Прекрасное далёко... часть 3

Раиса Лунева
Если улицы Москвы вытянуть в одну,
То по ней пройдёте вы через всю страну!
Если лестницы Москвы все смешать в одну,
То по ней взберётесь вы прямо на Луну!
       Вот она какая – большая-пребольшая,
       Приветлива со всеми, во всех сердцах жива,
       Любимая, родная –
       Красавица Москва.

       Вспомнили эту зажигательную песню Алексея Лепина на слова Владимира Лифшица? Это 1957 год. Исполняет песню вокальный квартет под стать своему названию -  «Улыбка». Кинофильм «Девушка без адреса». Но не волнуйтесь – в нижеприведённых строках все улицы будут поименованы.

       Слова названной песни спокойно можно соотнести с Замоскворечьем. Если 73 её улицы и массу находящихся между ними переулочков соединить в одну, то она наверняка протянется через всю Москву. Ну а дальше рассказ о том, что было в любимом нашем Замоскворечье и что имеем сегодня. Вот выдержка из «Автобиографической повести»:

      - «Историю своего района мы знали достаточно хорошо, и благодарить за это, в первую очередь, должны своих учителей. Нас частенько приглашали в гости рабочие близлежащих фабрик и заводов. Особенно нам, детишкам, понравилась «экскурсия» на Кондитерскую фабрику имени Марата, которая находилась на улице Малая Ордынка.

        У входа мы просто остолбенели: такой красоты мы ещё не встречали. К фасаду прилегала крытая галерея с колоннадой. Как нам пояснили, это старинная усадьба. Главный дом был построен в начале 19-го века, а флигели раньше – в конце 17-го начале 19-го века.

         Внутри фабрики было ещё уютнее. Первое, что привлекло наше внимание, - насыщенный запах шоколада. Потом мы уже увидели оборудование, которое стучало, урчало, крутилось в разные стороны, а из некоторых шлангов вытекала какая-то вязкая масса.

          Это уже с фабрики мы выходили такие учёные, а вначале даже растерялись и боялись пошевельнуться. Наши непоседы – и те притихли. В цехе было чисто, на всех надеты белые халаты, как в больнице. Нас угостили халвой и леденцами. А «на дорожку» насыпали в карман, по-моему, грильяж, а, может, изюм в шоколаде. Хотя с фабрикой «Рот Фронт», «владелицей» шоколада, фабрика имени Марата была объединена в 1971 году, но, возможно, для некоторых видов конфет необходима была шоколадная глазурь. Мы были счастливы».
 

         После объединения кондитерских фабрик имени Марата и «Рот Фронт» появился комбинат «Рот Фронт». Визитной карточкой предприятия стали конфеты «Птичье молоко», «Москвичка»,  «Осенний вальс» и другие. К Олимпиаде-80 был оборудован цех по производству жевательной резинки.


          Место расположения фабрики имени Марата, безусловно, притягательно и было понятно, что долго пустовать не будет: центр столицы и дыхание старины.  Будущее волновало жителей города, потому что немало памятников старины было к тому времени уничтожено. Мэр Москвы Сергей Собянин, в 2013 году в ходе посещения бывшего производства, подтвердил «реставрацию исторического здания и сохранение наземной постройки в тех объёмах, которые здесь исторически сложились».
 
         Однако… В канун 2018 года был снесён весь фасад исторического корпуса фабрики, выходящего на Малую Ордынку, сохранность которого по проекту было гарантировано.

          О состоянии дел на фабрике имени Марата сегодня  достаточно изъясниться несколькими фразами: здесь вместо конфет разольётся скоро монолитный жилой комплекс элит-класса. По-другому – КЛУБНЫЙ ДОМ,  который отличается тщательным отбором жильцов, имеющих сходный социальный статус и жизненную философию.  Это что-то новенькое в нашем лексиконе, но, откровенно говоря, привыкать к такой фразеологии не хочется.


        А вернуться в прошлое захотелось:

     - «Понравилось нам и предприятие, в котором «рождались» книги. Первая Образцовая типография, а именно о ней пойдёт речь, носила в то время имя первого секретаря Московского городского РКП  Андрея Жданова.

           Здесь мы впервые услышали фамилию русского издателя Ивана Дмитриевича Сытина, основавшего в 1876 году типографию. Во время нашего посещения предприятие выпускало литературу широкого профиля. Это была художественная литература, книги по истории, медицине, сельскому хозяйству и др. И трудно было поверить, что с одной литографской машины так разрослось издательское дело.

