Исторический контекст 2

Игорь Лощинин
Какими евреи представлялись римлянам И как выглядели римляне в глазах евреев

Евреи Палестины не были органической частью общей «эллинистической»культуры ,формирование  которой начинается с завоеваний Александра Великого.Римляне первоначально были варварской нацией, но они восприняли эллинистическую культуру и в конце концов, в результате своих завоеваний, стали господствующей державой во всем эллинистическом мире.Однако под оболочкой внешнего лоска эллинизма, римляне продолжали оставаться народом, в крови у которого были война и насилие.
В качестве представителей эллинизма римляне считали себя вправе взирать на евреев свысока как на «варварскую» нацию, фактически отказавшуюся принять эллинистическую модель культуры. Эллинизм активно отвергался евреями потому, что эллинистические правители еще лет за двести до рождения Иисуса прилагали энергичные усилия, чтобы искоренить иудаизм и силой ввести эллинизм.
Эллинизму противились и другие древние культуры (например, египетская), но ни одна другая не противостояла ему столь успешно.
Евреи уважали эллинизм, но к Риму они никакого уважения не питали, его они считали чисто милитаристской державой. Для евреев  война как таковая  была абсолютным злом. Их героями были законодатели и пророки, а не воины. Исключением был царь Давид; но ему не разрешено было воздвигнуть Храм, так как он был человеком крови.

Израиль, единственный из всех народов, покоренных римлянами, создал движение Сопротивления, продолжавшее на протяжении почти 200 лет бороться за политическую независимость. Евреи начали две кровопролитные войны против Рима, войны, отмеченные как необычайными успехами, так и трагическими поражениями.
Некоторые историки склонны рассматривать отношение  иудеев к Риму как неблагодарность за благодеяния римской цивилизации, как беспокойность, «буйность, непокорность». Но правы ли они?

Во времена  Иисуса Иудея вообще, и Иерусалим в частности, пользовались у римлян недоброй славой очагов повстанчества и непокорности. Во всей империи не было, пожалуй, провинции, в которой римляне были ненавистны населению так, как в Иудее. Для евреев Иудея была святой землей, а  Иерусалим - еще более святым городом, но самым  святым  местом для них был Храм. Присутствие в нем ненавистных язычников было осквернением и не знающим прощения оскорблением, нанесенным невидимому, но вездесущему Богу, избравшему этот Храм своим святилищем. Евреи никогда не скрывали своей ненависти к римлянам, и те знали, что имеют дело с "фанатиками", отрицающими божественность императора и законность римской власти в Иудее и остающимися верными до конца своему Богу-призраку.

Столкновения Пилата с подвластным ему народом произошли сразу же после вступления его в должность.
Современники  Пилата пишут, что он был известен  своим крайним неуважением к закону и традициям иудеев и плохо скрываемым презрением к иудейскому народу в целом. Во время своего пребывания в должности наместника он очень охотно – и безо всякого суда – отправлял тысячи иудеев на казни.(см. http://proza.ru/2024/03/05/1318).

Религиозные и политические течения в Иудее в 1 веке до н.э.-1 веке н.э.

Движущей силой еврейского Сопротивления была еврейская религия.
В Новом Завете нет ни малейших указаний на какой-либо конфликт между еврейской религией и римской властью. Фактически весь вопрос о римской власти сведен на нет настолько, что во всем Новом Завете едва ли найдется даже намек на какую-либо оппозицию Риму.
Евангелия создают впечатление, будто Иисус был изолирован от массы еврейского народа и от религиозных и политических течений своего времени.

Иудейско-римский историк Иосиф Флавий  дает описание «четырёх школ мысли», или «четырёх сект», на которые он разделил евреев в I веке н. э.:три  из этих школ  были очень дроевние. Это были саддукеи,  их главные антагонисты фарисеи и ессеи. Эти школы существовали уже давно, а «четвертая школа» (или «четвёртая философия») — сикарии и зелоты = появилась  незадолго до описываемых событий.
Вписать фигуру Иисуса из Назарета в рамки какого-либо из религиозно-политических течений того времени довольно трудно. Ему были свойственны глубокие противоречия: в один день он проповедовал идею расовой исключительности («Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»; Мф. 15. 24), в другой — великодушное отношение ко всем народам («Итак идите, научите все народы»; Мф. 28. 19); то призывал к безоговорочному миру («Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»; Мф. 5. 9), то поддерживал насилие и конфликты («Продай одежду свою и купи меч»; Лк. 22. 36). Но если поместить фигуру Иисуса в социальный, религиозный и политический контекст эпохи, в которую он жил (а это было время медленно разгоравшегося бунта против Рима, которому было суждено навсегда изменить веру и культовую практику иудаизма), его биография, в известном смысле, пишет себя сама.

