100 лет Болотнинскому району. Ч. 14

Евгений Викторович Терентьев
Память о времени борьбы русских ратных людей с ханом Кучумом в различных формах сохраняется сегодня на территории районов Новосибирской области.
Прежде всего, это место Ирменского сражения 1598 года, расположенное на территории современного Ордынского района. В настоящее время оно затоплено Новосибирским водохранилищем и, возможно, находится где-то среди Пичуговых островов. В устье реки Ирмени местные жители еще до затопления его водохранилищем находили обрывки кольчуг и наконечники стрел. На месте сражения до его затопления побывал ленинградский археолог Михаил Петрович Грязнов, однако, провести раскопки он не успел. Мемориализация данного объекта истории началась в 1993 году, когда на берегу Новосибирского водохранилища силами членов юных моряков и их наставника Андрея Некрасова был установлен небольшой памятный крест. 20 августа 1998 года на поляне на правом берегу Ирмени, недалеко от берега Обского водохранилища участниками конного казачьего исторического перехода с Иртыша на Обь, посвященного 400-летнему юбилею разгрома хана Кучума в Ирменском сражении, при участии депутата Государственной Думы от ЛДПР Евгения Логинова, был установлен 9-титонный памятный камень. Камень этот хорошо заметен издалека и находится на прежнем месте до сих пор. 20 августа 2014 года на берегу водохранилища, на левом берегу Ирмени, в районе деревни Новопичугово, по инициативе преподавателей Сибирского кадетского корпуса, в рамках областной программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-исторических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы», был открыт большой мемориал (мощеная плиткой площадка, памятная стела и 6-иметровый поклонный крест).
О времени Кучума напоминает памятник археологии Вознесенское городище (Кузнецова гора, Тонтура, Тон-Тура), расположенный в Венгеровском районе. По мнению ученых, это место являлось ставкой наместника Кучума в Барабе, которому подчинялись барабинские татары.
С легендами о кладах хана Кучума связаны Убинское озеро и некоторые острова на Оби в пределах города Новосибирска. Известное горько-соленое озеро Карачи, на котором находится грязевой курорт Карачи, расположенное в Чановском районе, долгое время ошибочно отождествлялось с именем сподвижника Кучума мурзы Карачи, якобы жившего здесь. С рекой Бердь связывали легенду о ее названии от тюркского слова «берду» - отдал. Якобы Кучум отдал земли по берегам этой реки своему сыну Мурату (Кубей-Мурату).
В городе Новосибирске, с легкой руки современных новосибирских краеведов, с ханом Кучумом стал отождествляться памятник археологии Чертово городище, сегодня более известный под популяризированным названием – Чатское городище, якобы в котором после своего поражения в Ирменском сражении скрывался Кучум. Никаких исторических свидетельств, которые могли бы подтвердить данный факт, не имеется.
Имя Кучума связано также с нашим Болотнинским районом: на севере нашего района расположен памятник археологии – Кучумов курган. Согласно легенде, в этом кургане был похоронен хан Кучум вместе с золотым конем. Золотой конь Кучума присутствует, впрочем, и в легенде о могиле некоего полководца Кучума, погребенного где-то на берегах реки Суенги в Маслянинском районе.
В Северном районе существует место, на котором якобы произошло одно из сражений казаков Ермака с войском Кучума. На этом месте в 1948 году были обнаружены останки средневековых воинов и остатки их вооружения. Что это были за воины – неизвестно. Место это вполне официальное – в середине 1960-х годов усилиями местных краеведов на нем был установлен памятник, который в 2012 году сменил памятный камень, установленный администрацией Северного района. С Ермаком связана одна из легенд, записанных в селе Ача Болотнинского района, согласно которой некогда племенем ачей останки атамана были перевезены с берегов реки Иртыша и похоронены недалеко от современного села Ача Болотнинского района, где-то на берегах реки Могильной.
Вернемся к нашей местной истории. В прошлых номерах газеты мы рассказывали уже о дорусском населении, жившем на сопредельных территориях с современной территорией Болотнинского района. Что стало с эуштинцами, чатами и телеутами после разгрома хана Кучума в 1598 году?
По письменным русским источникам известно, что на рубеже 16-17 веков эуштинцы были зависимы от князей енисейских киргизов, которые еще в 1628 году называли эуштинского князя Тояна своим лучшим холопом до прихода русских на Томь (до прихода русских в Притомье практически все население Притомья являлось данниками-кыштымами енисейских киргизов).
