Этимология сёл Докузпаринского района РД

Аксарин Седрединов
Всего в районе 16 сёл. Мы здесь опишем этимологические значения всех сёл данного района. Потому ,что до сих
названия  некоторые села толкуются не совсем правильно .
То есть имеют народные этимологии, а не их истинные -научные значения т.д.Этой темой я частично касался и раньше на Проза.ру
Список Сел:
1.Усухчай  (Усух).
2.Каракюре.(Кара-Куьре)
3.Каладжух
4.Текипиркент (Теки).
5.Микрах
6.Мискинджи
7.Куруш.(Курум).
8.Килер
9.Кавалар
10.Керимханар
11.Чувалар
12.Демирар
13.Авадан
14.Гандурар (Гъвандзур).
15.Эсетар
16.Новый Каракюре.
Усухчай.
***
1.Село Усухчай это районный центр. На лезгинском языке она звучит  так - Усух, Усугъ, Усугъчай.  Довольно древний термин.  Он состоит из двух частей. Усугъ и чай (Усугъ +Чай) рассмотрим каждый из них. Ус-сух  (Ун-сух) .....
Чай эта приставка добавлена уже позже и означающая слово вода ,в переносном смысле  "Чай"-река, т.е. Усугъ-
расположенная на реке и т.д.географические координаты:
41-25с.ш.  47-54в.д.
Что же означает термин" Ус-сух"."Ус"- или "Усу"древний термин , древних охотников который уже давно вышедшая из употребления с  лезгинского языка."Ус-сугъ"(Ун-сух) имеет древнее охотничье  значение .Т.е."стреляй незамедлительно" ,не опаздывай (или стрелой копьём из засады, (при засадной   охоте )и т.д.
В этих местах были  древние охотничье  угоди отсюда и этот термин (см.Кара-Кюре).Этимология восходит и относится к
др.охотничьим терминам и  к охотничьему языку древних охотников т.д.С рекой (т.е.с гидронимом она не связанна как указана в источниках-"Штык -река",это ложная этимология и т.д.
 Благо в районе имелись хорошие охотничье места (угодий). См.также на Проза.ру в моем редакции .2021г.и т.д.                2.Каракюре.(Кара-Куьре).
Этот термин вернее слово сочетание -является чисто лезгинского формата и  здесь нет никаких заимствования
из других языков...
Раньше  я описывал про данный термин.....См. на Проза. ру
2021г.Здесь мы коротко остановимся на этимологии данного   древнего и сложного термина.
Древнейший термин состоит из двух слов как:
Кар,е.ч.Крар м.ч.Слово Кар имеет множество значении как:
Занятие, работа, профессия, загон, загон для диких парнокопытных -для охоты на них и т.д.
Сам термин состоит из двух слов как: Кар,Крар,и вторая часть-Кюре-это искаженный слово от названия реки Куьрэ,
Куьре,Кура.-("Кюре") - уже на русский лад...
В первую очередь это охотничий  термин(древних охотников профессионалов). Данное  слово почти уже забыто ...
Об этом упоминает известный наш ученый  автор А.-К. Бакиханов (  1794-1847гг.),этнический  табасаранец,
который жил в г.Баку и писал на разных языках -как персидском, арабском, и азербайджанском.
Книга .История Ирана.Баку.1848.
В частности он пишет  "что территория Кубинского ханства, Самурской долины, Кюринского округа являются древними  населениями Кавказа. А Кара-Кюре"Пригодные для охоты места".Значит эти места были спокон веков охотничьими угодьями. Также есть информация ,что цари Кавказских Албан ,в частности Ваче ,приезжали в эти места для царской охоты ,в т.ч и для загонной охоты и т.д.
Отсюда в языковом материале и сохранился данное слово Кар, в значениях как: профессия охота, работа,охотничий загон, загонная охота и т.д. Кар,Крар, Кырва- охотничий место в районе  с.Куруш  тоже относится сюда же...
Вывод . В основе данного термина лежит слова как:
Кар,крар-"Работа ,профессия" и названия древней Албанской реки -Кур ,кура, Куьре ,Кюре.
3.Каладжух.
Так же я описывал про данный термин. См.Проза .ру 2023г. в моем редакции.(Къала-джух)...село Каладжух Докузпаринского района .
Этимология названия села имеет значение как :
"Къала"- это крепость."Джух",происходит от слова "Джурух",(Джырых)т.е.усеченое "Джух". /Къала+Джух/.
И имеет значение как: "Крепость на тропе горных туров"и т.д.  Это и есть его истинная  этимология.