Согласно Евангелиям, весь конфликт, явившийся причиной Его казни, заключался в противостоянии между Иисусом и еврейским «истеблишментом». Тот  факт, что имелся также римский «истеблишмент»,тщательно маскируется ; власти ,которые противостояли Иисусу, представлены как исключительно еврейские.
На самом деле существовала только одна небольшая религиозная партия, вступившая на путь коллаборационизма, — партия саддукеев.

 
                Саддукеи

Саддукеи  представляли собой еврейскую аристократию и принадлежали к сословию жрецов. Они отрицали Царство Небесное, требовали неукоснительного выполнения законов, предписанных Торой, и фактически сотрудничали с оккупационной властью.
Саддукеи  стояли на почве библейского текста в буквальном его смысле и отвергали все религиозные обычаи, не имевшие основания в Библии. Они отрицали Бога в повседневной жизни, не верили в загробную жизнь и воскресение мертвых, а также не воспринимали всерьез существование невидимых духовных сил. Как потомки священнического рода, соперничавшего с потомками Давида за власть и влияние, саддукеи признавали абсолютный религиозный авторитет лишь за книгами Моисея, не считая для себя обязательными книги пророков,проникнутые мессианской идеей с её надеждами на спасение народа именно отпрыском из дома Давида.

Первосвященник и его окружение не были представителями еврейского народа, так как всё храмовое руководство было ставленниками коррумпированной и проримской Иродианской династии.В Синедрионе их позиций было больше всего. Саддукеи занимались в основном не религией, а политикой, и представляли богатый высший класс, из-за чего их недолюбливал простой люд.
Знатные первосвященнические фамилии, обнаруживали свой фанатизм только когда дело касалось их спокойствия.
Официальный первосвященник обращал все внимание лишь на политическую власть и находился с ней в тесном общении; религиозные движения энтузиастов его не интересовали, пока они не затрагивали общественный порядок.

«Первосвященником на этот год», был Иосиф Каиафа, назначенный Валерием Гратом и всецело преданный римлянам. Рядом с ним и над ним постоянно встречается другое лицо, пользовавшееся, по видимому, преобладающим значением в тот решительный момент, - тесть Каиафы, Анна, - старый смещенный первосвященник, в сущности, сохранявший за собой всю власть благодаря этой постоянной смене первосвященников. Это был по существу «первосвященнический род», все высшие должности при храме были почти в полном распоряжении этой семьи. Своей главной задачей они считали поддерживать состояние мира с Римом  и поэтому стремились в корне пресекать любую  возможность мятежа. И не только потому, что они сами были ставленниками Рима; саддукеи понимали, что если  фанатиками -"революционерами" будет развязана война с Римом, страна погибнет,захлебнувшись кровью своих граждан.

После событий, связанных с изгнанием Иисусом торговцев и менял из Храма, Каиафа оказался в непростом положении. С одной стороны, он не мог ослушаться римлян, которые собственно и назначили его на пост первосвященника, с другой, – он боялся, «чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мф. 26: 5).
«Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, – и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал , « что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 47–50).
Страшась всеобщего восстания иудеев и беспощадной реакции Рима, Каиафа решил предотвратить эти несчастья, выдав Иисуса Понтию Пилату.


                Фарисеи

Фарисе;и — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трёх древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э).
Иосиф Флавий упоминает , что  фарисеев было в те времена шесть тысяч человек, что для такой маленькой страны, как Иудея, представляло очень сильную политическую организацию.
Сам Иосиф Флавий  происходил из дома священников. Почти все его родственники были саддукеями, но после тщательного изучения всех трёх сект  он примкнул к фарисейской, которую сравнивает с греческой школой стоиков. В догматическом отношении фарисеи, по его словам, «всё совершающееся ставят в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы».
Флавий писал, что «фарисеи  пользовались таким авторитетом в глазах народа, что им верили безоговорочно, хотя бы они говорили против царя или первосвященника.Фарисеи ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют всему, что разум признает за благо, считая разум лучшим охранителем во всех желаниях; фарисеи сильно преданы друг другу и,действуя соединенными силами, стремятся к общему благу. Благодаря этому они имеют чрезвычайное влияние на народ.Целые общины засвидетельствовали их добродетельность и убедились, что фарисеи как на словах, так и на деле стремятся только к самому высокому»
Фарисеи  являлись духовными вождями народной массы. Среди них в свою очередь доминировали «книжники», или ученые, которые в Новом завете всегда называются рядом с ними.

Между фарисеями и саддукеями происходили  постоянные социальные и религиозные конфликты. С одной стороны, основание конфликтов было культурным — между теми, кто поддерживал эллинизацию (саддукеи), и теми, кто сопротивлялся ей (фарисеи). Ещё одна разница — условно «судебно-религиозная»: между теми, кто подчёркивал важность Второго Храма с его обрядами и богослужениями, и теми, кто подчеркивал важность других Моисеевых законов.

