Архиепископ Иоанн Максимович Шанхайский

Новосельцев Григорий Петрович
Иоанн (Максимович) (1896-1966) был архиепископом Сан-Фрацисским и Западно-Американским, Шанхайским, святителем и чудотворцем. Его память отмечается в субботу, ближайшую к 19 июня (РПЦЗ), 19 июня в день преставления, 29 сентября в день обретения мощей (РПЦЗ), а также в Соборе Полтавских святых (Украина).

В мире он носил имя Михаил Борисович Максимович и родился 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии. При крещении его назвали Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела. Он был членом дворянской семьи Максимовичей, его предок был святитель Иоанн Тобольский, просветитель Сибири. Родители, Борис и Глафира, вырастили его в благочестии, внушая ему стремление идти за истиной и питая его горячую любовь к Родине.

С детства Михаил был хилым мальчиком с плохим аппетитом. Он был очень религиозным и часто проводил ночи в молитве. Он коллекционировал иконы и церковные книги, особенно любил читать жития святых. Он полностью предался святости и начал жить как они. Даже в детских играх он превращал игрушечных солдатиков в монахов и крепости в монастыри. Он жил недалеко от Святогорского монастыря, который придал ему глубокое понимание жизни. Его французская гувернантка-католичка была глубоко впечатлена святой и праведной жизнью Михаила и решила принять Православие.

Михаил сначала думал посвятить себя служению Родине, вступив в военную или гражданскую службу. Он поступил в Петровский Полтавский Кадетский корпус, который окончил в 1914 году, а затем учился на юридическом факультете Харьковского Императорского университета и окончил его в 1918 году. Он был отличным студентом, хотя тратил часть времени на изучение житий святых и духовной литературы. Церковная жизнь Харькова помогала ему в его духовном развитии. Мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича) в харьковском соборе произвели на Михаила глубокое впечатление. Он начал подражать святому, проводя ночи в молитве со поднятыми руками. Через это он постепенно развил сильное желание посвятить себя Богу и проявил высокие духовные качества, такие как воздержание, строгое отношение к себе, смирение и сострадание к страждущим. Он также получил духовное наставничество архиепископа Антония (Храповицкого), которое помогло ему все больше и больше погружаться в изучение духовной жизни. В конечном счёте монастырь и храм стали для него ближе, чем любые мирские учреждения.
Трагедия 1917-1918 годов окончательно убедила его в том, что человеческая сила чрезвычайно слаба, а вся земная жизнь нестабильна. Вопреки этому, он всю жизнь оставался ярким патриотом и верил в возрождение Святой Руси. Вскоре после гражданской войны семья Максимовичей была эвакуирована в Югославию, где Михаил начал учиться на богословском факультете в Белграде. Он окончил университет в 1925 году, но из-за бедности его семьи ему приходилось продавать газеты, чтобы прокормить себя. Его духовный наставник, владыка Антоний, также был за границей, но Михаил продолжал получать его поддержку. В 1926 году Михаил решил отречься от мира и ступил в монашество под именем святителя Иоанна Тобольского. Он был настриген митрополитом Антонием в Мильковой обители. Впоследствии он был рукоположен во иеродиакона тем же владыкой, а затем во иеромонаха епископом Гавриилом Челябинским. С тех пор отец Иоанн не спал на постели, а засыпал либо на кресле, либо на коленях под иконами. Он проводил большую часть времени в молитве, ел только один раз в день и каждый день служил Божественную литургию. В начале своей монашеской жизни иеромонах Иоанн занимался воспитанием и обучением в духовной семинарии города Битоля. Уже тогда он завоевал любовь своих учеников и воспитанников своим вдохновляющим преподаванием и любовью к ним, подобной отцовской, проверяя их во
время ночных прогулок в общежитии и крестя их. По просьбе греков и македонцев он начал служить для них на греческом языке, а также посещал больницы и помогал больным в их духовной и физической нужде.
Поскольку имя иеромонаха Иоанна набирало все большую известность, иностранные архиереи решили сделать его епископом. Однако он пытался уклониться от этого почётного звания, ссылаясь на свою несовершенную речь. Однако архиереи остались непреклонными и напомнили ему, что и пророк Моисей имел ту же проблему.

В мае 1934 года иеромонах Иоанн был рукоположен в епископы Шанхайского и Пекинского викариата. После этого он отправился к своим прихожанам. Это было последнее рукоположение, которое совершил митрополит Антоний (Храповицкий). В письме епископу Хайларскому Димитрию, митрополит Антоний так описывал епископа Иоанна: "Я передаю вам свою душу и сердце, владыка епископ Иоанн. Этот маленький и худощавый человек, словно ребенок, является чудом аскетической стойкости в эпоху всеобщего духовного разложения".

