46 Образы поэтов

Галина Ларская
11 апреля 2015 г. Сходила в храм. Никакой духовной радости не было. Тому, кто купался в благодати, тяжелы иные состояния, но надо терпеть, другого выхода нет. И надо благодарить за эту сухость. Что тут зависит от человека?

Все мы отражение той среды, которая нас взрастила. Трудно идти против течения. Кто идёт, того сжигают на костре, как Джордано Бруно.

12 апреля. Я рано проснулась и во мне запела песня на стихи поэта Глеба Семёнова «Бах». Много лет назад написала я музыку на эти чудесные стихи. Часть утра я восстанавливала мелодию, которую я всю вспомнила и текст стихов, который требовал  коррекции.

Интернет помог мне найти стихи Глеба Семёнова.

Не верю, нет, не органист,
Меня во прах поверг!
Летели камни сверху вниз,
А души снизу – вверх.

Был каждый вновь из ничего
Прекрасно сотворен.
О ты, слепое торжество
Знамен, племен, времен!

Тщета интриг, тщета вериг,
Тщета высоких слов…
Есть у человека первый крик,
Любви внезапный зов.

Есть добрый труд из года в год
И отдых в день седьмой.
И время течь не устает,
Как небо над землей.

Какая разница: свеча
Или мильоны свеч?
Какая разница: парча
Или лохмотья с плеч?

Геройствуй, схимничай,греши, -
За жизнью, - только смерть.
Лишь в редких проблесках души
Сияет третья твердь.

Там над обломками эпох,
С улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах.

1966

Прекрасно лицо поэта.

15 апреля. Некий мой, как я поняла, бесноватый знакомый, прислал мне письмо по почте, обрушившись на меня всей своей яростью, письмо было матерным первый раз в жизни. Раньше он ничего подобного не позволял себе. Он заявил мне, что он ложится в сумасшедший дом, чтобы я не смела быть самой собой.

Энергия от письма была очень дурная. Он не просто атеист, он прежде всего глупый, не воспитанный, недобрый, несправедливый и скабрезный человек, что явствует из его рецензий и ответов на них. Жалею, что когда он подвергал меня прежним нападениям, я продолжала по-человечески с ним общаться, неоднократно прощая его, молясь за него. Всё было тщетно. За последнее время дух осуждения, лжи и зла сильно овладел этим человеком. Я отдаю его в руки Бога.

Этот текст я письмом послала своему учителю по композиции Максиму.:

«Смотрела фильм о постаревшем Рихтере. Это человек с ярко выраженной миссией. У него исполинский темперамент. Он творит музыкальную ткань из небесной звуковой субстанции.

Аполлонов среди гениев мало. Все выдающиеся люди в основном обладают обыкновенными чертами лица, но черты эти внутренней красотой и горением преображаются, оживляются, трепещут и производят сильное впечатление. Форма реагирует на внутренний мир и меняется».

Он мне ответил: «Здравствуйте, Галя! Спасибо за заметку из дневника! Мы вчера её даже с Колей Вороновым прочитали и были в восторге от Ваших мыслей!».

16 апреля. Снились Коля и Наташа Ларские.

Говорили по телефону с Вороновым Колей композитором, он пишет музыку на стихи Иосифа Бродского «Пилигримы», Я тут же принялась мурлыкать, размышлять, какая мелодия подойдёт к этим стихам.

Двое мужчин нападают на меня на сайте ПРОЗА, один разъярился на сайте СТИХИ. Одному из них я ответила на его некорректную рецензию:

«Вы меня потрясаете. Вы не понимаете, что это поток сознания, тем более в метро, где смотришь на людей и ассоциативный ряд порой работает усердно, одна мысль цепляется за другую, фантазия не дремлет. Почему вы, мужчины, делаете из меня идиотку, не задумываясь о том, что Вы можете сильно ранить человека? Почему Вы выдёргиваете один стих, не вникнув ни в другие стихи, ни в прозу, не постаравшись понять строй человеческой души, а сразу пригвождая к бумаге, как убитую бабочку, лепите свои прелестные ярлыки, полагая, что Вы милосердны, чисты и благородны?»

Наутро его рецензия не фигурировала на моей странице, так как герой её удалил, ума хватило не выставлять себя в глупом свете.

