Не современный взгляд на современное искусство

Григорий Саамов
Часто люди, даже работающие в искусстве, неправильно понимают само искусство. Ярким примером этого является работа Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Вот и на-днях я услышал, как один работник культуры поносил эту работу. Да, согласен, что «Чёрный квадрат» не является произведением искусства, это клякса на холсте. Но! Это СИМВОЛ…
Поясню. Кусок ткани, естественно, никакой особой ценности не представляет. Но если этот кусок ткани является символом государства, то есть государственным флагом, это огромная ценность! «Чёрный квадрат» Казимира Малевича стал своеобразным символом перехода на новые формы, и оказал значительное влияние на развитие изобразительного искусства и искусства в целом.
Появление 1839 году фотографии, образно говоря, поставило под сомнение изобразительного искусства способ изображать человека или пейзаж только таким, какой он есть, так как фотография этот способ взяла на себя. Появилась необходимость искать новые формы. Так, в 60-е годы ХХ столетия появилось понятие современного искусства. Да, этот процесс шёл долго, сложно, так как надо было сломать сложившиеся способы, старые устои изобразительного искусства и создать новые. До появления этой работы Малевича многие художники не задумывались о возможности отойти от традиционных форм в пользу глубокого содержания. В то время изобразительное искусство концентрировалось на отображении реальных объектов, передавая идеи сквозь знакомые образы. Малевич был первым, кто осмелился выразить идеи и мысли художника через абстрактные формы, свободные от привязки к конкретным объектам. Этот новаторский подход вдохновил других художников и оказал влияние на различные области искусства.
То есть, «Чёрный квадрат» Малевича стал СИМВОЛОМ, знаменем, ведущим к другому пути в искусстве.
Современное искусство – это совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века, в период постмодернизма. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением, отделяя его от понятия «актуальное искусство», имеющее оценочный, а не хронологический характер.
В любом случае, Казимир Малевич УГАДАЛ МОМЕНТ, когда надо было дать толчок искусству обрести новые формы. И они, эти новые формы, появились и успешно развиваются.
Конечно, не все понимают произведения современного искусства. Недавно одна солидная дама мне приводила как пример художника, который пишет на холсте точные копии-портреты. Доказывала, что это и есть настоящее искусство. Другой человек мне также горячо хвалил художника, который рисует людей с собачьими головами, и доказывал, что это и есть современное искусство. На самом дел и то, и другое не соответствуют действительности. Термин современное искусство исторически обозначает передовое искусство с середины ХХ века до настоящего времени. Оно генетически связано с искусством авангарда или модернизма.
Сегодня музеи современного искусства уже успешно соперничают с музеями классического искусства.
Конечно, новое искусство современно сегодня, но с годами, десятилетиями могут появиться ещё какие-нибудь новые направления. И слава Богу! Значит, искусство не стоит на месте, оно развивается, движется вперёд!