Обзор книги А. Г. Манькова Цены и их движение

Гусев Артем Николаевич
Обзор книги  А. Г. Маньков "Цены и их движение в Русском Государстве XVI века"


В данном труде он поднимает трудную малоизученную тему, тему цен в Русском государстве XVI веке. Естественно, что перед исследователем стоит прежде всего задача- собрать и статистически обработать как можно больше данных о ценах XVI века. Однако уже при отборе этих данных исследователь наталкивается на целый ряд затруднений. Первое затруднение - отсутствие сведений о ценах систематического характера. Другая сложность анализа цен XVI в. кроется в природе самой цены того времени. Мы имеем дело с ранней стадией развития товарных отношений, когда рыночные связи нередко имеют случайный характер, цены по ряду товарных сделок отражают лишь случайные и единичные связи и явления. Следовательно, автору было трудно установить приблизительное соответствие цены товаров их стоимости. Третья трудность в изучении цен XVI в. состоит в невозможности полного применения метода индексного анализа. Речь может идти лишь о той или иной степени приближения к нему. Все эти три обстоятельства - ставят исследователя цен ограничить свою задачу установлением лишь основных тенденций динамики цен. Исследованию подвергаются только продукты отечественного происхождения, продукты же внешнего рынка и товары иностранного происхождения не рассматриваются.
Главнейшие продукты  из первой группы товаров: основные виды зернового хлеба и продукты его переработки, скот, мясо, сало, масло, сено, лен, хмель и проч.; продукты промыслов — соль, рыба, мед, воск, смола, деготь и проч. Вторая группа товаров: металлы и металлические изделия (железо, уклад — сталь, медь и др.; топоры, косы, плуги, гвозди, замки и т.п.);ткани (холст, полотно, крашенина, различные сукна); некоторые виды одежды (овчинные шубы, сермяги, свитки, рубахи, рукавицы); изделия кожевенного и сапожного ремесла (кожи и обувь);предметы сельскохозяйственного инвентаря (сани, телеги, сохи и т.п.).
Кроме товаров широкого потребления рассматриваются предметы роскоши, которые могли позволить себе лишь высшие слои общества.
Также необходимо отметить, что на страницы данной работы попали сведения не обо всех товарах, которые входили в товарно-денежный оборот на Руси. Так не были включены цены на земельные участки, имения и угодья, продажа которых была широко распространена в древней Руси.
В хронологическом же плане автор исследует цены от начала XVI века до соответственно 1600 года, после которого исследования затрудняются из-за голодных лет 1600-1603 года, резко меняющие характер движения цен, определившийся к концу XVI века.
Территория исследования охватывает практически всё пространство тогдашней Руси. Рассматривает цены на севере, в таких центрах как Псков с пригородами, Холмогоры, Онега, Белоозеро, Архангельск, Новгород; центральные районы- Москва и Подмосковье, Тверь, Владимир, Волоколамск; на востоке анализирует цены не давно присоединенной Казани; на юге осваиваемый русскими Терский берег. Также Аркадий Георгиевич не забыл упомянуть о ценах в крупных духовных центрах Руси- Соловецкий монастырь, Никольский Корельский монастырь и Чудов монастырь в Москве.
В основу работы положен архивный материал. Ввиду незначительного количества специальных источников исследователь цен в Русском государстве XVI в. вынужден ставить перед собой задачу просмотреть огромное количество документального материала. То или иное упоминание цены или причин ценообразования может быть встречено почти в любом документе эпохи.
Для данной работы привлечены и использованы:
А. Печатные источники XVI в.:
1) летописи;
2) писцовые книги;
3) актовые материалы и грамоты (духовные, уставные и жалованные грамоты, купчие, документы дипломатических и торговых сношений с иностранцами и т.д.);
4) свидетельства иностранцев о России;
5) приходные, расходные, вкладные и кормовые книги монастырей;
6) Торговая книга.
Б. Архивные материалы:
1) приходные и расходные книги монастырей;
2) вкладные книги монастырей;
3) духовные грамоты из фонда Иосифо-Волоколамского монастыря и грамоты Коллегии экономии (в ЦГАДА).

Первым товаром, который рассмотрел А.Г.Маньков стал хлеб. Для целей работы нет необходимости воспроизводить весь свод фактических данных о хлебном рынке в XVI века, имеющийся в специальной литературе. Ограничимся указанием общих тенденций на русском хлебном рынке XVI века. Наличие хлебного рынка в XVI века бесспорно. Едва ли не первым на рынке стал появляться крестьянин, вынужденный нести на продажу сельскохозяйственные продукты (часто далеко не излишки) в условиях растущих денежных отношений. Связь крестьянства с рынком в это время начинает принимать массовый характер. Большое количество хлеба проходило через монастыри. Далее автор суммирует сведения о количестве проданного и купленного хлеба, имеющиеся в сохранившихся приходных и расходных книгах шести крупнейших монастырских вотчин. Цифры даны с единственной целью: сопоставить количество купленного и проданного хлеба по каждому монастырю, сравнить эти относительные данные и на такой основе составить представление о характере связей каждого монастыря с хлебным рынком. Из этой таблицы видно, что для группы монастырей крайнего севера характерно резко выраженное преобладание закупки хлеба над его продажей. Односторонний торговый баланс этих монастырей объясняется, не только отсутствием хлебопашества на крайнем севере, но и в какой-то мере еще недостаточно сильной степенью втянутости указанных хозяйственных единиц в систему торгового оборота. Лишь у Иосифо- Волоколамского монастыря. Баланс его хлебной торговли носит резко выраженный активный характер. В его книгах за XVI в. зафиксировано проданного хлеба в два с лишним раза больше, чем купленного. Следовательно, наряду с перепродажей купленного хлеба монастырь выбрасывал на рынок значительное количество зерна и круп из своих вотчин.