Второй дяденька написал стихотворную галиматью, вполне бестолковую, безграмотную и злобную. Он нападал на погибшего человека. Я написала ему:

«По доброму: всё, что Вы написали, есть Ваше право и частное мнение. Не отнимайте у другого человека права защищать того, на кого - погибшего - обрушилось много человеческой грязи, злобы и лжи. Есть Господь и Его Суд. Кто велел Вам осуждать умершего? Это некрасиво, не по христиански и несправедливо с высшей точки зрения. "Мне отмщение. Аз воздам".

Вы написали довольно бестактно и грубо. Вы не знаете людей, а накидываетесь на них с яростью. Умный человек не будет спешить с выводами. Если Вы не согласны с заповедями добра, то не отвечайте мне». Этот достойнейший человек мне не ответил. На его странице красовался Памфлет — то сооружение, которое он соорудил, поливая грязью погибшего человека и меня.

17 апреля. Мы хорошо поработали с Максимом над моей песней на стихи Арсения Тарковсекого, все мои идеи по гармонии и аккомпанементу были приняты моим учителем, он сделал аранжировку этой музыки. Затем он играл мне свою программу по фортепьяно, рассказывал о прелюдии Скрябина. Мы слушали на ютюбе его произведения, которые на рояле играл Коля  - его и мой друг.

Максим сказал мне : "Хотите послушать мою симфоническую поэму о России?". Мы послушали, я сказала М., что эта музыка трагична, что в ней есть интонации Шостаковича. М. согласился. Когда он написал поэму, ему было 20 лет, он был в армии за границей. Там её и исполнил молодёжный оркестр.

18 апреля. Читала в интернете стихи Леонида Тёмина. У него была чудесная жена Марина Винецкая. Мы с ней дружили, она была умна, проницательна, добра, всегда выручала. Она умерла. Я храню о ней самые благодарные воспоминания.

18 апреляг. Звонил приятель, он настолько иногда интересные вещи говорит, что я за ним, как Эккерман Гётевский начинаю записывать.

Мы стали говорить об очищении души. И вдруг я слышу пародоксальные слова: Т.: Процесс очищения превращается в рутину, рутина тоже может быть возвышенной.

Я: Что такое рутина?

Т.: Обыденность. Это такие дела, обычный ход жизни, так можно доочищаться до...

Не успела записать, а когда я попросила мысль повторить, то он сказал, что уже не помнит, что говорил.

Т.: Рутина может маскироваться под нечто возвышенное и наоборот  возвышенное может маскироваться под рутину.
 
Я: Что такое свобода?

Т.: Это когда я или другое существо может ответить за всё по полной программе. Что он нарушил, он может мгновенно восстановить. Такой человек не имеет кармы. У него может быть сиюминутная карма. Но он может сжигать её мгновенно. Свобода это умение отвечать за всё.

Поступки, которые тебя заваливают, то есть тормозят твой путь развития, и ты не успеваешь их исправить - тогда рождается время и судьба, прошлое и будущее, но если ты свободен, у тебя нет прошлого и будущего, но ты можешь жить по желанию во времени.

Я: Расшифруй - понятия жизни вне времени..

Т.: Время это поле, это некая материя, это материальная субстанция, газ, в котором ты находишься. Он тебя структуирует, ты не можешь выйти из него. Не надо говорить, что ты не можешь из него выйти. Ты сам себе законодатель.
«Творю всё новое» сказал Христос, а мы творим всё старое.

Я заметила Т., что иногда он говорит одно, а потом противоположное. На это он сказал: «В любую секунду я могу говорить одно и совсем в другое время, например, утром, я говорю совершенно другое. Это разная правда. Я не буду противоречивым тогда, когда мир не будет во мне отражаться. Мир противоречив, а я отражаю мир».

22 апреля. Побывала я недолго в Доме архитектора, там был концерт пианиста Коли Воронова, моего молодого приятеля. Сейчас всё его внимание направлено на пианизм, он много занимается дома, у него прекрасная память, он учит новые пьесы. Услышав в коридоре его игру, я поразилась зрелости музыканта. Люди с трепетом относятся к Коле на концертах. Меня  попросили: «Берегите его», решив, что я его мама.