Решение эуштинского князя Тояна принять русское подданство было вызвано стремлением обрести независимость от енисейских киргизов и обеспечить собственную безопасность. Следуя совету посетившего его в 1599 году  сына боярского Василия Фомича Тыркова, летом 1603 года князь Тоян отправился в составе посольства в Москву к русскому царю Борису Годунову. 20 января 1604 года он прибыл в Москву и подал царю челобитную с просьбой о приеме его самого и эуштинцев под власть Русского государства и возведении на его земле русского города. Царь Борис Годунов принял эуштинцев Тояна под покровительство Москвы. В грамоте сургутскому воеводе, направленной в то же время, Борис Годунов указывал: «…Бил нам челом Томские земли князек Тоян что б нашему царьскому величеству го Тояна пожаловати велети ему бытии под нашею царскою высокою рукою и велели бы в вотчине го в Томи поставили город. А место де в Томи угоже и пашенных людей устроити мочно, а ясачных де у него людей триста человек. И как де город поставят и те все ясачные люди придут к нашему царьскому величеству и ясак учнут платит. А которые де будут около того города наши непослушники и он Тоян учнет про них сказывати и приводить их под нашу царьскую высокою руку…а ясаку с него и с его ясачных людей до нашего указу имати не велели. А как оже даст Бог на весну велели есмя в Томской волости у него у Тояна поставити город и служивых…».
25 марта 1604 года царь Борис Годунов послал казачьего голову Гаврилу Ивановича Писемского из Сургута и стрелецкого голову Василия Фомича Тыркова из Тобольска с заданием основать город на берегу Томи. Рубить город отправились 50 тюменских казаков, тобольские, сургутские, пелымские служилые люди, березовские остяки под командой князца Онжи (не менее 100 человек), сургутские остяки, тобольские татары. Эуштинцы также приняли участие (они на своих лошадях перевозили бревна для строительства). Строители, которые приплыли на место в начале лета, сразу же приступили к строительству крепости. 27 сентября по старому стилю или 7 октября по новому стилю 1604 года на правом берегу Томи, недалеко от устья речки Ушайки, на Воскресенской горе был построен Томский острог. После окончания стротельства в остроге осталась часть его строителей, не более 100 человек, позже стали прибывать переселенцы из европейской части страны. Служилые люди несли караульную службу, собирали ясак. Прибывшие крестьяне занялись возделыванием пашни. Служилые, гулящие и посадские люди постепенно занялись промыслами и ремеслом, открыли торг, обслуживая растущее население Томска.
В 1961 году мыс Воскресенской горы, на котором был построен в 1604 году Томский острог, был признан памятником истории местного значения. В 1966 году здесь был установлен памятный камень. В 1974 году Воскресенская гора была включена в число археологических памятников республиканского (а ныне федерального) значения. В 2004 году рядом с памятным камнем был сооружен фрагмент деревянной русской крепости того времени (проезжая башня и часть стены). Сегодня эта реконструкция стала символом исторического Томска, узнаваемой достопримечательностью этого города. Думаю, что многие болотнинцы, бывавшие в Томске, хорошо знакомы с этим местом.
Тоянов городок – зимняя ставка эуштинского князя Тояна располагался на левом берегу Томи (напротив современного города Томска). В одном из письменных обращений к томским властям от эуштинцев в начале 19 века говорится: «Бывший наш князец Тоян Ермаштеев с прадеды, деды и отцы их до поселения еще города Томска жили…за Томью рекой по течению оной на левой стороне городком».
4 февраля 1609 года князь Тоян вместе с русскими служилыми людьми Василием Свияженином, Иваном Коломной и Иваном Петлиным был послан томскими воеводами к телеутскому князю Абаку с предложением присягнуть русскому царю взамен на государственное жалованье и льготы. В результате этого посольства «князь Абак и его мурзы со своими людьми на том государю царю Василью Ивановичу всеа Русии шертовали, что им под царскою рукою неотступным и государю служить и прямить», взамен телеуты получили право кочевать рядом с Томском, а между Тояновым городком и Томском появился «колмацкий торг».
В том же году эуштинские служилые татары приняли участие в походе за Енисей на енисейских киргизов, а в 1610 году в походе на Кузнецкие земли.
В 1611 году томские власти официально привели к присяге подданных Тояна на территории его городка. Сам князь Тоян присягнул (шертовал) ранее в самом Томске.
В 1614 году енисейские киргизы напали на Томский уезд и разорили земли эушинцев. В ответ эуштинцы с русскими служилыми людьми отправились в поход на земли киргизов и убили киргизского князя Наяна.
