для меня родным домом, светлым, зелёным оазисом среди мрачной серости и незаслуженных детских обид, которые меня окружали на протяжении всего моего детства, начиная с родного дома, детского сада и кончая советской школой. И всё своё свободное время я проводила в Зоопарке. Но об этом я расскажу в отдельной истории. Когда я закончила шестой класс, мы (я уже говорила) получили долгожданную квартиру со всеми удобствами на окраине города. Жизнь продолжалась со своими радостями и горестями. Но своих друзей детства – Алёшу, Серёжу, Юлю, Витю, Ваню, Олега, с которыми прошло моё последнее детское дачное время, на протяжении всей своей дальнейшей жизни я больше не встречала.