Звонок сверстнику

Виктор Савенков 3
    Память-золотое достояние человека. Каждый из людей, живущих на земле, всегда приходит к мысли о своём прошлом. Он начинает вспоминать, как  жил раньше, кем был сам. Как относился к своим близким, друзьям, и как они  к нему относились.

    Годы и время что-то стирают из памяти, но что-то и остаётся. Может то время и не было каким-то особенным, но память сохранила именно его. Не предсказуема память и подсонание человека, её хранившую. Но на всю жизнь остаётся памятные события детства. Наверное это потому, что в детстве не было столько забот и проблем, которые приходится решать взрослому человеку, и она наслаивалась постепенно ,год от года.
   
    Люди, которые часто видятся многое стараются не замечать, даже и то, как они с возрастом меняются. Другими становятся их отношение к окружающим, привычки, интересы. Может быть поэтому, когда люди встречаются через много лет им интересно вспомнить детство, школьные годы. Порой они с трудом узнают друг друга при встрече, но всегда рады вспомнить своё прошлое, каким бы оно не было.

    С одним из своих сверстников я встретился через через тридцать лет. Он будучи проездом в Москве узнал мой телефон и мы встретились. Как же мы были рады встрече. Я узнал его по рыжей шевелюре и канапушкам на лице.
Он был в звании полковника, я же на ступень ниже. Мы оба служили в одной системе,  ни он, не я не предполагали, что через много лет встретимся. Вспыльчивый, дерзкий, порой не предсказуемый в своих поступках, он любил задираться с сверстниками. Мы даже с ним однажды подрались, потом оба получили по выговору за драку.

    Но сейчас мы были коллеги и вспоминали наши школьные годы. Судьба забросила его далеко в Сибирь, где ему пришлось заниматься воспитанием осужденных. В беседе я узнал, что он хотел узнать судьбу школьной подруги-однокласницы. Дочь директора совхоза, светловолосая, довольно привлекательной внешности, нравилась многим пацанам.  Оказалось, что она нравилассь и ему. Но мы были в том возрасте, когда на это не обращали внимание. Потом уже в старших классах с ней дружил мой друг Генка. С ним вместе мы закончили девять классов, но потом наши пути разошлись. Я пытался найти его через своих знакомых, но попытки мои оказались тщетными.

    Я о судьбе  Людмлы, ничего не знал. В те школьные годы я считал зазорным дружить с девчонками и поэтому мало интересовался их дальнейшей судьбой, а тем более интересоваться, что с ними стало после школы.  Эта встреча  со школьным товарищем оказалась нашей первой и последней, больше мы так и не встретились. Расстояния сближают и отдаляют, даже когда-то близких людей и знакомых.

    С каждым годом желание увидеться с друзьями детства, может просто поговорить по телефону,  только усиливается. К сожалению, их остаётся всё меньше и меньше.

    Я пытался узнать о своих  школьных друзьях через знакомых. Иногда мне это удаётся через земляков, ещё знавших меня с детства.  Телефон моего сверстника, школьного друга я узнал случайно. С Володей и Сашей мы учились в старой деревенской школе в начале пятидесятых, потом уже в новой один год. В нашем Петровске вначале тоже была семилетка. На второй ферме учашиеся могли обучаться только до четвёртого класса. Потом они приезжали в Петровск, и становились постояльцами у кого-то на квартире.

    Насколько я помню у нас в доме постоянно кто-то жил. Запомнился мне эстонец Анс Мельдер, он тоже жил на второй ферме. Спокойный, выдержанный, он был несколько старше меня. Но это не мешало нам общаться, хотя  участия в наших играх на зимних горках, он никогда не принимал. Учился он хорошо, был одним из лучших учеников в своём классе. Замечу, что все эстонцы, с которыми я учился отличались хорошей успеваемостью и прилежанием. Но вот  настоящей дружбы между нимии и сельскими подростками не было.

    Они поддерживали связи со своими родственниками, живущими в Эстонии, получали от них посылки. У Эна Каролина, мы учились в одном классе, мне нравилось смотреть присланные ему книги на эстонском языке. Яркие картинки подводых  сражений водолазов с немецкими захватчиками поражали своей оригинальностью. Иногда я просил его прочитать что-нибудь, и он мне не отказывал, переводил с эстонского языка на русский. Врождённая хромота не позволяли ему быть участниками наших игр. Но я не помню случая, чтобы кто-то назвал его хромым или другим оскорбительным словом.    

    В средине пятидесятых всем  эстонцам было разрешено вернуться на Родину. Мне было жаль расставаться с Ансом, поскольку мы с ним за период проживания у нас 
 подружились. Однажды он пригласил меня к себе домой. Меня поразила чистота и уют в его деревенской квартире. Но особенно я был удивлён, когда на обед были поданы несколько блюд, но в небольших порциях. Казалось, что ими нельзя наесться досыта, но я ошибся. Блюда были подобраны с таким расчётом, что я с трудом осилил порции, поданные на тарелках мне в качестве обеда.

