В этом парне что - то есть...

Валерий Педин
               
                В этом парне что - то есть…

               (Фильм В. Хотиненко «Мусульманин»)               


                Судьбы мира решаются в роскошных
                дворцах, а не в хижинах бедняков.
                Но, в хижинах бедняков заканчиваются               
                судьбы мира.               

                Валерий Педин, афоризмы. 22.03.24.

  Этот фильм снят в 1995 году. Он произвел впечатление на публику и на меня, в том числе. Но, что удивительно, большого ошеломительного влияния на общество эта картина не произвела, да и забылась быстро.
   В моем подсознании всегда теплился некий «уголек» сомнения, что я все же не понял истинный смысл картины.
  Я потом догадался, в чем причина забвения этого кино, - время было неподходяще для глубоких размышлений. Середина 90 – х: решался вопрос об элементарном выживании людей. Как в русской пословице: «Не до жиру, быть бы живу».
  Многие возразят и обвинят в сгущении красок, возможно, у других было не так: спорить не буду, но у многих - было именно так.
  Другой причиной быстрого стирания из общественного сознания - событий, показанных в данном кино, было необычность, неординарность ситуации.
   Единицам, если не в единственном числе пришлось это наблюдать воочию. Немного поясню.
   На самом деле, афганские события забылись быстро. Мало о них писали в прессе. Многим и до сих пор, эта война, которая длилась чуть более девяти лет, так и осталась неизвестной.
   Но, тогда, после вывода советских войск некоторые пытались донести правду об этих событиях.
  Поэтому в памяти у меня остались такое: около трехсот наших бойцов остались в афганском плену и после вывода советских войск.
  Большинство так и остались там: приняли ислам и образ жизни афганского общества. Были случаи возвращения из афганского плена.
  Об этом широко не писали, да и о судьбах солдат вернувшихся в той войны писали мало и неверно. 
  Помню совершенно поразительный случай, описанный в газетной статье, когда демобилизованный из Афганистана солдат уже шел от вокзала к дому и какой – то молоденький юноша, который стоял, держа в руках лопату, у него попросил закурить. Афганец резко выдернул из рук лопату и раскроил ему голову, юноша скончался на месте.
  Кто служил в советской армии - понимают, почему солдат это сделал, и нужно учитывать, что этот воин вернулся с войны не с радужным настроением и нервы были на пределе.
   Были случаи, когда солдаты прошедшие Афганистан, кончали жизнь самоубийством уже дома, как это случилось с моим учеником Лешей Бормотовым.
    Леша был лучший ученик этого класса, - отличник, готовый прийти на помощь каждому, добрый, доверчивый и нежный юноша.
   У меня до сих пор щемит сердце, когда я смотрю на фотографию, где он сидит в первом ряду среди учащихся Языковской средней школы.
   Леша попал в первый поток солдат, которых направили в Афганистан. Через два года, весной, он демобилизовался и в это же лето застрелился из отцовского ружья у себя в комнате…
 Но, вернемся к фильму: необычность ситуации состоит в том, что, вернувшийся из афганского плена Николай, оказывается в совершенно чуждым для него мире.
  Понимает он это? Я уверен – понимает. Как становится ясно, Абдалла – Николай выполняет определенную миссию.
  Кто возложил на него миссию? Со слов Абдаллы, - он слышал голос, который приказал вернуться домой.
 Вот этот разговор со своим бывшим замполитом:
                - …Так оставался бы там в таком случае. Зачем ты сюда приехал?
                - Я слышал голос.
                - И что он тебе сказал?
                - Он сказал: «Возвращайся в свой дом».
                - Ну, вот.
                - Ну, он сказал мне это на фарси.
                - Так, значит, все правильно – пришел и привел злейших себя.
                - Нет.
                - Нет?
                - Тогда перекрестись… просто для меня. Понимаешь для меня? А так перекрестишься? Теперь я понимаю, что Леха имел в виду,… когда тебя предателем называл, Коля Иванов. Коля Иванов…
  Долго мне было непонятно это цитирование места из евангелия, об изгнание духа, которое несколько раз упоминается в картине.
  Как понять связь текста евангельской притчи с мыслями замполита? Командир наизусть произносит текст притчи, о том выйдет злой дух из человека, а потом на это очищенное место войдут семь духов злых…
