Зеркальные своды психики

Оксана Карпекина
Иногда приходят дни, во время которых, кажется, что жизнь попросту похожа на черную дыру, мрачную пустошь, где нет возможности существования света. Любая мысль, что движется в живом перемещении электрических импульсов, становится тяжким бременем  переживаний и запутывается в постоянном потоке, без возможности остановить свой бесконечный бег. Погрязая в запутанном бремени бытия постоянного восприятия реальности у живого и дышащего существа, что было развито в ходе эволюции, рано или поздно появляется проблема неудовлетворенности собственной жизнью. Сложность смыслов, последствия взросления и вложенных в разум понятий порождают различные паттерны, из которых при попытках самостоятельного осмысления в худшем случае появляются новые, часто вредные, а в лучшем не меняется ничего. Чувства и эмоции затягиваются мрачной пеленой, а дела, что всегда казались нейтральными или приносили радость, теряют не только свою значимость, но и могут расцениваться пренебрежительно. Конечно, негативный образ мыслей появляется не всегда, вопрос спутанности переживаний очень индивидуален, важность которого определяется самим индивидом. Однако значимость качества жизни поднимается всегда, и часто вопрос стоит не только в материальных аспектах существования. Бывает, духовное состояние зависит от вещественных обстоятельств, но может быть и наоборот. И тогда становится понятно, для чего нужна психология, ведь может появиться необходимость в помощнике, который способен наладить работу одного из самых запутанных устройств в мире.
Разум, душа, сознание – явление беспрерывного восхищения самим человеком, невероятно сложный механизм, в существовании которого, при осмыслении можно усомниться. Сам он зарождается, живет, адаптируется, претерпевает изменения под давлением генетических возможностей развития, среды и воспитания. Чтобы понять всю сложность данного феномена можно штудировать учебники, научные статьи, пытаться самостоятельно понять, что есть психика на самом деле, как порождаемые клетками мозга электрические разряды создают личность, дают возможность видеть и воспринимать мир, однако так и не увидеть полной картины. Ведь вопрос не в физиологии, точнее, не только в ней. Имея возможность воспринимать знаки, которые превращаются в символы, а те в свою очередь обрастают все новыми и новыми смыслами, мы производим тексты, книги и религии, вечно путаясь в понимании собственных мыслей, а перед всем этим или впоследствии того познаем мир, проектируя новый.
Данная наука – это не только попытка понять, из каких составляющих строится сознание, это нечто, что позволяет увидеть образы собственных измышлений под другим углом. Союз различных дисциплин, на первый взгляд совершенно не созвучных между собой порождают нечто новое, что временами сложно принять за науку. В центре ее изучения душа. Самая непростая для толкования идея, в которой соединены теоретические и практические исследования уже сотен лет. То, что начиналось, как феномен удивления на факт существования, осязания, понимания реальности и возможности творить, превратилось в эмпирические вычисления различных факторов, влияющих на психику.  Изучение приводит всё к более глубокому пониманию причинно следственных связей при формировании характера, влиянии врожденных и генетических факторов на поведение человека, которые, тем не менее, корректируются в процессе взросления средой и воспитанием. Постижение возрастных кризисов и новообразований привело к наиболее конструктивному способу обучения. Сейчас, имея данные о сенситивных периодах, существует возможность дать знания ребенку с наименьшим вредом для него. Сопровождая осторожно по всем законам развития, можно получить не только умного, но и счастливого человека, свободного от болезненных переживаний познания и травматичного опыта связанного с необходимостью послушания. Психология расширяет понятие гуманизма, с каждым годом открывая всё новые способы мягкого влияния на поведение детей и взрослых, но не с помощью различных манипуляций, что запрещены в психологической практике, а применяя тонкое знание возможностей психики, которое помогает каждому человеку найти свой уникальный жизненный путь. В таком случае, можно сравнить профессию психолога с призванием духовного проводника.
С самых ранних упоминаний о магии, в целом, люди пытались сделать то, что сейчас выполняют психологи: помогают найти ответы на сложные вопросы, разбирают значение снов и изгоняют злых духов из разума. Разница состоит в интуитивности и слепой вере, не научности подобного подхода, однако уже тогда люди чувствовали потребность в утешителе. Позже незаменимыми советниками стали древние философы и жрецы, хоть деятели магической сферы все еще отличались авторитетным влиянием в обществе. Когда исчезла античная традиция, а средние века оставались руинами павшей цивилизации, появились монахи и священники, которые проводя исповедь, стали облегчать тяжесть отчаявшихся созданий. Длительное развитие различных веяний и течений, соединения медицинских знаний с представлениями о душе со временем привело к созданию психологии как самостоятельной науки. В 1879 году появилась дисциплина, которая на сегодняшний день является одной из самых популярных. Секрет подобного расположения сил не ясен, однако и говорит о желании людей понимать себя, как можно лучше знать свои сильные и слабые стороны. Что ж, так или иначе, в каждом промежутке времени превалирует в известности, какая либо из наук, например в двадцатом веке таковой была астрономия, и при своей заинтересованности массами, смогла получить несколько очень важных открытий. Возможно, это означает, что исследование сознания в нашем веке принесет за собой новые заманчивые находки, которые удивят так же, как когда то обнаружение бессознательного. В любом случае отражение реальности само по себе невероятное изобретение природы, а значит не важно, сколько еще секретов сокрыто под зеркальными сводами личности, рано или поздно они выйдут на поверхность. А именно в этом и заключается работа психолога.
Профессионал обнаруживает темные сгустки в глубине потерянного существа, вытаскивает их на поверхность, помогает распутать мрачный клубок, понять, где настоящее место каждой из скомканных ниточек. После помещает все обратно, а составляющие в правильной последовательности обретают цельность, позволяя человеку снова следовать своему жизненному пути. И тогда приходит восход, красным золотом освещая бархат уходящей ночи.
Сентиментально, однако же, это личный взгляд автора на проявление сущности психологии педагогической или же какой-либо иной. Ведь смысл её состоит в обучении другого радоваться, находясь в серой повседневности, смотреть на капли дождя, что скатываются по стеклу после пугающих ударов грома и чувствовать от того радость, находиться в состоянии счастья, не оглядываясь на ежедневные трудности, и просто жить. Ведь жизнь полна впечатлений, только она может принести наслаждение, и она же способна стать источником беспрестанных страданий. Доводы разума могут привести к безумию. В безудержном поиске смыслов и познании себя, так же легко сойти с ума, как и в существовании совершенно не наполненном пониманием. Здесь психология ищет ответ в равновесии, где положение нормы размыто, но собственные переживания не приносят боли. Каждый день, каждый шаг, что человек совершает, он повторяет посылы, услышанные раннее, в детстве, и те, что произвели наибольшее впечатление уже по достижении законной самостоятельности. Все, что есть человек, существует благодаря разуму, осмыслению и вечному поиску себя, созданию и разрешению собственных проблем. Впоследствии, наименьшую боль приносит жизнь, что началась в гармонии с потребностями возраста, а в идеале приносит только радость.