После концерта Коля предложил мне идти с ним в Театрик, где он перед прогоном спектакля играет. Мы отправились в путь, по дороге беседуя.

О зле Коля сказал, что оно не случайно. О себе сообщил, что он печален. Я спросила: «Несмотря на то, что ты всё время улыбаешься? О чём твоя печаль?» «О том, что я родился случайно... Может быть, ко мне придёт религия». Пока что Коля не верит в Высшие Силы. Я рассказала ему о поэте и писателе Гёте и о его секретаре Иоганне Эккермане, которые несколько последних лет жизни Гёте записывал за великим человеком всё, что он говорил. Образовалась книга «Разговоры Гёте с Эккерманом».

В театре я послушала Колину игру, он играл нечто бравурно-физкультурное. Рядом сидел парень, который пишет рецензии на спектакли. Он нашёл меня на фэсбуке по мобильнику. Спросил, реализовала ли я себя в православии. «Вы имеете  в виду  стать святым?». Он не нашёл, что мне ответить. Стал рассказывать мне о чёрном пиаре. Я сказала ему, что мне это совсем чуждо.

Потом мы с Колей пошли к метро, Коля уезжал в другой город на гастроли. Мы медленно и спокойно шли по грохочущей Тверской. Коля высоченного роста, он был воодушевлён, красив, карие глаза за стёклами очков горели. В нём была чистота, детскость. Мы говорили о Софье Губайдулиной. Я подумала, почему мои знакомые музыканты носятся с ней? Ранние её опусы — нормальная человеческая музыка. А потом стало невозможно слушать то, что она написала.

Коля говорил, что он должен, как можно больше сделать. Вероятно, я рассказывала немного о том, что не подвержено анализу в силу невозможности потрогать и доказать. «Мы ничего не знаем», - сказала я. «Я знаю всё», - сказал Коля. Речь шла о его знаниях в пианистической области.

В метро мы попрощались, я прикоснулась к его детсим, нежнейшим гутаперчивым рукам. Обернувшись перед выходом из вагона на Колю, я пробормотала вслух неизвестно кому: «Маленький Принц двухметрового роста».

В метро набросала стихи о Коле, о его игре. Потом их отредактировала.

Живой, пульсирующий, мыслящий тростник,
С горящими глазами, вдохновенный.
Глаза черны. Он в каждом растворён,
С кем видится. Играет
Он так, что вмиг приходит мысль:

«Какая зрелая и умная игра».
О, светлый принц с походкой детской
И гутаперчивыми зрячими руками.
Они из клавиш извлекают звуки,
И каждый звук сияет, как кристалл.

22 апреля 2015 г.

Я послала стихи по эл. почте Коле, он написал мне, что ему неловко от таких стихов. Тогда я добавила:

Привычки нет воспетым быть, Никола,
Поэтом современным, своевольным.
Из прошлых он времён, он старомоден.
Но дышит музыкой, стихами. Рад всем встречам,
Которые приносят радость.
А ты приносишь свет, тепло и радость.
Имеешь право ты воспетым быть, поверь.

23 апреля. Всё, что есть в людях дурацкого, они часто приписывают мне. Я заметила это давно.

Сегодня я говорила одной женщине, она жаловалась мне на сестру двоюродную: «Ты знаешь её. Зачем ты ждёшь того, что она не может дать?».

Вечером посмотрела ролик-фильм о поэте Нике Турбиной. Она писала с детства удивительные стихи. Не выносила одиночества. Она погибла. Любимое её занятие было сидеть на окне, свесив ноги вниз. Она стала возвращаться в комнату, сделала неверное движение и полетела вниз, успев за что-то ухватиться одной рукой. Она не могла долго так висеть. Соседи не могли ей помочь. В машине скорой помощи она была ещё жива, она попросила, чтобы её не лечили. Она умерла.

25 апреля.

В безвестности и строгости покоя
Жить продолжать. Тебе угоден
Мой медленный и терпеливый труд?
Ты мог бы освятить меня всецело
И во мгновенье ока и надолго.

Я изменюсь. Но без Тебя — пуста.
И Нику Турбину навек запомнив,
Задуматься о славе повели,
Но это только яркая заплата
На бедном, ветхом рубище певца.

Строчки Пушкина вкраплены в мои стихотворные мысли.

мой рисунок