Серафим Самойлович, архиепископ Угличский

Новосельцев Григорий Петрович
Серафим Самойлович, архиепископ Угличский, был священномучеником и покоится в памяти 22 октября. В этот день также чтится память новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соловецких, Кемеровских, Московских, Полтавских (Укр.) и Ростово-Ярославских святых в Соборах новомучеников и исповедников.

В мире Симеон Николаевич Самойлович родился 19 июля 1881 года в семье псаломщика из Миргорода, в Полтавской губернии. Он был потомком казачьего гетмана левобережной Украины, гетмана Ивана Самойловича.

Окончив в 1896 году Лубенское духовное училище, а в 1902 году Полтавскую духовную семинарию, Симеон отправился на Аляску. Там он был назначен на должность учителя Уналашкинской миссионерской двухклассной школы с 1 августа 1902 года. Позже, 1 июля 1905 года, он был переведен в Ситку, где стал учителем двухклассной миссионерской школы.

25 сентября 1905 года Симеон принял монашеский постриг с именем Серафим, от епископа Иннокентия Аляскинского. 2 октября того же года он был рукоположен в иеродиакона в Ситкинском архиерейском доме.

25 марта 1906 года ему был вручен сан иеромонаха.

В этом же году, 1 августа, он стал настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.

25 марта 1908 года Серафим был назначен преподавателем Священного Писания и Основного богословия в Ситкинской духовной семинарии.

В связи со своим нездоровьем он подал прошение об освобождении от должности и вернулся на Родину. Его просьба была удовлетворена указом Святейшего Синода от 4 октября 1908 года. Ему также было сохранено право носить золотой наперсный крест как награду.

Служение иеромонаха Серафима в Аляскской епархии было коротким, но плодотворным. Архиепископ Тихон (Беллавин) очень ценил его ревность как миссионера, его благочестие и мудрость в обращении с прихожанами.
Миссионерские труды отца Серафима продолжались во Владикавказе, где он был помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии с 25 мая по 25 августа 1909 года. Затем, с 1 сентября, он был назначен духовником Александровской духовной семинарии в Ардоне, а с 16 октября по 5 декабря 1909 года исполнял обязанности инспектора семинарии. В дальнейшем, 13 апреля 1910 года, он был наместником Могилево-Братского монастыря. Затем он был переведен в Ярославскую епархию, где 23 июня 1910 года стал наместником Ярославского Толгского монастыря и был возведен в сан игумена 11 мая 1912 года. В 1913 году отец Серафим устроил сельскохозяйственную пчеловодческую школу с приютом для сирот, а также расширил монастырский странноприимный дом благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона. В начале Первой мировой войны в 1914 году он учредил лазарет для раненых при Толгском монастыре. В 1915 году отец Серафим стал настоятелем Угличского Покровского монастыря и был возведен в сан архимандрита. Управлял епархией в помощь владыке Агафангелу. В 1920 году был хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Владыка также был членом «Параллельного Синода», занимавшегося подготовкой тайного Поместного Собора и тайным поставлением священнослужителей для избежания давления властей. С июля 1922 года он находился в Ярославской тюрьме, после чего временно управлял Ярославской епархией. Однако в 1924 году он был арестован снова. В этом же году он был возведен в сан архиепископа патриархом Тихоном. В период с 1925 по 1926 год архиепископ Серафим снова временно руководил Ярославской епархией в связи с отсутствием преосвященнейшего Агафангела, который находился в Нарымской ссылке.
В документе от 9/22 марта 1926 года, управляющий Ярославской епархией, архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) отвечал на три вопроса заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) о "григорианском расколе" и его сторонниках [5]. В этом документе архиепископ Серафим указывал на отсутствие у архиепископа Григория (Яцковского) и его сторонников канонических прав, чтобы возглавить Церковь, и считал это явным расколом. Он также высоко оценивал послание митрополита Сергия, в котором были основательное понимание и психологически тонкое истолкование резолюции патриаршего местоблюстителя Петра от 19 января/1 февраля 1926 года, представленной на собрании членов ВВЦС.

