Бумеранг невыдуманные истории

Самоилас Лорманас 2
БУМЕРАНГ(невыдуманные истории)
Послевоенный Овруч в 1950 году в процессе восстановления. Отец погиб на войне. Мама,-Мария Давидовна, в то время работала заведующей промтоварного магазина, который находился перед базарной площадью уже третий год. Нам, троим детям отцастарался заменить дедушка, Давид Элевич Пещаницкий, который работал кладовщиком продуктовой базы. Помню, что холодильных установок для хранения продуктов тогда ещё в горпродторге не было и их роль выполняли ямы со льдом пересыпанным опилками.
Мама на работе проводила по 10-12 часов. Ревизионная комиссия появилась в магазине неожиданно. Нареканий со стороны, контролирующих её работу органов до этого случая, никогда не было, потому что мама к работе относилась очень ответственно. Припоминаю случай, после которого я получил от мамы по полной. Второй класс школы N-3. Классным руководителем с 1 по 4 у нас была Мария Ивановна(имя и отчество вымышлены). Прихожу в школу, подзывает меня к себе Мария Ивановна и вручает список и деньги. На вопрос,- что это такое, она мне говорит. Сегодня в магазине твоей мамы будут продавать резиновые сапожки, здесь размеры и количество. Беги к маме и в сумке всё принесёшь. Я чувствовал, что это что-то не хорошее, но думаю, сбегаю, попробую. Прибегаю к магазину, очередь человек пятьдесят, город небольшой и люди всё узнают очень скоро. Пропустили меня к маме, она встретила меня настороженно и спрашивает, что опять натворил. Я протягиваю ей листок и деньги, а она быстро поняв в чём дело, так посмотрела на меня, что хоть сквозь землю провались и сказала отнеси это всё к своей Марие Ивановне и скажи пусть станет в очередь, как все,-бегом. Как я отдавал деньги и список, что бормотал классной уже не помню, но случай этот всю жизнь припоминаю.
Ревизионная комиссия произвела проверку и обнаружилась недостача рулона дорогого материала. В магазине которым заведовала мама было четыре продавца. Все разводили руками, а маму арестовали. Шесть судебных заседаний, последнее было в Житомире, зимой. Дедушка договорился с водителем грузовика и его начальством, в кузов набросали сена, нас укрыли тулупами, мороз был минус 22 градуса и так через 120километров мы добрались до областного суда последней инстанции. Всё расследование, судебные заседания, растянулись на 6 месяцев. Пропажа рулона материала зафиксирована, а обыски  и поиски ничего не обнаружили. Камера предварительного заключения находилась в полукилометре от нашего места проживания. Чтобы хоть мельком увидеть мать или дать ей возможность увидеть нас, троих её детей, надо было уговорить охраняющего подследственных, милиционера Шадуру(Имя к сожалению не помню),- чтобы он её вывёл с ведром к водопроводной колонке. Она набирала воду и плакала. Не знаю чего в том ведре было больше,- слёз или воды. Мы смотрели на неё на расстоянии и тоже плакали.
После одного из таких походов, а время было голодное, наш дедушка Давид Элевич сказал, Сёмка,- завтра с мешками пойдём по сёлам, может кто, что подаст...
На завтра, с утра мы с ним пошли по ближайшим, расположенным в 5-8 километрах сёлам. “Подрудье”,- так называлось и называется сейчас это село. Первое село куда он привёл меня. Дед постучал в калитку, вышла хозяйка, распахнула калитку и увидев деда воскликнула,- Довидко, чи то ты?(ты ли это?) Усадила за стол, накормила и дала с собой шматок сала, луковиц с десяток и немного картошки. Когда в четвёртом или пятом дворе нас встретили так, как в первом, я понял что имя его Довидко произносят люди, которые его хорошо знали или знают. Мир не без добрых людей. До войны у дедовой семьи был и дом, и стол для тех кто заходил к ним, и по субботам, и вообще останавливался передохнуть. Кому то дед писал прошения, в разные учереждения, кому то давал советы.  За добро, люди в большинстве своём платят добром. На обратном пути, я спросил у деда, откуда он знает этих людей у которых мы побывали. Он ответил,- помоги людям в трудный час и они ответят тебе, когда ни будь тоже.
Суд последней инстанции в Житомире постановил,- признать виновной заведующую магазина, нашу маму и назначить условный срок с выплатой нанесённого ущерба...

Через два года, материал укаденный в магазине, обнаружили у портного, которому на пошив, принесла одна из бывших продавцов маминого магазина. Имя её называть не буду, Бог ей судья и её давно уже он прибрал. Судимость сняли, но это было уже потом...
Довидко,- произношу это имя как молитву и часто вспоминаю, как в очень трудные для семьи времена, он не постеснялся с мешком пойти к людям. Значит верил, что за добро, люди платят добром.
7-04-2024