        Одним из удачных коммерческих проектов стал выпуск карт боевых действий русско-турецкой войны. Иван Дмитриевич начал выпуск по доступным ценам произведений Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, В. М. Гаршина, В. Г. Короленко. Книжный магазин издательства размещался на Кузнецком мосту. Сытин стремился приобщить к знаниям как можно больше российских граждан. В 1885 году он выпустил «Всеобщий календарь, который стал своеобразным справочным пособием для многих семей. Здесь же продавалась самая дешёвая среди ежедневных изданий газета «Русское слово». Одним из крупнейших проектов Сытина И. Д.  явилась «Военная энциклопедия», издание  которой  осталось   незавершённой по  причине начала  Первой мировой войны и последующей Октябрьской революции.

          Антон Павлович Чехов впоследствии писал о нём: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный издатель, вышедший из народа».

            С этой информацией мы познакомились, конечно, позднее. А в десятилетнем возрасте нас потряс сам процесс появления книг. Мы увидели металлические выпуклые буквы. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.

            К сожалению, я в то время не знала, что мой дедушка по маминой линии Пётр Акимович Дементьев некоторое время работал в типографии дворником. После тяжёлого ранения на баррикадах против белогвардейцев он был вынужден поменять изящные инструменты декоративно-прикладного искусства, их любимого с братом Павлом занятия, на дворовую метлу».


          Многие десятилетия Первая образцовая типография, созданная просветителем Иваном Дмитриевичем Сытиным, оставалась лидером по общему тиражу среди российских полиграфических предприятий. В 2023 году Росимущество продало крупнейшую типографию страны московскому бизнесмену Денису Избрехт. Согласно условиям аукциона он в течение пяти лет лишён возможности изменять направление деятельности предприятия.

          «Дорогую книгу удешевить, а дешёвую – улучшить», - таков был девиз  просветителя и книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина. Какие цели ставит перед собой Денис Избрехт, пока неведомо. Но, как говорится, поживём – увидим…


            А сейчас давайте поговорим об отношениях между людьми, безо всяких прикрас и премудростей. Ведь именно здесь возникает прекрасное и ничем незаменимое чувство – дружба. И это, на мой взгляд, не подарок судьбы, а глубоко личные ощущения, которые как-то неожиданно проникают в нас и остаются там при условии, что эти связи с конкретным человеком исконно ваши.

         Первое понимание дружбы я ощутила в школе, второе – в дворовой компании, с её играми, шутками, общением, короче, вхождением в мир чего-то нового, но незаменимого. Общались мы помногу, но как не странно, это радовало,   не надоедало.

           От парка культуры имени Горького мы жили достаточно близко, и родители разрешали гулять нам одним. Никому в голову не приходило, что нас кто-то обидит. Такого в те годы не случалось. Это пятидесятые годы прошлого века. Нам по 11-12 лет. На какие-то покупки денег нет. Но с пустыми руками мы из парка не возвращались. Некоторые отдыхающие счастливчики прогуливались с   надувными шарами, а мы с нетерпением поджидали, когда они у них лопнут. Хозяева выбрасывали их неаккуратно, на землю. А нас это очень устраивало. Мы подбирали их, дома тщательно промывали, а потом уже забавлялись – выдували ртом маленькие шарики.

          Ну а по мере взросления опробовали все игровые прелести. Самые лучшие – колесо обозрения и качели-лодочка, которые возносили нас, казалось, к самому небу. «Королевство кривых зеркал», где от смеха у нас даже ноги подкашивались. Потом шли к пруду, чтобы провести некоторое время в неге. Особенно благодарны были этому пруду после того, как в одно из посещений ВДНХ нас с подругой Галей чуть не утопили. Я шучу, но стресс мы получили немалый. Фонтан «Золотой колос» тоже предполагал катание на лодках. Мы плыли, плыли – вдруг сверху обрушивается «водопад». Оказывается, ребята-шутники сумели поставить нашу лодку под одно из «зёрнышек колоса». Любили покататься мы на речном трамвайчике. Ох, уж эти счастливые годы детства и юности!

            На днях перебирала фотоальбом, и один из снимков невольно вернул меня в прошлое. Надумали мы с Галей, в то время дамы  достаточно взрослые, прогуляться по местам нашего «далёкого-далёко». И вот на память  фото: рядом с «Девушкой с веслом» стою я. Почти прижавшись к ней.  В руке два мороженых, одно из них, понятно, фотографа. Это сейчас в парк вернули, точнее, воспроизвели скульптуру Ивана Дмитриевича Шадра (Иванов), которую впервые установили в 1935 году в центре фонтана на главной аллее парка и вскоре удалили.