Новый епископ прибыл на свою кафедру во время праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы и с зажигательным рвением продолжил свою пастырскую и аскетическую работу. Он сразу же начал работу по восстановлению церковного единства, связавшись с украинцами, греками и сербами в Шанхае. Благодаря своей неиссякаемой энергии, епископ Иоанн был источником вдохновения для многих инициатив в Шанхае, принимал активное участие в общественной жизни русской общины. Он завершил строительство нового Кафедрального Собора в честь Пресвятой Богородицы "Споручница грешных", возглавил строительство величественного Свято-Николаевского храма в память Царя-Мученика Николая II и его семьи, а также основал дом престарелых и детский приют, посвященный святому Тихону Задонскому. В приюте, епископ принимал брошенных детей, которых сам без страха собирал с улиц и трущоб Шанхая. В начале он принял восемь сирот, но со временем их число увеличилось до сотен, а общее количество детей, прошедших через этот приют, достигло 1500. Несмотря на строгое отношение епископа к детям, они были ему преданы, а сам святитель отдавал искупление перед Господом за них. Например, когда во время войны в приюте закончились продукты питания для детей, епископ провел всю ночь в молитвах, а на следующее утро поступило пожертвование от одной из организаций.

Как и раньше, святитель укреплял и просвещал свою паству каждый день во время Божественной Литургии. Он был очень требователен в алтаре, строго следил за соблюдением правил и запрещал разговоры во время службы, часто оставаясь в храме после окончания богослужения. Затем он каждый день посещал больных, слушал исповеди и давал им Святые Тайны. Если состояние больного становилось критическим, епископ приходил к нему в любое время дня или ночи и долго молился рядом с его кроватью. Известно множество случаев исцеления безнадежно больных благодаря молитвам святителя Иоанна, в его явлениях в критические моменты. Святитель также посещал заключенных в тюрьмах, а также душевнобольных и одержимых в психиатрической больнице. Везде он проповедовал и благовествовал, пробуждая совесть одних и согревая сердца других.
Владыка проявил строжайшую аскетическую жизнь, не только следуя сложным постным правилам (единственный приём пищи в день и постное питание на просфоре), но и лишая себя сна. Чтобы избежать мирской славы и привлечения внимания, владыка принял черты юродства, что ещё больше подчёркивало его подвиг. Например, святитель Иоанн ходил всюду босиком или в одной паре сандалий, даже зимой. Его роба была настолько изношена, что больше походила на одежду нищего. Некоторые утверждали, что его запинки объяснялись тем, что из-за истощения, вызванного сложными подвигами, его нижняя челюсть отвисала, мешая ясной речи. Однако, по словам бывшего прислужника владыки, который начал подражать ему в постном подвиге и тем самым встревожил родителей, святитель приказал ему есть колбасу во время Великого Поста и всегда помнил, что послушание родителям важнее самовольных подвигов.

