Иувеналий Говорухин, Аляскинский

Новосельцев Григорий Петрович
Яков Фёдоров, более известный как Иувеналий Говорухин, родился в 1761 году в Екатеринбурге. Он был простым человеком, семья которого состояла из шихтмейстера, работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 году Яков был принят на службу в армию в чине "инженерного прапорщика" и после этого служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках.

Однако через несколько лет, в 1791 году, Яков решил изменить свою жизнь и начал новую главу в монашестве. Он поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, где погрузился в духовную практику и привлекался к служению Богу.

В 1793 году архимандрит Иоасаф (Болотов) создал Северо-американскую кадьякскую духовную миссию и рассматривал Якова для её участия как иеродиакона. Однако митрополит Гавриил (Петров) решил по-другому и назначил Якова иеромонахом.

Таким образом, 25 мая 1793 года Яков принял постриг в монашество с новым именем Иувеналий, в честь святого Иувеналия, патриарха Иерусалима. Вместе с ним в миссию вошел его брат Михаил Говорухин, который ранее служил "унтер-шихтмейстером" на Нерчинских заводах. Михаил получил имя Стефан и был рукоположен во иеродиакона 30 апреля 1794 года после пострига в монашество в Иркутске по просьбе архимандрита Иоасафа.

Таким образом, Иувеналий Говорухин стал иеромонахом и присоединился к миссии, чтобы проповедовать и служить Богу в Северной Америке.
В соответствии с отзывом архимандрита Иоасафа, Иувеналий был рассудительным, а его брат, отец Стефан, хотя был молодым, но проявлял доброту, простоту, услужливость и умение. Он был настолько талантливым, что любой бы был рад выбрать его из Валаамского братства для работы в данной местности. В другом письме архимандрит Иоасаф назвал Иувеналия "добрым человеком".

Из Иркутска миссионеры отправились по реке Лена до Якутска, а затем до Охотска, откуда отправились в путешествие в Америку.

24 сентября 1794 года миссионеры прибыли на остров Кадьяк, на востоке полуострова Аляска. В течение двух месяцев Иувеналий и иеромонах Макарий, бывший насельник Коневского монастыря, а также переводчики объехали остров, крестя всех местных жителей - кадьякских алеутов. Иувеналий и Стефан также принимали участие в строительстве первого деревянного храма в честь Воскресения Христова и совершали богослужения в Павловской Гавани.

Один из организаторов миссии, купец Г. И. Шелихов, хотел найти инженера-фортификатора в колониях, однако такой не был найден. Поэтому он рекомендовал главному правителю русских поселений в Америке А. А. Баранову обратиться за консультациями к иувеналию и Стефану, которые использовали свои знания математики, геодезии и архитектуры, приобретенные ими в светской жизни, когда они работали в горных заводах.

Святой Герман Аляскинский в своем письме игумену Назарию передал свидетельство о том, что монахи Макарий и Иувеналий проявляли большую ревность в деле крещения местных жителей и даже дискутировали между собой о возможности отправиться на Аляску. Они перемещались на маленьких кожаных лодках, несмотря на риски, связанные с морскими путешествиями. Святой Герман также описал предполагаемый маршрут Иувеналия, который включал губу Кенай, Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и многие другие места, даже до Чилхата.
Иером. Иувеналий был отправлен в новое поселение в зал. Якутат (Беринга) в северо-восточной части зал. Аляска. Архим. Иоасаф планировал построить храм и монастырь в этом месте. Однако о. Иувеналий не смог достичь этой цели. Капитан Г. Л. Прибылов вернулся назад до достижения Якутата из-за нехватки пресной воды, остановившись на острове Нучек в восточной части Чугацкого зала. Архим. Иоасаф и Баранов отправились следом в Якутат.

О. Иувеналий остался на острове Нучек, где ни один священник раньше не побывал, и провел зиму 1795/96 г. в редуте святых Константина и Елены (Константиновском). Он был послан с задачей успокоить бунтующий народ и крестил 746 чугачей. Затем он перешел на Кенайский полуостров в Аляске, где стал первым миссионером и совершал богослужения в Николаевском редуте. Он переносил обиды, нужду, голод и холод, и привел многих к вере, включая племенного вождя тонона.