фарисеев в Синедрионе было меньшинство, тем не менее, их уважали, из-за чего они имели большее влияние на принятие решений.
Фарисеи чтили Ветхий Завет и верили, что все вещи находятся у Бога под контролем, Однако полагали, что человеческие решения влияют на ход событий в его жизни. Фарисеи верили, что после смерти есть жизнь, поощрение и наказание, а также верили в воскресение мертвых.

В Евангелиях содержится очень мало критики по отношению к саддукеям ; ессеи и зелоты не упоминаются вообще. Критике же фарисеев уделено в Евангелиях огромное место.
Христос в Евангелиях называл их «слепыми вождями слепых», «гробами крашенными», даже «детьми дьявола» и обвинял их в том, что они относились к законам иудаизма не по существу, а по форме, выхолащивая тем самым их содержание .Жёсткое обличение фарисеев в Евангелии привело к тому, что понятие «фарисейство» в христианстве и современном обществе часто употребляется как синоним лицемерия.
Но критикуя фарисеев, Иисус нигде не критикует само учение фарисеев ,  везде — только их поведение.

И Христос, и фарисеи разделяли и отстаивали одни и те же законы Моисея. Суть разногласий сводилась к тому, какие из них главные, а какие – второстепенные. Иисус отдавал предпочтение Письменной Торе ,т.е., законам «Божеским», а фарисеи ставили на первое место Устную Тору, то есть, по определению Иисуса, «заповеди человеческие»,которые к тому же сами часто не выполняли.Полемика с фарисеями была в основном направлена против «предания старцев».
По мнению ряда исследователей, Иисус и сам был фарисеем и его споры с ними носят характер исключительно «внутренней полемики», причём полемика эта относится не к учению, а к поведению фарисеев как не соответствующему их собственному учению (что и составляет бичуемое Иисусом «лицемерие»). Более того, по мнению исследователей, Иисус потому и обличает поведение фарисеев, что с их учением он согласен, но многие из них, включая часть их руководителей, это учение лишь провозглашали, но не реализовывали.

Все наиболее авторитетные законоучителя, включая таких, как Гиллель, Шамай, Гамалиил , происходили из фарисеев; «Фарисей,сын фарисея» — так представлял себя ап. Павел.
Однако,в Евангелиях многочисленные безымянные фарисеи изображаются как  враждебные Иисусу. Они бросали в него камнями . в других случаях называли его безумным, одержимым бесом, самаритянином или даже пытались убить его (Ин.5:18; 7:1,20,25,30; 8:37,40).
Суровое осуждение Иисусом тех фарисеев, кто искажал суть законов иудаизма и не исполнял сам того, к чему призывал других, было значительно усилено авторами Евангелий.
Многие детали не производят впечатления достоверных, например, рассказ о том, будто фарисеи хотели убить Иисуса за то, что он исцелял в субботу. Фарисеи никогда не включали врачевание в список субботних запретов, а методы врачевания, применявшиеся Иисусом, не включали никаких действительно запрещенных действий. Нет поэтому никакой вероятности того, что они стали бы порицать, даже мягко, субботние исцеления Иисуса. Более того, образ кровожадных и готовых к убийству фарисеев, рисуемый в Евангелиях, противоречит всему, что известно о фарисеях из Иосифа Флавия, из их собственных писаний


В то время как многочисленные  фарисеи изображались как  враги Иисуса,в новозаветных писаниях упоминаются некоторые фарисеи, включая Иосифа Аримафейского, Никодима и Гамалиила, которые симпатизируют Иисусу и христианам.
Именно фарисеи приходят к Христу с предостережением относительно замыслов Ирода Антипы, тетрарха галилейского:«В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя ( Ев Луки 13:31).

Новый Завет свидетельствует о том, что именно фракция фарисеев в синедрионе и её глава Гамалиил выступали против преследований Павла и апостолов (Деян.5:34;23:9)
То, с каким уважением относились к Иисусу фарисеи — религиозные лидеры народа, показывает тот факт, что за разрешением похоронить тело Иисуса к Пилату отправился не кто иной, как фарисей и член синедриона Иосиф Аримафейский.
В синоптич. Евангелиях фарисеи нигде не упоминаются в качесте участников суда над Иисусом. Напротив, фарисеи как представители народа хорошо относились к Иисусу и последующим христианам. Так, казнь брата Иисуса, Иакова, до того возмутила фарисеев, что они добились смещения первосвященника со своей должности
По мнению многих исследователей, евангельские рассказы о полемике с фарисеями не отражают реальную ситуацию при жизни Иисуса и, шире, положение христианской общины до разрушения Иерусалимского Храма. Описываемая в Евангелиях полемика представляется проекцией в прошлое споров времён написания Евангелий.