4.Текипиркент.(Теки).
Текипиркент состоит из трех  слов как: Тек,Пир, и Кент.
Тек-на лезгинском языку означает "одинокий", Пир-
это святилище  и "Кент" это село (скорее всего с тюркского языка).Вот такой сложный термин...В основном название села в районе все называют сокрушенно как "Теки" и т.д.
См.также на Проза .ру в моем редакции. 2023г.
5.Микрах.
Микрах,также одно из древних сел района, об этом говорит его название .В литературе встречается версия якобы название переводится как "Муг" и "рагъ",однако это не верное толкование данного термина. Это народная этимология  т.е. ложная этимология.
Село действительно находится в окружении высоких гор, окруженные пиками - вершин похожих на букву "М".
А это идет  или восходит к рисуночному письму  на Кавказе,
от которого образовался буква "М",в различных первых алфавитах и т.д.Более подробно см.этимологи термина "Миграх" на Проза.ру   2023г., в моем редакции.
6.Мискинджи.
Этимология села восходит к  слову "Миски"что переводится с лезгинского как "церковь" , (мечеть) .
А слово "Мискъи"-(в переводе жадный,скряга)здесь  не причем ...
Термин состоит из двух слов ."Миски и окончания  "нджи".
Здесь  так -же возможен ,вариант как первоначальное
Миски -джи (миски-жи),что переводится как "Наш миски",
Которая со временем превратился в (Мискинджи),
поменяв свою транслитерацию  и т.д. Другой вариант  в первые  в этом месте был построен Миски,(церковь )в Албанский период ,отсюда и пошло название как-"Мискидин  чка"(место для постройки церкви и в дальнейшем мечети),  /Мискис-кар./ и т.д.Этимология связанна именно с словом "миски"и т.д.
7.Куруш. (Курум).
Про этимологию слова Куруш я писал во многих источниках.
Например в книге "Куруш-намэ"2001году.В том числе и на Проза .ру  А.Седрединов.
Здесь же остановимся коротко на этимологии названия села Куруш.
Первоначально село носил название одного из участков села ,где она расположена на одном из отрогов святого Эренлара.  Три  единый участок -почему триединый да потому что ,село расположен на трех участках как:
1.Курум . 2.Къум .3. Шмин тыл. Название этих участков сейчас мало кто помнит из старожилов...Я в свой очередь встретил всего трех человек, которые помнили эти названия и т.д.( до 2001года.).
Так вот участок под названием "Курум" и есть исходное ,
современному "Куруш",( Курум/Куруш ).
Эту  информацию подтверждает и  великий Страбон,
подтверждая ,что река Кир-Кура,ранше  называлась"Кором", (кн.11,3,2...).,а теперь сравните слова Курум и Кором. На греческом Кором на древне Албано -лезгинском Курум.
Потому, что в лезгинском языке нет буквы "о".Этот факт подтверждается и Законом Дэвида Роля.2002г. (смешение букв "О" на"У " и обратно .
*Курум- это гидроним, источник, вода, река и т.д.
Акимом.К.Х.Словарь. Лезги-урус  гафарган. 2017.
Это и есть истинная  этимология названия села -Куруш,
которая после прихода в село арабов(733г.) поменялась
на Куруш (Курум на Куруш) меняется только  буква м, на ш, и т.д. Отсюда и ложный след .Якобы название происходит от арабского слова Корейш.Название  племени Корейш от арабского переводится как "мешок"и не имеет никакого отношения к названию Курум/Куруш просто не имеет...
это ложный след в этимологии.
8.Килер.
Слово Килер на лезгинском звучит как "Къилер",
что переводится как "вершина",вершина чего либо, например вершины гор и т.д.Она также соотнесено с головой- "Къил"  е.ч. Къилер  м.ч. А также с верхней точкой,
"Верхняя  точка" и т.д.см. словарь .Акимова К.Х.2017.
9.Кавалар.
Слово "Кавал" переводится с лезгинского как-"большая овечья шуба",размеры его в несколько раз больше обычной...Как говорится ("Шуба на великана").Такие шубы шили в горах где сильные морозы их не носили ,а зимние дни окутывались ими особенно дети они по несколько человек могли им окутаться и т.д.
Кавал е.ч. Кавалар м.ч.По видимому в данном  селе мастера -ремесленники шили хорошие  и добротные шубы отсюда и название закрепилось за ними и т.д.
10.Керимханар.
Данное название восходит к имени ,к имени собственной.
Мужское имя. Данное имя состоит из двух частей как: Керим и Хан , (Керим+Хан),Керим мужское имя ,хан это титул, которое  добавляется к имени как приставка и т.д.
Она встречается и как название Патронимии в некоторых селах Юного Дагестана и т.д.
11.Чувалар.
Слово чувал переводится с лезгинского языка как "самотканый мешок",большого размера примерно туда можно  засыпать до 70 килограммов зерна и т.д.
Здесь также можно предположить, что в данном селе среди ремесленников была некая специализация по шитую данных мешков .Отсюда они и получили свое название от данного ремесла...
Такое название носят также некоторые тухумы (уймахи) в разных селах, Юж. Дагестана  - как патронимию и т.д.
12.Демирар.
Демир  е.ч.Демирар м.ч.Это  имя собственное ,мужское имя Она также является  патронимией в отдельных селах района. Этимология данного имени восходит к металлам и
огню. В лезгинском языке имеются такие слова как:
Дем - выпарка.
дем- танцы  вокруг костра.
дем- настроение .
дем -заваривание чайя .
демир - железо.
демирчи - кузнец.
демирчи  хана -кузня и т.д.
Можно предположит ,что в данном селе был ремесло связанная с кузнечным делом и т.д.Отсюда и название
села ...
13.Авадан.
Слово Авадан  имеет значение как: Плодородный, урожайный ,благоустроенный.
Авадан- дом,здание.и т.д.Отсюда и название данного села.
14.Гандурар.
Село расположен в 4 км. от районного центра Усухчай.
координаты: с.Гандурар :  41-23с.ш. 47-54в.д.
а координаты с.Усухчай :   41-25с.ш. 47-54 в.д.
Село  Гандурар  расположен также у подножия горы Шалбуздаг в долине реки  Самур, где много фруктовых садов и т.д.

