Как Олег работу искал

Виктор Макаревич
Так случилось в жизни Олега, что пришла пора задуматься о смене места работы. Текущая компания не могла предложить ему ни карьерного, ни материального роста. И поскольку переход из одной компании в другую сопровождается кучей собеседований, то этих самых собеседований у Олега было, как говорится, «вагон и маленькая тележка».

Вообще собеседование – очень полезная штука, как для работодателя, так и для кандидата. Особенно если кандидат умеет не только рассказывать про себя, но и слушать про них.

В первой компании с Олегом беседовала «шайка ботаников». Этакая троица молодых да ранних бизнесменов, впрочем, весьма талантливых, сумевших сколотить крепкий розничный бизнес в регионе. Что не мешало им выглядеть как типичные ботаники.

Но это оказались «ботаники-людоеды». «Жестокие» и «коварные». «Акулы бизнеса», ёлки-палки.

Они прямым текстом заявили, что на открытую вакансию им нужен человек с непреклонным авторитетом в коллективе. Этакая глыба. Который утром построит всех в шеренгу, обложит семиэтажным матом и смачно опишет все последствия, которые наступят, в случае невыполнения поставленного на день плана. В результате такой утренней напутственной речи, в страхе и ужасе, все должны побежать перевыполнять план.

Заглянув в зеркало, они такого человека не увидели. Поэтому пошли искать его на рынке труда. С чего они взяли, что командир-матершинник является залогом успеха, сказать сложно. Ведь сами «ботаники» бизнес построили явно не на пинках в пятую точку, и не на бодрящих ругательствах, имея в своём активе иные мотиваторы. Однако такое встречается очень часто, когда «белые люди» считают, что простые работяги от них сильно отличаются и выполняют свои обязанности хорошо исключительно из-под палки.

Пришлось нашему герою ответить «ботаникам», что так как они описали, на самом деле – не работает. И надо им поискать другого кандидата, так как лично он не знает достаточного количества мотивирующих и бодрящих матерных выражений.

В целом ребята были явно неплохие. Поэтому Олег мысленно пожелал им удачи в поисках на просторах Росси бывшего боцмана с пиратского корабля.

В другой компании ему решили устроить стрессовое интервью и несколько минут пудрили мозги совершенно дебильными вопросами. Когда же Олег попросил прекратить этот балаган, ему пояснили, что это проверка его стрессоустойчивости, которую он почти завалил, так как явно стал немного нервничать. Посмотрев на лицо человека, проводившего собеседование, и не увидев на нем синяков и ссадин, наш герой сделал вывод, что пока на собеседование приходили кандидаты с достаточно крепкими нервами.

Выглядело всё очень подозрительно, для того чтобы всерьез захотеть там работать. Поэтому, получив приглашение на второй тур собеседования, Олег сразу отказался.

Был и такой опыт. На собеседование собрался целый консилиум. Человек 10-12, никак не меньше. Там были почти все руководители компании, у которых видимо не нашлось дел важнее, чем проводить первичное собеседование.

Для тех, кто всю жизнь работает в одной компании, надо пояснить: обычно первое собеседование проводит только HR-менеджер, чтобы отсечь совсем уж неподходящих кандидатов и не тратить время дорогостоящих топ-менеджеров на пустую болтовню.

Такая коллегиальность попахивала отсутствием желания брать на себя ответственность принятия решения по кандидату кем бы то ни было из этого «стада».

Перед собеседованием всех представили Олегу, что было совершенно бесполезным занятием, кроме проявления вежливости. Запоминать столько новых фамилий и имен, да еще с привязкой к должностям, в его планы, на этапе собеседования, никак не входило. Он же не псих.

Впрочем, это было лишним еще и потому, что задаваемые вопросы с головой «выдавали» какую службу возглавляет тот или иной «персонаж»:

- Как вы решаете задачу правильности оформления бухгалтерских документов? – спросила дама солидного возраста.

Любому адекватному человеку, после такого вопроса, не составляло труда понять из какого отдела она была.

- Бывает, чтобы предоставить клиенту уникальный сервис, надо нарушить регламент компании. Как вы к этому относитесь? – традиционная позиция отдела продаж многих компаний, класть с прибором на все внутренние договоренности. Этакая суперклиентоориентированность невзирая на все последствия для компании. «Плавали». «Знаем».

- А вы не были судимы? – вставил свои пять копеек начальник службы безопасности.

Когда каждый в помещении для «допроса» ярко продемонстрировал, что в работе привык тянуть одеяло исключительно на свой департамент, они поинтересовались, нет ли вопросов у кандидата.

Олег спросил: «А что случилось с человеком, занимавшим должность, на которую меня собеседуют?»

Этим вопросом он застал их врасплох. В коллективе собеседующих началась лёгкая паника. Они стали переглядываться. Это явно был тот самый вопрос, на который им отвечать совершенно не хотелось.

«Выручила» HR-директор, ответив: «Вы не считаете, что это некорректный вопрос? Это же наши внутренние дела!»

Собеседуемый возразил: «Нет. Не считаю. Вы же не считали некорректным спросить меня о причинах, по которым я решил сменить место работы. Да и к тому же, я надеялся услышать ответ, что предыдущий руководитель ушёл на повышение. Но судя по вашей реакции, это очень сильно не так».

«Раунд!» - можно было выкрикнуть после этого. Все присутствующим было понятно, что этот баттл выиграл Олег.

Конфуз продлился несколько секунд. Потом они все же взяли себя в руки. Поблагодарили за собеседование и сказали, что перезвонят. Хотя на лицах было написано: «Вот сволочь хитрая!»

«Буду с нетерпением ждать вашего звонка». – ответил Олег, одновременно добавляя их номер в «чёрный список» в своём телефоне.

Была и такая компания, в которой, узнав, что у него нет личного автомобиля и он планирует добираться в офис за городом на их служебном автобусе, ему с ноткой брезгливости сказали: «У нас в компании не принято, чтобы руководители высшего звена ездили в одном автобусе с простыми работниками!»

«О-па! Пришел на собеседование к потомственным дворянам!» - подумал Олег.

Весьма неплохой заход для компании, в центральном холле которой крупно написано: «Персонал - наша главная ценность!», согласитесь.

Этого уже было достаточно, чтобы понять, что они ему не интересны как работодатели, но на собеседовании они выдали еще кучу «приколов», не дав себе ни единого шанса заполучить его к себе на работу.

Поиски оказались непростым занятием. Но потратив несколько месяцев, Олег всё же нашел новую работу. И не жалеет ни о потраченном на «ботаников» и «дворян» времени, ни о том, что отказал им, ни о том, что выбрал именно ту компанию, которую выбрал.

А мораль этой «басни» такая: Когда общаетесь с кем бы то ни было, не будьте эгоистами и глупцами – не только говорите, но и внимательно слушайте. Мало того, что это приятно собеседнику, это еще и вам будет очень полезно. Даже в ситуациях, когда изначально должны были слушать вас.