В конце 1926 года архиепископ Серафим стал главой Русской Православной Церкви. Это произошло в сложный и напряженный период борьбы за сохранение преемственности в церковном руководстве высшей церковной властью. Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) за четыре дня до своего ареста 23 ноября/6 декабря 1925 года дал указание, что в случае его невозможности исполнять первосвятительские обязанности, должен вступить в должность заместителя один из трех иерархов: митрополит Сергий (Страгородский) из Нижегородской епархии, митрополит Михаил (Ермаков) из Киевской епархии или архиепископ Иосиф (Петровых) из Ростовской епархии. Митрополит Михаил отказался от этой задачи [6]. В день ареста митрополита Петра 27 ноября/10 декабря 1925 года митрополит Сергий находился на свободе и стал первым кандидатом на должность. Однако, 25 ноября/8 декабря 1926 года он был арестован. Вместо него исполнять обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя вступил митрополит Иосиф (Петровых), который того же дня подписал завещательное распоряжение, передав первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае его невозможности) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому) или архиепископу Серафиму (Самойловичу), если предыдущие кандидаты не смогут исполнить свои обязанности.

Таким образом, архиепископ Серафим стал заместителем патриаршего местоблюстителя и в своем "Послании" от 16/29 декабря 1926 года из Углича обратился к епископам, пастырям и верующим, призывая их быть преданными и послушными Святой Православной Церкви и подчиняться законным представителям Патриаршей Православной Церкви [7]. Архиепископ Серафим также просил епископов сократить переписку и контакты с главой Церкви до минимума и оставить решение всех дел, кроме принципиальных и общецерковных, на местах (например, избрание и хиротония во епископа).
Архиепископ Серафим проявил себя как стойкий защитник и отважный представитель святой Церкви, который выступал против посягательств государственной власти. В своих воспоминаниях бывший иподиакон владыки Серафима Михаила Николаевича Ярославского сообщил, что архиепископ отверг попытки властей вмешаться в церковные дела и отказался принять состав Синода, предложенный ими. В ответ на предложения ГПУ, святитель предложил своих членов Синода, включая митрополита Кирилла (Смирнова). Однако чекисты ответили: "Он же сидит". На что архиепископ сказал: "Он сидит у вас, освободите его". Именно за такой ответ он вскоре был арестован.

В марте 1927 года архиепископ Серафим был призван Е. А. Тучковым в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через три дня его освободили и выслали в Углич.

Владыка Серафим управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. После освобождения митрополита Сергия он передал ему свои заместительские полномочия.

Издание "Декларации митрополита Сергия" 16/29 июля 1927 года стало причиной разделений в церковной жизни. В Ярославской епархии оно вызвало болезненные реакции. Митрополиты Агафангел (Преображенский) и Иосиф (Петровых), архиепископы Серафим и Варлаам (Ряшенцев), епископ Евгений (Кобранов) подписали обращение на имя митрополита Сергия. Они выразили глубокое сожаление о выбранном им направлении деятельности, при котором духовное становится подчиненным мирскому. В заключении архиереи подчеркнули свою верность иерархическому подчинению митрополиту Петру и объявили о самостоятельном управлении Ярославской епархией.

В тот же день владыка Серафим написал личное письмо митрополиту Сергию. Сохранившийся текст письма является ценным документом, отражающим его высокие христианские добродетели.

Хотя взгляды владыки Серафима и Заместителя Местоблюстителя принципиально расходятся, он все же сохраняет глубокое уважение к старшему собрату. Он выражает сожаление о страданиях, которые митрополит Сергий должен испытывать, и спрашивает, почему тот не желает облегчить страдания тех, кто ранее доверился ему. В заключении письма владыка Серафим выражает принципиальность своих убеждений и говорит о том, что Декларация лишает страдающих за веру духовно-нравственного оправдания.
Митрополит Сергий отправил письмо митрополиту Агафангелу, просив его сохранить связь после их недавних неудач. Хотя письмо было адресовано митрополиту Агафангелу, оно также было обращено к архиепископу Серафиму и другим, которые подписали "Обращение".

Из переписки между митрополитами Агафангелом и Сергием в 1928 году видно, что архиепископ Серафим был удален из Ярославской епархии властями. Очевидцы сообщают, что он был арестован 17 февраля 1928 года и отправлен в заключение в Буйничский Свято-Духов монастырь, который находится в 6 верстах от Могилева.