  Кстати, Николай – Абдалла, утверждает, что это к нему не относится.
  О чем идет разговор? О том, что Коля Иванов расстался с советским атеизмом, будучи в плену, но в него вселился дух (семь духов) мусульманского фундаментализма, а не дух веры мусульманской.
 Только прочитав текст сценария, я все понял, что имели в виду авторы фильма, особенно в последнем разговоре замполита и Николая.
  В конце этого разговора замполит случайно стреляет в Николая и последние слова нашего героя: «Мама… Мама…»
   А в чем суть миссии Николая? Этого Абдалла не понимает, но продолжает тот же образ жизни, который фактически вел, будучи в Афганистане.
  А как сложилась его жизнь в плену? Да, его вели на расстрел, но так получилось, что один старик выкупил его у моджахедов.
   Николай стал жить в семье этого человека, принял ислам, надо заметить, что переход в ислам – это главное условие, что тебя примут в это общество, - иначе, в условиях Афганистана – последует смерть пленного.
   Небольшой исторический экскурс: со времен создания арабского халифата так поступали со всеми завоеванными народами.
   Народ не просто покоряли вооруженной силой, но все должны принять ислам и строго, и неукоснительно соблюдать правила и установления ислама, и читать Коран и другие книги на арабском языке. Только в этом случае покоренный народ становился на один уровень с завоевателями.
   В картине не объясняют, каким образом Николай – Абдалла стал ярым приверженцем этой веры.
   Многие, даже внимательно пересмотрев картину «Мусульманин» все равно не сумеют понять смысл этого кино, если не знают коренной разницу между исламом и православием в русском варианте.
   Ислам более строгая религия.  Нужно неукоснительно соблюдать требование духовных лидеров и установлений ислама.
   Но, есть одна тонкость: в сущности, в православии точно также, но в православии есть исповедь, то есть периодически верующий исповедуется и получает отпущение грехов от священника или исправляет свой грех, если это возможно.
  В исламе мусульманин отвечает только перед Аллахом, вот поэтому существующая община мусульманская (умма), следит за точным и неукоснительным соблюдением установлений, т.е. мусульманин всегда на виду и под контролем.
   Но Николай остался вне уммы, а почему же все точно выполняет, как предписано: ежедневная пятикратная молитва, не употребляет алкоголь, не есть свинину, ведет себя очень сдержанно, немногословен…
  Становится понятно, что вне контроля единоверцев, Абдулла остается правоверным мусульманином. Почему так?
   Дело в том, что в фильме не объясняется (нужно догадываться), что Абдалла является приверженцем чистого или фундаментального ислама.
  Я не буду объяснять это понятие, кто заинтересуется, найдет в интернете. Только скажу, именно из приверженцев этого течения ислама (а в исламе много различных толков и течений) появляются ярые противники других конфессий. И, группы террористов исповедуют именно фундаментальный ислам (это вообще в фильме не затрагивается).
  В сущности, у нас в России, только сейчас масса населения серьезно начинают говорить об исламе и изучать культуру
ислама.
   Хотя Николай утверждает, что Бог один, только имена у него разные, но, будучи крещенным, он в афганском плену выжить бы не смог, если бы не стал мусульманином.
   А попав в родное село, он смог бы выжить, если бы отступил от ортодоксального ислама. Все разногласия с братом Федором и родной матерью легко сглаживаются, при условии принятия определенных русских традиций, пусть хоть формально.
  При первоначальном просмотре этого фильма складывается впечатление, что Николай – пример для подражания.
 Он не употребляет алкоголь, работящ, аккуратно одет, немногословен, в отличие от очень разговорчивых односельчан, отказывается воровать комбикорм.
  Кроме того он не хочет заниматься любовью, не будучи женатым, только при условии законного брака. Это вообще кажется – удивительным.
  Мало того, у Абдаллы совсем другое отношение к деньгам, отличное от своих односельчан..
  Складывается впечатление, что авторы фильма, как будто упрекают российское общество в падении нравов, чести, достоинства, в озлобленности между односельчанами…
  Именно, на их фоне Николай – Абдалла смотрится абсолютно положительно. Но, нужно задать вопрос, - а почему никто не собирается следовать его примеру?
  Даже девушка, которую он любит, не очень стремиться за него замуж. Кстати, именно ей он излагает свое видение их будущей жизни. Обратимся к тексту сценария  (разговор Коли и Веры):