Термин Гъандурар на лезгинском языке произносится иначе. Она имеет и другую форму произношения как
"Гъвандзурар".Иначе говоря термин  в ходе исторических событии поменял свою транскрипцию, совсем в другом направлении...т.е .Гъвандзур превратился в Гъвандур.
Это разные термины и причем с различными значениями...
Попытаемся  разгадает его этимологию.
Если  за основу мы возьмем современный"Гъвандур".
она состоит из следующих частей как: /гъ-ван-дур/
Из формата-"Гъ"и слов "Ван", и "Дур".
Гъ- это древний Албано -лезгинский формат...,которая вступает в различные комбинация как например "Алгъван"(ал-гъ-ван)."Гъ"-здесь имеет значение как участок, поле, земля в усеченной форме произношения  и т.д.
алгъван-фиалка,фиолетовый,алгъван -чуьк.(высокогорный цветок).
"Ван"-означает вене, ване -находящиеся на верху высоко и т.д.
Слово "Дур"в лезгинском языке имеет ряд значении.
Длинный, мокрый, жидкий, прозрачный, выдержанный, и т.д.
Если же мы обратимся к термину "Гъвандзур" как к мужскому имени -то и она  многозначна как:
"Гъ-ван-дзур" ...Как мы видим оба термина многозначны и имеют различные значения. И не все здесь однозначно как кажется и т.д.Возможно имеющейся версия ,что это имя собственное ,имя родоначальника  данного села -права.
В древности были такие сложные и многозначные имена и т.д.

15.Эсетар.
Эсет е. ч.  Эсетар м.ч.
Это имя собственное . Распространенное мужское имя в Южном  Дагестане.  Эсед - это "лев",со временем она превратилась в Эсет  последняя буква здесь изменилась на
(т).т.е. "д"  на " т"./см.словарь Акимова К.Х. 2017./.По закону Дэвида Роля 2002.

16.Новое Каракюре.(Каоа-Кюре).
Название Каракюре см.на Проза.ру  и здесь под № 2
(на верху)...Новое село под тем же  названием Кара-Куьре.
Такова примерно в кратком изложении этимологические значения  сёл  Докузпаринского района  РД.
И на этом я бы хотел завершит . Всего Вам Доброго!
***
Литература.
Куруш-намэ.  Махачкала .2001.
А.-К.Бакиханов .Гюлистан-Ирам.ТОБИА,1926,вып.4.
История Ирана.Баку.1848.
Абасов К.С .история Кара-Кюре.(Крар-наме).
Махачкала .2011.
М.-А.Садыки.Древняя история лезгин и античные письменные  источники.М.1996.
Забит Ризванов. Ризван Ризванов .История Лезгин. Махачкала .1990.
Акимов К.Х.Лезги- урус гафарган .Махачкала.2017.
А.К.Седрединов . С.А.Седрединов .
Народные термины Кавказской Албании современного Дагестана и чечни.Махачкала.2016.
Дэвид  Рол .Генезис цивилизации."О текучести языковых форм". Москав-2002. ЭКСМО.
Русский пер.с англис. С.Голова. А.Голов.