11 апреля 1928 года митрополит Сергий и Временный Патриарший Священный Синод выпустили Постановление № 76, которое запрещало архиереям, не принявшим Декларацию, занимать священные должности. В частности, архиепископу Серафиму было предписано уйти с поста архиепископа Угличского. Постановление № 110, предположительно изданное 30 мая 1928 года, ужесточало меры в отношении архиепископа Серафима и бывшего архиепископа Варлаама.

Архиепископ Серафим отправил послание митрополиту Сергию из Буйничского Свято-Духова монастыря, но оно не дошло до нас. Современники полагают, что в письме он умолял и повторял свои ранее высказанные убеждения.

Архиепископ Серафим, который был верным религиозному духу, возможно, испытывал боль от разрыва со заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Есть информация о том, что в мае 1928 года он примирился с митрополитом Сергием.

Однако в своем послании к всей Церкви в январе 1929 года святитель Серафим продолжал осуждать политику митрополита Сергия, называя ее грехом "увлечения малодушных и немощных братий в новообновленчество". После этого последовал его арест, но его послание было широко распространено и опубликовано в Белграде.
В марте 1929 года архиепископ Серафим был задержан в Могилеве и приговорен к трём годам заключения в лагере. Он отбывал свое наказание в Соловецком лагере, где ему приходилось выполнять тяжелую физическую работу, включая подъем кирпичей для строительства двухэтажного здания. В результате несчастного случая, когда он упал с лесов, Серафим переломал ребра, которые не зажили должным образом, что сделало его инвалидом. В осенью 1930 года его отправили на строительство Беломорского канала.

Один из сокамерников архиепископа, протопресвитер Михаил Польский, рассказывает о жизни вместе с ним в заключении:

"Тут я впервые увидел архиепископа Серафима, работая лекпомом во время приемки этапа. Он был высоким, согбенным старцем, уже остриженным под машинку №1, с лицом, которое также было острижено. Мы, лекпомы, старались помочь Владыке, который страдал от хронического плеврита осложненного сердечной недостаточностью и общим артериосклерозом. Однажды, в конце октября, в сырой ненастный день, я проходил мимо дезокамеры, где заключенные, включая инвалидов, занимались дезинфекцией своей одежды. Я услышал, как кто-то зовет меня по имени. Подойдя, я увидел измученного архиепископа Серафима, который рассказал, что он стоит на своей позиции уже с 12 часов дня, и его не меняют (в это время было около 6 часов вечера)".

Тот же свидетель рассказывает, что в марте 1932 года архиепископ Серафим был освобожден и отправлен в ссылку в Коми-Зырянскую область к северу от Вятки. Несмотря на то, что его физическое состояние было слабым, духовная сила у Серафима оставалась неизменной. Протопресвитер Михаил Польский часто вспоминал больного, когда сам находился в ссылке или тюрьме и молился за него. Он представлял себе усмехающееся, истощенное лицо архиепископа и его руку, покрытую ссадинами.

В 1933 году архиепископ Серафим снова был приговорен к трём годам ссылки. В июне того же года его перевели из Космодемьянской тюрьмы в Архангельск, где он организовал Истинно-Православную Церковь в противовес курсу митрополита Сергия (Страгородского). Серафим переписывался с митрополитом Кириллом (Смирновым) и призывал к решительным действиям по восстановлению первосвятительской власти. Однако, в конце года, его надежды на это были расстроены. В своем "Деянии" от 14/17 декабря 1933 года, Серафим объявил митрополита Сергия лишенным молитвенного общения со всеми православными епископами и запретил ему священнодействовать, начиная с 1927 года.
Для подтверждения этого "Деяния" или "Послания" в Архангельске произошло "Малое катакомбное Совещание" или собрание, решения которого должны были быть основой для всех ссыльных епископов и духовенства. Существуют информация о том, что патриарший заместитель митрополит Петр (Полянский) из места ссылки написал, что российские преосвященные должны сами наложить проклятие на митрополита Сергия за его нарушение канонов.
В мае 1934 года он снова был арестован в Архангельске по обвинению в создании новой "контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви" и приговорен к пяти годам лагерей. Он отбывал наказание в Сусловском отделении "Сиблага".
Он был расстрелян 4 ноября 1937 года в лагере в Мариинском районе Кемеровской области.
В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви его прославили для всеобщего почитания.