В условиях постоянной угрозы нападения в 1616-1617 годах томская администрация содержала в эуштинских городках русские гарнизоны численностью  20-30 человек.
Всего в первой трети 17 века эуштинские служилые татары приняли участие как минимум в 14 походах и сражениях, из числа их составлялись сводные гарнизоны острогов и городков, они были толмачами-переводчиками и проводниками.
Являясь союзниками хана Кучума, чаты не приняли участия в Ирменском сражении и позже заявили о своем желании принять русское подданство, объясняя, что раньше не могли это сделать, опасаясь мести Кучума: "...Мы Государю не служили и ясаку не давали, блюлись Кучюма царя; а был деи у нас Кучюм близко и владел всеми нашими волостьми; а нынеча деи Кучюма Государевы люди побили, и Кучюм деи от нас пошел прочь...".
Приняв русское подданство, чаты сначала стали платить ясак в Тару, а затем начали записываться в служилые люди, влились в сословие служилых татар и перешли в подчинение к томским воеводам, участвуя вместе с русскими в походах и сражениях против враждебных племен и Кучумовичей – потомков хана Кучума, все еще претендовавших на власть на окраинах бывшего Сибирского ханства, и обороняя от них совместно с русскими служилыми людьми собственные городки и русские города и остроги. Часть чатских служилых татар перешла в Томск. Вскоре на берегах Томи в окрестностях Томска появились юрты и городки переселившихся чатов.
В 1616-1617 годах Чатский городок, осажденный тысячным войском предводителя телеутов Абака и калмыцкого тайши Пегима, три недели обороняли служилые чаты и русские казаки Ивана Хлопонина, сумевшие отбить два штурма. В феврале 1624 года чаты и русский отряд Семена Щепеткина вновь совместно обороняли Чатский городок от телеутов и Кучумовичей. В том же году русские и чаты совместно усилили укрепления Чатского городка и выкопали рвы.
В 1629 году происходит сражение возле Чатского городка, где русские казаки воеводы Якова Остафьевича Тухачевского и чаты мурзы Тарлава вместе оборонялись от нового нашествия неприятелей. 8 ноября 1629 года «приходили под Чацкой острожок царевич Ишимов сын Аблагирим с чорными колмаки, и с тарскими изменники, с татары, и з барабинцы, и с тереницы и, осадя острожок, стояли три дни. И они де, князь Петр, посылали ис Томского в Чатцкой острожек Якова Тухачевского, да казачья голову Молчана Лаврова, да татарского голову Богдана Болкошина, а с ними конных казаков 100 человек да юртовских татар 50 человек. И они де, Яков и Молчан и Богдан, прошод сквозь тех изменников в острожек с казаки и с юртовскими татары и, взяв с собою в острожке чатцких мурз Кизлана и Бурлака, и вышед из острошку, с колмаки и с татары бились. И божиею милостию и государевым счастьем царевича Аблагирима с станов збили и полон чатцких татар и лошеди, что они имали под Чацким, отбили, и, языки поимав, привели в Томской».
В том же 1629 году чатский мурза Тарлав «изменил…ис Чат вышел…», основав собственный Чингис-городок (современное село Чингис в Ордынском районе) в Караканском бору, на тогдашней земле телеутов. В 1630 году Тарлав из своего городка вместе с Кучумовичами и телеутами совершил набег на Томский округ, напав на земли своих братьев – чатских мурз Кызлана и Бурлака, сжег Бурлаков городок и хлеба, «побил» и в «полон поимал» людей Бурлака и Кызлана, разграбил Шегарскую волость. Против Тарлава, Кучумовичей и телеутов выступили томские служилые чатские татары, которые в нескольких стычках и сражениях разгромили нападавших. Однако, Тарлав продолжил в союзе с телеутами и Кучумовичами совершать набеги на Томский уезд. Было известно, что они планировали напасть также на Кузнецк и Тару.
В 1631 году Чингис-городок был взят штурмом казаками воеводы Якова Тухачевского и чатами мурзы Бурлака. Пытавшийся бежать Тарлав был убит в стычке с казаками и с почетом похоронен рядом с Чингис-городком своими противниками по чатским обычаям.
После смерти Тарлава томские воеводы признали мурзами сыновей Тарлава. Потомки мурз Тарлава, Бурлака и Кызлана упоминаются в документах 17 века как чатские служилые татары, их местожительством были определены чатские поселения Притомья.
В то же время чаты известны были как проводники и переводчики, служилые  татары гарнизонов городов и острогов Западной Сибири, участники походов против енисейских киргизов, телеутов и Кучумовичей, промысловые люди.
               
Евгений Терентьев