         А на моём фото -  копия одной из скульптур, которые расселились в то время чуть ли по  всем городским паркам страны. «Девушку…» естественно, приодели - «негоже у всех на виду являть женскую красоту свою». Натянули маечку, трусики. Правая рука за спиной. В левой - весло. И стоит она на обычном тротуаре. Ни к чему не придерёшься…


          Кузьминский парк культуры и отдыха находился подальше от нас, но и сюда мы наведывались с удовольствием. Здесь мы ощущали себя сельскими жителями. Усадьба, включающая в себя конюшни, сарай для фуража, каретный двор, жилые флигели. А на Конюшенном дворе можно покататься на лошади. Они такие милые, что даже не испытываешь страха, садясь на них. Лошадки не рвутся в бой, а вальяжно шествуют по двору.

         Дорогу себе в парке проложили реки Чурилка и Годеленка. Желающие могут посидеть на бережку с удочкой и зацепить на крючок карася, пескаря и другую по вкусу рыбёшку. Водопад. Каскад из четырёх прудов.
          От Круглой поляны отходят 12 аллей, радующих естественным ландшафтом. Если повезёт, можете встретить на своём пути белку, а то и енота. Возраст деревьев трудно определить, точно только одно  -  они радовали  отдыхающих более столетия.

           Если парки были даны нам для отдыха, то филиал Малого театра  послан для души, повышения культурного и образовательного уровня. К театру пристрастили нас учителя. 9-10 класс. Время знакомства с российской классикой.  «Горе от ума»  А. Грибоедова, «Воскресение» Л. Толстого, «Леший» А. Чехова, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского и многие-многие другие. И эти же спектакли идут в театре – разве это не замечательный кладезь для ученика, когда он сможет личное прочтение произведения сопоставить или дополнить театральным образом?

             В 1943 году, по инициативе Константина Александровича Зубова был открыт филиал Малого театра, где ставили и по сей день ставят пьесы бытописателя Александра Николаевича Островского. Сегодня здесь можно увидеть новаторские работы и классику в современном прочтении. Этот театр стал для нас отправной точкой для знакомства с другими московскими  театрами.


          Хотя я лукавлю. Первым знаменательным событием в приобщении к искусству стала встреча с Большим театром. Мне было 14 лет, когда моя старшая сестричка Надя привела меня в это святилище. Я была потрясена чудом, которое раньше видела только на страницах книг.

           Шёл балет «Каменный цветок». Это великолепие. Настоящая жизнь, а не игра актёров. Музыка, как бы звучавшая из меня. Всё так потрясло меня, что и по сей день вспоминаю это путешествие в мир волшебства. Перед глазами вновь и вновь встаёт это чудное видение. Оно настолько очаровало подростка, что даже десятилетия спустя, и естественно после просмотра множества спектаклей в различных театрах, в том числе и Большом, не заслонило этот всплеск красоты, необычности, сказочности.


             Становлению и развитию отечественного театра посвятил свою жизнь купец и меценат Алексей Александрович Бахрушин. Началось это стихийно, с личной коллекции, а переросло в дело всей жизни. Повод как будто бы смешной: пари с неким Куприяновым, который коллекционировал театральные афиши, программы и фотографии актёров. Кто за месяц наберёт больше экспонатов по своей теме. Бахрушин вышел победителем, а его  находки стали первыми экспонатами в театральном музее.

          В  коллекции Алексея Александровича  1,5 миллиона экспонатов, рассказывающих о театре: эскизы декораций, портреты, сценические костюмы великих актёров и мн. др.

              В 1913 году Бахрушин подарил собранную уникальную коллекцию своему любимому городу.  После революции был назначен пожизненным директором, и оставался рядом с ней до конца жизни.

            После смерти дело Алексея Александровича продолжили сыновья. Ещё при жизни они получили славу «профессиональных благотворителей – ни один другой купеческий род не пожертвовал столько средств на помощь неимущим и на построение такого количества больниц, богаделен и приютов».

                Домики двухэтажные,
                Площадей старых длинный ряд…
                За Москва-рекой люди важные
                Жили несколько лет назад… 
                (Николай Захаров-Мэнский)