          - Коля, а ты чего? (Вера предлагает секс).
          - Я не хочу так. Я не хочу так!
          - Как? А как? А все так!
          - А я не хочу. Я хочу, чтоб мы женились.
          - Женились? Да!
          - А когда мы женимся, тогда у нас будет… «это». А потом от «этого» у нас будут дети. Ты будешь их растить, а я буду их кормить. Я буду ходить на работу, приходить с работы. Понимаешь? А ты меня будешь провожать и встречать – вот как я хочу. Понимаешь?
          - И че потом?
          - Потом?  Дети вырастут, у них будут свои дети. А мы с тобой станем ста –а – ареньками, вот как бабушка. Понимаешь? И старший сын возьмет нас к себе. И мы от него уже будем ездить ко всем остальным. Все нас будут любить. Все нас будут уважать.
                - Да… и похоронят рядом.
                - Конечно! Мы же на том свете тоже будем вместе.
                - Во, видел?  Мне в ад надо! Я давно в ад записалась!
                - Аллах милостив, Аллах милосерден!
                - Да?
                - Аллах, Аллах! Заколебал своим Аллахом! У нас Бог Христос и святые всякие, понял?
   О чем, на самом деле, идет разговор? Абдалла предлагает традиционную семейную жизнь, как это принято в ортодоксальном исламе.
    Он даже не понимает, что традиции  такой семейной жизни давно нарушены в России, - традиционные православные ценности, которые мало чем отличались от предложенного Николаем – исчезли под влиянием советского атеизма.
   А ценности советской семьи – тоже рухнули, не успев закрепиться в сознании общества.
   И получается, то, что предлагает Николай Вере – это возврат назад, что невозможно.
   И какой же выход? В момент, когда снимался этот фильм, выход не просматривался.
  О чем я? О том, что нашему обществу нужно искать свой путь к семейной жизни, а не заемные варианты. Свой, основанный на истинных отношениях и, любви, конечно.
   Вот почему Вера отвергает этот вариант, который предполагал
быть ей мусульманкой.
   Тем не менее, Вера хочет, как бы – очиститься от скверны прежнего поведения, отсюда её попытка искупаться в озере, которое образовалось в результате ушедшей под землю церкви.
  Как видно из фильма – очиститься ей не удалось, она чуть не утонула, но все же проявила желание…
  Удачно искупаться в озере и даже достать дна, удалось бывшему замполиту. А «новый русский» начальник, который продал за доллары землю окрестную, тоже чуть не утонул и мало того, свиная харя привиделась ему.
  Как объяснить взаимоотношения двух братьев, которые готовы убить друг друга?
   Первоначально кажется, что правда полностью на стороне Николая. Федор показан пропойцем, пропавшим человеком, потерявшим честь и совесть, четыре раза был в местах лишения свободы…
  Да, все так, если смотреть поверхностно, не вникая в суть.
  На самом деле, вина обоих братьев одинакова, хоть внешнее поведение  полностью противоположно.
  В чем же вина Федора, почему он не может по братски относится к Николаю?
   Федор ни во что не верит, вот как в  тексте сценария:
                - Я это… ада не боюсь. Я на зоне в кислотном работал… в чугунолитейном. Меня этим не запугаешь.
    Все же после посещения священника и его рассказа о старце Макарии, Федор изъявляет желание помириться с братом, целует иконы и просит брата тоже поцеловать, на что получает категорический отказ. И опять драка, чуть не до смертоубийства.
   В чем причина отказа Николая поцеловать икону? В разности веры, религии? Нет.
   Николай понимает, что Федор «играет» верой и поэтому его клятва не имеет оснований.
   Характер веры самого Николая – Абдаллы очень ярко проявляется в эпизоде, когда отец Михаил приходит в их  дом по просьбе матери.
   Почему Абдалла начинает достаточно демонстративно кушать приготовленную курицу? Хотя, перед этим батюшка объяснил, что среда и пятница у православных  постные дни, и объяснил – почему.
   Именно в этом моменте становится ясно, что установления чуждой религии ему не просто чужды, а откровенно – враждебны.
   Дело в том, что истинно верующий человек никогда не презирает другую веру, другие установления, другие порядки, а наоборот – уважает.
  Здесь проявляется двойственность самого Абдаллы и его неискренность.
   А вот, чувство вины, заставило Федора полезть в петлю, и Абдалла успел его спасти, перерезав веревку.