    И вообще, жившие у нас в посёлке несколько семей эстонцев, отличались своей культурой и работоспособностью. Арней с братом строили наш дом. Брат Арнея неудачно упал и сломал ногу. Несколько месяцев он болел, но когда выздоровил, дом они достроили. В нём я прожил с матерью до окончания школы.

    После отъезда Анса, к нам поселились Володя и Саша со второй фермы. Они были моими сверстниками и учились мы в одном классе, хотя по возрасту они были старше меня, мы быстро подружились.  Моя мать работала дояркой и в те редкие часы, когда она была дома, была занята домашней работой. В её отсутствие мы были предоставлены сами себе. После занятий в школе, дома мы ходили на "ушах".
Изготовили шахматы,  взяв за основу половинки от катушек с нитками. Мастерили огнмёты и, зарядив их головками от спичек, устраивали сражения, рискуя поджечь дом. К, счастью этого не случилось.

    Особым родом занятий у нас было изготовление самопалов (поджигов).  Раздобыв трубки от радиатора трактора С-80, мы приступали к изготовлению "ружей". Пороху достать было очень трудно и в качестве пороха мы использовали головки от спичек.
 Полигоном служил наш огород. Самое удивительное было то, что наши самопалы стреляли довольно далеко и с тридцати метров могли пробить доску тощиной два сантиметра. Правда, они не прижились, иногда сгоревшие спички не выбрасывали туго забитый заряд шарика-пули, а разрядить самопал было практически невозможно

    В предновогодние дни начиналась подготовка к новогоднему празднику. Мы начинали изготавливать маски. С трудом из ямы откапывали глину и разморозив, делали из глины маску. Мне почему-то нравилась медвежья маска. Затем несколько дней она сохла. На высохшую маску наклеивали несколько слоёв бумажных лент и вновь сушили. После этого маску снимали и красили. Оставалось только привязать верёвочки, чтобы она не спадала с ушей и примерить. Саша хотел сделать маску из двух частей, чтобы она могла открывать рот, но как-то это не прижилось, очень долго бы пришлось делать. А мы всё хотели делать быстро.

    Весна была самым радостным временем года. С первыми тёплыми лучами солнца мы частенько выходили на улицу и сидели на завалинке. На зиму обычно первые несколько венцов сруба окапывают землёй, чтобы не замёрзло подполье и было теплей в доме, а с наступлением тепла землю от стен откапывали, чтобы венцы просохли.

    Но однажды произошёл случай,котрый нас изрядно напугал. Змей в нашем краю всегда было много. Весной, после зимней спячки, они начинают мигрировать в лес, росший за оградой. Там они находят пропитание. Саша, разомлев от солнца, лежа на завалинке, задремал. Земля уже нагрелась и особых неудобств он не испытывал.

    Вышедший на улицу Володя, увидев спящего на завалинка Сашу, замер от страха. У лица Саши спокойно грелась гадюка. Видно ей тоже захотелось погреться на солнце
 Растерявшись, он хотел бежать за палкой, чтобы убить змею, но какая-то сила заставила его не делать этого. Змея, очевидно почувствовав звуки шагов, нехотя подняла голову, посмотрела на стоявшего рядом Володю, и медленно переползла руку Саши, даже не делая попытки ужалить спящего. Как только змея скрылась в ближайшей щели , Володя разбудил Сашу, заявив, что он выспался на гадюке. Разумеется Саша не поверил, не сразу в это поверил и я.

   На следующий год Володя С Сашей вновь первые дни жили у нас, но потом перешли в дом к нашей учительниц, она жила в доме напртив. Её престарелая мать не могла управляться одна дома и они стали помогать ей.  В седьмом классе мы вместе уже не учились. Я даже не знаю, сколько классов закончили Саша с Володей, но в девяятом классе нас осталось всего шесть человек. На десятый класс школьников не набралось, в десятый класс  нас перешло только четверо, причём одна из одноклассниц уже собралась замуж.

    Прошло шестьдесят семь лет и я попытался вновь разыскать кого-то из своих одноклассников, школьных друзей. К, счастью, одна из знакомых землячек нашла телефон сестры Саши. И от неё узнала телефон Володи. Саша давно умер, а вот с Володей мне удалось переброситься несколькими словами. Но только один раз я услышал его голос, узнал по манере разговаривать. Я пообещал ему позвонить , как только появится возможность. И я позвонил, но он блокировал мой звонок.

 Я не знаю, что его заставило это сделать. Потом я неоднократно пытался до него дозвониться, но безрезультатно. Мы не виделись и не разговаривали более полу века и нам есть что вспомнить, но он не захотел. Наверное я так никогда и не узнаю причину, почему он не захотел со мной разговаривать. Смутно я догадывлся о причине, но не хочу об этом писать. Пусть моя догадка остаётся со мной, а его нежелание общаться с другом детства, школьным товарищем-с ним.
2024г. Апрель.