Летом 1796 года о. Иувеналий добрался до северных областей Аляски, к озеру Илиамна, где, согласно некоторым источникам XIX века, в этом же году он умер мученической смертью. Баранов в письме Ларионову от 24 июля 1800 года упоминал об оз. Илиамна и р. Квичак, впадающей в северное побережье Аляски.

Отношения между миссией и руководством Российско-американской компании были сложными, и миссия не получала защиты от нее. Архим. Иоасаф писал в своем письме Шелихову 18 мая 1795 года о том, что Баранов и его сторонники думали о том, как избавиться от архимандрита и Иувеналия. Один из основателей Российско-американской компании, Н. П. Резанов, считал туземцев не готовыми к принятию христианства и отмечал, что миссионеры не знали их языка. Он выразил разочарование в своем письме о кончине о. Иувеналия 6 ноября 1805 года.
"На полуострове Аляске завелся было на… Илямне… торг с горными народами, великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что от этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного, да об нем и жалеть бы нечего, но принесли в жертву ожесточению своему и всю артель русских и кадьякцев, не оставя ни одного живого" [8].
Согласно справке о хозяйственной деятельности компании Шелихова,

летом 1796 года иером. Иувеналий, "не испросив позволения от начальника своего, епископа (тогда еще архимандрита - ред.) Иоасафа, пустился разъезжать по северной части берегов матерой земли и далеко за Аляскою с тремя промышленниками и несколькими новокрещеными из кенайцев убит от тамошних, нам еще не мирных народов".
Иеромонах Иувеналий умер в нескольких версиях обстоятельств его смерти. По первой версии, он умер после распространения христианской морали среди танаинов или юппик-эскимосов. После крещения племени, он запретил иметь несколько жен и убедил старейшину отдать детей для обучения. Когда он вернулся с детьми, его противники догнали его и избили его жестоко. Однако, он смог подняться и следовать за ними. Индейцы затем снова избили его и убили, а его тело зарыли. Однако, на месте его погребения был замечен столб пламени или дыма, свидетельствующий о его смерти.

По другой версии, иеромонах Иувеналий подошел к лагерю враждующего племени, ориентируясь на голоса людей. Однако, стражники восприняли его как врага и, в сильном тумане, начали стрелять, приняв его крест за оружие.
Согласно сообщению 104-летнего местного жителя, записанному миссионером диаконом Василием Орловым, а также другим источникам, о. Иувеналий отправился на север и долго путешествовал по рекам Нушагак и Кускоквим, чтобы добраться на юго-запад Аляски, к побережью Берингова моря. Его путь прервался возле поселения Куинхагак, где его убили эскимосы-юппики по наущению шамана. Колдун, одетый в крест священника, позже обнаружил, что больше не может совершать языческие обряды, и признал силу креста. Финский исследователь П.Халламаа указывает, что место гибели о. Иувеналия, а не окрестности оз. Илиамна, наиболее вероятно. По местным преданиям, его тело было похоронено в горах. В 1829 году на озере Тугияк в Бристольском заливе моря штурман Васильев обнаружил у многих местных жителей медные образы и крест, которые могли принадлежать о. Иувеналию. Иеродиакон Стефан также погиб в кораблекрушении в Охотском море в 1799 году. Считается, что о. Иувеналий и Макарий крестили более 5000 коренных жителей Русской Америки. После смерти о. Иувеналия в Николаевском редуте начались регулярные богослужения, а в 1848 году там была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Подлинность "ежедневного журнала" о. Иувеналия, найденного в Калифорнийском университете в Беркли, вызывает сомнения и, по всей видимости, является подделкой, созданной Иваном Петровым.
В 1980 году иером. Иувеналий и отрок Петр Алеут по инициативе Григория (Афонского), еп. Ситкинского и Аляскинского, прославлены как местночтимые святые Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. 18 октября 2004 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя св. Иувеналия было включено в Собор Валаамских святых.