    И в этот момент, Абдалла произносит свой знаменитый монолог: «… не можете молиться – не молитесь… не можете креститься – не креститесь,  …не можете поститься – не поститесь,  …не можете верить Христу – не верьте,  …не можете верить Мухаммеду – не верьте.
  Но знайте:   … придет сатана, и вы поверите ему, …потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо, очень плохо.
   Мне думается, что ради этого монолога и затеян весь фильм.               
   Вот какую миссию несет Николай – Абдалла, - нельзя жить без веры.
    Я думаю, что фильм «Мусульманин»  является чуть не единственным, в котором показаны очень жестко реалии того времени.
    Пытался искать в картине сгущения красок, намеренного показа полного распада общества, но, в конце концов  - понял, - показано идентично точно, - как было…
    Особенно сложные отношения у Николая с матерью. Я думаю, что, именно мать Николая – Абдуллы, является самой правой в этой сложной ситуации.
  После неудачной попытки примирения с братом, мать спасает Абдаллу от убийства, говоря такие слова: «Коль, далеко ты с топором – то?»
  И тем самым заставляет одуматься Николая и после этого Николай произносит следующее:
              - А дедушка Амердин говорит, что рай находится под ногами ваших матерей.
              - Правильно говорит, сынок. А мне отец Михаил наказал беречь тебя. Как, говорю, беречь батюшка? Я и так ночью глаз не смыкаю,  …все слушаю – не крадется ли к нему Федька с ножиком.
  И мать советует Николаю – уезжать к дяде или даже к дедушке Амердину, как будто чувствует трагическую судьбы сына. Но не может понять, что Абдалла никуда не уедет, у него другая задача…
   В двух случая мать не согласна с поступками Николая.  Вот диалог:
                - Мам, я не пойду воровать.
                - Чего воровать? У кого воровать? У государства что ли? Так это государство у нас все соки, жилы вытянуло. У него крадешь – на том свете зачтется.
   И далее продолжает:
                - Сынок, Колюшка, это же комбикорм. У нас же корова никак не раздоится. Ну, не хорошо, ясное дело, что нехорошо, а жить – то нам надо.
   И в эпизоде на могиле отца, когда мать предлагает помянуть отца:
                - Выпей сынок, выпей.
                - А я не могу, нельзя мне.
                - Помяни отца – то.
    В конце этого разговора мать произносит  слова, которые не  осуждают Николая, и не в осуждении мусульманской веры сына: о другом, очень важном для понимания ситуации.
                - Думаешь, сынок, я ничего не понимаю. Думаешь, толкушка бестолковая. А мы когда этот комбикорм чертов с Федькой приперли,  …я потом всю ночь проплакала, не из за тебя сынок, нет, не из – за обиды,  …а что жизнь наша чертова, проклятая. Стыдно ведь. Всю жизнь воруем и всю жизнь стыдно. Стыдно!
   И в конце диалога продолжает:
                - Скажешь, у вас, в Афганистане, водку не пьют, закон, мол, такой. Уважаю. Только на поминках три рюмки выпить требуется. Тоже закон,  …только наш. Ты их уважаешь – хорошо, только и нас уважь. Выпей сынок.
                - Не могу, мам.
   О чем здесь идет разговор?      
   Тут дело не в религии и вере: Абдалла не приемлет русскую традицию, свою традицию, культуру в которой вырос.
  Какая вера? - Николай вырос в атеистическом обществе… Это не совсем так.
 Советское общество, тем не менее, не полностью потеряло православную традицию, ведь Николая крестили, да и в основном, люди старались окрестить своих детей. Были, конечно, исключения.
  От чего отказывался Николай, не целуя икону? Не от ислама он отказывался, а от своей русской традиции, то есть, он уже не считал себя русским, не может быть носителем русской культуры.
  Поэтому, не случайно мать говорит – «у вас, в Афганистане».
  Вот здесь кроется разгадка слов командира погибшего, при попытке освободить гвардии рядового Николая Иванова из плена.
   Эту догадку выразил замполит в следующих словах: «Теперь я понимаю, что Леха имел в виду,  …когда тебя предателем называл…»
   В следующем году исполняется тридцать лет со времени съемок фильма «Мусульманин». Много в стране изменилось.
   Но этот фильм остается как память о том, очень непростом времени. Общество решило много проблем, которые «кровоточили» в фильме.
  И, вместе с тем – понимаешь, - русские люди способны выползать даже из таких тяжелых ситуаций, при условии сохранения своих традиций и православной веры.

 
                Валерий Педин  (28 марта – 7 апреля 2024 г.)