Зарождение и продолжение...

Светлан Туголобов
     Внутренний мир - он только свой. Если что-то стало частью своего внутреннего мира, то оно уже - своё, а не чужое. Для того, чтобы что-то внешнее стало своим, к нему нужен интерес.

     Как появляется интерес к тому, чтобы какую-то часть внешнего мира сделать частью мира внутреннего? Точно не объяснить, да и нужно ли объяснять?

      В момент зарождения внутреннего мира человека внешнее  идёт в него, в зарождающийся внутренний мир, бурным, неостановимым, то есть мощным потоком.

     Те, кто находятся рядом, и то, что находится рядом, не только поставляют зарождающемуся внутреннему миру его будущие составляющие, но, вполне возможно, являются ещё и источником его интересов.

      Окружающая действительность, таким образом, вливается во внутренний мир человека не только будущими составляющими, но и будущими интересами к сохранению  составляющих  своей и  к освоению составляющих чужих национальных культур.

     Родителям того, чей внутренний мир зарождается, хочется, наверное, чтобы в этом зарождающемся мире было бы больше интереса к их национальной культуре, чем к чужим культурам. Или наоборот.

     Когда наоборот, тогда родителя хотят, чтобы в зарождающемся внутреннем мире их ребёнка было больше интереса к освоению чужих национальных  культур, чем к сохранению во внутреннем мире интереса  к их, родительской, национальной культуре.

     Совсем уж путаница получается в сознании человека с его зарождающимся внутренним  миром, когда родители хотят, чтобы во внутреннем мире их ребёнка  господствовал бы интерес к их национальной культуре, а сами больше интересуются какой-то одной или сразу несколькими чужими национальными культурами.

      Когда носитель зарождающегося внутреннего  мира вдруг понял, что больше бы хотел сохранять в себе национальную культуру своих родителей, своих предков, а из внешней среды больше получает составляющих какой-то одной или сразу нескольких чужих национальных культур, может возникнуть явление культурного захлёбывания.

      Во внутреннем мире, в потоке составляющих чужих культур, захлебнуться может только интерес человека к сохранению в себе составляющих национальной культуры своих предков, своих родителей.

      Когда у человека, при зарождении его внутреннего мира, совсем не возник интерес к сохранению  в себе национальной культуры своих предков, своих родителей, ничто в нём не может захлебнуться в потоке составляющих какой-то одной или сразу нескольких чужих национальных культур.

      Если же в человеке возник интерес к сохранению в себе составляющих  культуры своих предков, то у него, одновременно, возникает и задача: не захлебнуться в чужих культурах. Или не захлебнуться чужими культурами.

     Тот, человек, в котором при зарождении его внутреннего мира  возник интерес к сохранению в себе составляющих национальной культуры его предков, соблазняем таким понятием как "богатство своей жизни".

     Те люди, в которых не возник интерес к сохранению культуры своих предков, совсем не думают о богатстве своей жизни, не только потому что им некогда об этом думать, но ещё и потому, что их заполняет богатый поток составляющих какой-то одной или сразу множества чужих национальных культур.

      У людей, заполняемых только  потоком составляющих каких-то внешних культур и не обладающих представлением о своём, не может быть никакого культурного захлёбывания. Потому что культурно захлебнуться может только интерес к сохранению в своём внутреннем мире составляющих культуры своих предков.

      Тот же человек, в котором при зарождении его внутреннего мира  возник интерес к сохранению в себе составляющих культуры своих предков, может почувствовать, что он культурно захлёбывается в потоке составляющих внешних,  чужих и чуждых ему культур.

      Те люди, которые уверены, что в них ещё есть то, что можно называть внутренним миром, интересы к сохранению своего  и освоению чего-то внешнего и чужого могут иметь высокие, средние и низкие.

      Тот человек, у которого интерес и к сохранению своего, и к освоению чужого - низкий, или есть существо выдуманное, мифическое, сказочное или ничто его в обычной земной, материальной, телесной жизни уже не держит.

     Нас долго, по-американски и по-европейски воспитывали так, что того, кто имеет низкий интерес к освоению чужого и высокий интерес к сохранению национальной культуры своих предков, мы называли фанатиками.

     Но вполне логично тех, кто имеет высокий интерес к сохранению в себе составляющих национальной культуры своих предков и средний интерес к освоению чужого, называть Хранителями или патриотами, потому что если интерес к освоению чужого низкий, то человеку трудно выработать своё представление о наиболее сильных угрозах сохранению своего в своём внутреннем мире.

      Таким образом, можно по-новому определить, то есть переопределить такие понятия, как космополитизм, патриотизм и фанатизм.

     Если посмотреть на то, как именно продолжается существование зародившегося в человеке его внутреннего  мира, то можно получить такие определения:

     Космополитизм - это преобладание во внутреннем мире человека  интереса к освоению чужого над интересом к сохранению в себе составляющих культуры предков.

     Патриотизм - это не последнее прибежище негодяев, а высокий интерес к сохранению в себе составляющих культуры своих предков и средний интерес к освоению чужого. Не низкий, а именно средний интерес к освоению чужого позволяет удовлетворительно точно выявить самые мощные угрозы сохранению своего.

      Фанатизм же является высоким стремлением к сохранению своего при низком интересе к освоению чужого, что не позволяет человеку выявить и успешно противодействовать мощным угрозам сохранению своего.

      Таким образом, патриот не столько терпимее к космополитам, чем фанатик, сколько он гораздо жизнеспособнее последнего, потому что точнее выявляет в своём окружении наиболее мощные угрозы сохранению того, что патриот считает своим.

      Можно даже сказать, что патриот, обеспечивая продолжение существования своего внутреннего мира, не тратит, в отличие от фанатика, слишком много внимания, времени, нервов, сил и средств на противодействие космополитам.

      Патриот знает о существовании космополитов, но свою ментальную, психическую энергию он больше, чем на противостояние с ними, тратит на продолжение существования своего внутреннего мира, на  сохранение в нём составляющих культуры своих предков.