Литература
The Travel Journal of Vasilii Orlov / Ed. A. J. Shalkop // Pacific Northwest Quarterly. Seattle, 1977. Vol. 68. N 3. P. 139-140
Муравьев А. Н. Путешествие по св. местам русским. СПб., 1836. С. 152-153;
[Иннокентий (Вениаминов), свт.] Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. 2. С. 154-156;
он же. Состояние Правосл. Церкви в Российской Америке // ЖМНП. 1840. Ч. 26. № 6. Отд. 5. С. 20-21, 51-52;
он же. Творения. М., 1887. Кн. 2. С. 5-6;
Деменков Д. А. Распространение правосл. веры в Америке // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком: [Сб. ст.]. М., 1842. Кн. 5. С. 223-232;
Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Рос.-Американской компании и действий ее до настоящего времени. СПб., 1861. Ч. 1. С. 42-44, 51, 59-60, 70, 78-79; 1863. Ч. 2. Прил. С. 105, 137;
Нил (Исакович), архиеп. Путевые записки. Ярославль, 1874. Ч. 2. С. 393-395;
Львов А. Н. Краткие ист. сведения об учреждении в Сев. Америке правосл. миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. СПб., 1894. С. 7, 19-21, 26-27;
Очерк из истории Американской Правосл. Духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). СПб., 1894. С. 43, 69-74;
Валаамские миссионеры в Америке (в кон. XVIII ст.). СПб., 1900;
Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 1903 3;
Фёдорова С. Г. Рус. население Аляски и Калифорнии: Кон. XVIII в.- 1867 г. М., 1971. С. 196, 230;
она же. Штурманы Иваны Васильевы и их роль в изучении Аляски (1-я пол. XIX в.) // Летопись Севера. М., 1979. Т. 9. С. 167-210;
она же. Русская Америка: от первых поселений до продажи Аляски: Кон. XVIII в.- 1867 г. М., 2011. С. 166, 202;
Gregory (Afonsky), bishop. A History of the Orthodox Church in Alaska: (1794-1917). Kodiak, 1977;
Врангель Ф. П. Кадьякский отдел, о-в Кадьяк: Замечания для пополнения записок г. Хлебникова // Рус. Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова / Сост., введ. и коммент.: Р. Г. Ляпунова, С. Г. Фёдорова. Л., 1979. С. 49, 51, 243;
America;s New Saints: Protomartyrs Juvenal and Peter the Aleut // Orthodox America. Etna (Calif.), 1981. Vol. 1. N 8. February;
Black L. T. The Daily Journal of Reverend Father Juvenal: A Cautionary Tale // Ethnohistory. 1981. Vol. 28. N 1. P. 33-58;
Oleksa M. The Oral Tradition about the Death of Fr Juvenaly among the Native Peoples of Southwestern Alaska // SVTQ. 1983. Vol. 27. N 2. P. 133-137;
idem. The Death of Hieromonk Juvenaly // Ibid. 1986. Vol. 30. N 3. P. 231-268;
The Death of Hieromonk Juvenaly // Russia in North America: Proc. of the 2nd Intern. Conf. on Russian America, Sitka, Alaska (Aug. 19-22, 1987). Kingston (Ont.);
Fairbanks (Alaska), 1990. P. 322-357;
Pierce R. A. Russian America: A Biogr. Dictionary. Kingston;
Fairbanks, 1990; Поберовский С. Очерк истории Православия в Америке (1794-1867) // Православная жизнь. 1994. № 4. С. 18-19;
Правосл. миссионеры на Аляске / Сост., введ., примеч.: Г. И. Дзенискевич // Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев / [Отв. ред.: А. Д. Дризо, Р. В. Кинжалов]. М., 1994. С. 191-203;
Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 267;
История Рус. Америки: (1732-1867) / Общ. ред.: Н. Н. Болховитинов. М., 1997. Т. 1: Основание Рус. Америки (1732-1799). С. 261, 263-264;
Либеровский А. П. Правосл. Церковь в Америке: святые и соборы // ЕжБК. 2000. С. 413-422;
Климент (Капалин), митр. Свт. Иннокентий и расцвет правосл. миссии на Аляске (1824-1867) // Богословско-ист. сб. Калуга, 2005. Вып. 2. С. 35-126;
он же. РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009. С. 43-44, 55-60, 90, 97, 197, 203, 453;
Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 94-98, 642-644;
Прп. Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке / Авт.-сост.: С. А. Корсун. СПб., 2005. С. 21-24, 29-30, 36-39, 44-45.
Использованные материалы
Свящ. Александр Берташ. "Иувеналий (Говорухин Иаков Фёдоров)" // Православная энциклопедия, т. 28, с. 362-367
http://www.pravenc.ru/text/1237735.html