От лотка до современного торгового комплекса

Лидия Ведерникова
 Торговое предприятие Геннадия Петровича Никитина хорошо знают во всем районе, жителям Красного Чикоя вообще сложно представить себе село без целого комплекса магазинов этого предпринимателя. Газета «Знамя труда» не раз писала о нем по разным поводам. Но в канун Дня работников торговли мы все же вновь решили встретиться с ним и поговорить о дне сегодняшнем и планах на будущее.
-  Геннадий Петрович, Вы одним из последних пришли в торговый бизнес, и помнится, начинали с лотка. Почему?
  - Начинал не с лотка, его не было, а с продажи запчастей из автомашины.  Мне вспоминается случай. Я тогда торговал возле заправки Г.А. Негодяева. Ко мне пришел сын и просит купить ему «Киндер», который продавали на заправке, - мол, деньги-то вот они, есть. И тогда, еще маленькому Пете, я ответил: «Как будет разница между тем, за сколько купил и за сколько продал, тогда и купим «Киндер».   
    А в торговлю, действительно, пришел, когда уже вовсю развивались торговые предприятия А.Г. Негодяева, Л.И. Линейцевой и Н. Буркевич. А мы с коммунистической закалкой ждали, что перестройка - это временно. Оказалось: нет ничего постояннее временного.
 -  Ваш бизнес в районе считается самым крупным. Это действительно так?
-Это кто как считает?  Так кажется, потому что мы располагаемся компактно.      
 И это бросается в глаза. У других сеть магазинов, а это вещь серьезная.
- Тогда почему вы не заходите в села, не идете по пути развития сети?
-  Можно развиваться экстенсивно, т.е. вширь, а можно интенсивно, т.е.  через развитие внутренних резервов, повышая качество и расширяя услуги.
 Такой путь мы избрали прежде всего потому, что он дает возможность снизить цены.  Когда я говорю, что каждый предприниматель мечтает торговать по низкой цене, мне не верят.  А это так, потому что, чем ниже цена, тем выше покупательский спрос, при должном качестве, правда.
 Чем зарабатывается в торговле прибыль? Либо низкой ценой, либо большим объемом продаж.  Сложившаяся структура предприятия позволяет нам снижать цены и увеличивать объемы. Маленький магазин себе этого позволить не может, а для нас это возможно и важно.  Так у нас сложилось, этим путем и идем.
- Покупатель идет туда, где цены ниже, а качество товара и обслуживание лучше. У вас же и цены ниже, и ассортимент богаче, а главное, продукция не залеживается,  обновляется.   Вы прибегаете и к скидкам, и к акциям. Вроде на копейку уценили, а товар расходится.
-  Да, акции мы проводим, продукцию обновляем два раза в неделю. Хочу сказать спасибо покупателям за эту возможность не залеживаться товару, особенно продуктам, т.е. поддерживать оборот. Есть и еще одно, что привлекает покупателей. Практически все наши магазины перешли на самообслуживание.  Получается, что покупатель и здесь нам помогает, часть работы по обслуживанию берет на себя. Да и удобнее это человеку, когда он своими руками потрогает, сам внимательно посмотрит, что нужно, и прочитает. Не сразу мы пришли к этому,
саму технологию долго отрабатывали. С введением больших торговых площадей  вопрос решился.  Теперь будем приучать покупателей взвешивать развесные продукты. Начали с фруктов и овощей. Люди постепенно привыкнут.
- Конечно, к новому, тем более хорошему, привыкнут быстро: сам выбрал, сам взял, сам взвесил. И доверия больше, и вопросов меньше. Хоть и не город у нас, но сельчане у нас толковые, научатся. Мне бы хотелось взглянуть на работу предприятия с точки зрения его организации и управления.
- Бизнес у нас семейный, объединяет несколько ИП, возглавляемых родственниками. Организацию снабжения магазинов обеспечивают благодаря современным средствам связи сыновья – один в Улан-Уде, другой в Красном Чикое. Все в рамках закона.  Пока предприятие работает под моим началом.   Магазинами руководят заведующие магазинами. Под их руководством работают продавцы и другие работники. 
-  У Вас на многое свой взгляд, будто Вы всю жизнь работали в торговле. Какова Ваша позиция по решению кадрового вопроса?
-  Позиция простая - смена в кадрах должна быть. Приходит новый человек, добросовестный, все исполняет, но инициативы от него ждать не приходится.  Рано или поздно, расстаемся.
- Даже с продавцами?
- Да, и от продавца должна быть инициатива, интерес, огонек в работе. Ведь он  непосредственно работает с покупателем, поэтому от него зависит, купят ли отовар. Простая исполнительность здесь не подходит. Должна быть заинтересованность, и не только материальная. Любить он должен свое дело.
-   А какова ситуация с руководителями магазинов, т.е. заведующими? –
- На сегодняшний день все сложилось. Все семь - неравнодушные, ответственные и заинтересованные люди. Среди них трудно выделить кого-то особо. Может, заведующую супермаркетом Ермолаеву Ольгу Николаевну.  Прежде всего, из-за объема работы и ее умения так наладить работу большого коллектива, что они справляются.
  - Есть ли удовлетворенность от сделанного за эти двадцать семь лет?
- По большому счету да. Но все же, успокоится, пока не дает натура. Курирую и помогаю освоить новый вид бизнеса - переработку кедрового ореха. Были планы и по частно - государственному партнерству.  Успокаиваться пока не собираюсь. Внутренней работы много. Будем совершенствовать предприятие, расширять виды услуг. А сегодня, пользуясь нашей встречей, хочу через газету поздравить работников предприятия, своих коллег с профессиональным праздником.  Здоровья всем, успехов, удачи стабильности и процветания.
-  Спасибо большое за интересную беседу, Геннадий Петрович. С профессиональным праздником Вас и Ваш большой коллектив. Успехов и исполнения намеченного.
                ***
  На празднике села глава поселения «Красночикойское» по инициативе Геннадия Петровича и представлению руководства большого торгового предприятия вручил  лучшим работникам Почетные грамоты и денежные премии.
                Июнь 2018 г.