Во время японской оккупации военного времени владыка объявил себя временным руководителем русской колонии и проявил мужество, защищая русских перед японскими властями. В это время общение с Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви было прервано, и Дальневосточный митрополичий округ оказался в ситуации вынужденного самоуправления. В 1945 году, когда архиереи Харбинской епархии и епископ Нестор (Анисимов) признали патриарха Московского и всея Руси Алексия своим кириархом, владыка Иоанн также рассматривал возможность присоединиться к ним, "поскольку - по его словам - по законности, он не сомневался в том, что патриарх признан как Поместный Предстоятель не только Московской Патриархии, но и всеми другими Поместными Церквями". Однако, когда владыка Иоанн узнал, что митрополит Анастасий продолжает свою деятельность, он почувствовал себя обязанным остаться таким же, как и раньше, в преданности первому архиерею Зарубежной Церкви. Став единственным архиереем дальневосточного региона в составе Русской Православной Церкви Заграницей, решением Мюнхенского Архиерейского Собора от 10 мая 1946 года он был назначен самостоятельным архиепископом. Последователи Зарубежной Церкви в Китае объединились вокруг него.
Китайские коммунисты, по приходу к власти в Китае, снова обрекли на исход русских, которые не приняли советское гражданство. Большинство Шанхайской паствы владыки уехали на Филиппины - в 1949 году на Филиппинском острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проходят над этой частью Тихого океана. Однако, за все 27 месяцев существования лагеря, тайфун угрожал только один раз, но даже тогда он изменил направление и обошел остров стороной. Когда один из русских упомянул свою тревогу по поводу тайфунов в разговоре с филиппинцами, они заявили, что беспокоиться не стоит, потому что "ваш святой человек каждую ночь благословляет ваш лагерь со всех сторон". Когда лагерь наконец был эвакуирован, мощный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все постройки.
Русские не только выжили на острове, но и смогли покинуть его благодаря святому, который лично посетил Вашингтон и добился внесения поправок в американские законы. Благодаря этому, большинство лагеря, около 3 тысяч человек, перебралось в США, а остальные – в Австралию.
В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен на заботу об прихожанах Русской Православной Церкви Зарубежом в Западной Европе и Африке с титулом "Брюссельский и Западноевропейский" и кафедрой в Париже. Владыка оставался примером строгого аскета, самоотверженного пастыря и изысканного молитвенника, каким он был на Шанхайской кафедре. В Западной Европе, где стремление местного населения к истинной святости сильно проявлялось, он начал восстанавливать память и чтение древних православных святых Запада, а также привлек многих новообращенных к Церкви, включая французские и голландские общины. Слава святителя Иоанна распространилась среди всех слоев населения. Например, в одной католической церкви в Париже местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: "Вы требуете доказательств, вы говорите, что сегодня нет чудес и святости. Зачем же мне предоставлять вам теоретические доказательства, когда на улицах Парижа ходит святой Жан Босой?". Всюду, в различных европейских больницах, была известна и уважаема личность этого епископа, который мог провести всю ночь молится за умирающего. Его призывали к смертному одре тяжело больного - будь то католик, протестант, православный или другой верующий - потому что когда он молился, Бог проявлял милость. Например, в одном парижском госпитале лежала православная женщина, скрывавшаяся от соседок в палате прибытием этого истощенного и босоногого епископа. Но когда он подал ей Святые Дары, француженка на соседней койке сказала ей: "Как ты счастлива, что у тебя есть такой духовник. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выносит их на улицы, где обычно проходит епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно выздоравливают. Мы называем его святым."

В 1962 году, из-за проблем с возведением нового кафедрального собора в Сан-Франциско, святитель Иоанн по просьбе тысячи бывших прихожан, которые вместе с ним эмигрировали из Шанхая и жили сейчас в Сан-Франциско, был назначен на Западно-Американскую кафедру. В это время его давний друг, архиепископ Тихон Сан-Франциский, ушел на покой, и в его отсутствие строительство собора остановилось, а конфликты парализовали общину. Святой пережил много горестей здесь и даже вынужден был явиться в гражданский суд и отвечать на нелепые обвинения в недостатках приходского совета. Но святитель своей любовью и терпением довел дело до конца, и в 1964 году был возведен собор в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". В последние годы своей земной жизни он, несмотря на враждебность, продолжал совершать чудеса своими постоянными молитвами.
Имеются несколько свидетельств, указывающих на то, что владыка Иоанн предвидел время и место своей смерти. Именно 2 июля 1966 года, в день памяти апостола Иуды, во время своего архипастырского посещения города Сиэтла с иконой Божией Матери Курско-Коренной, он скончался. Ему было 71 год. Он служил Божественную Литургию, потом оставался наедине с иконой в алтаре еще около трех часов. Затем он встретился со своими духовными детьми около собора, после чего отправился в комнату церковного дома, где останавливался. Когда его посадили в кресло, он уже уходил из жизни.

Многие люди по всему миру, которые знали и почитали этого великого архипастыря, испытали глубокую скорбь. Голландский православный священник с тяжелым сердцем написал: "У меня нет и больше не будет духовного отца, который звонил бы мне в полночь из другого континента и говорил: "Иди спать. Ваши молитвы будут услышаны".

Владыка лежал в гробу шесть дней, но несмотря на жару, не было никакого запаха гниения, и его рука оставалась мягкой. Отпевание возглавил митрополит Филарет (Вознесенский). Когда множество присутствующих и совершающих службу епископов невозможно было сдержать слез, произошло необычайное - храм наполнился тихой радостью. Свидетели отмечали, что казалось, будто они присутствуют не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного святого.

Святитель был погребен в усыпальнице под построенным им собором. Вскоре здесь начали происходить чудеса исцеления и помощи в повседневных делах. Множество свидетельств со временем доказало, что святитель Иоанн Чудотворец быстрый помощник всем, кто находится в бедах, болезнях и скорбных обстоятельствах.

В 1994 году комиссия, занимающаяся делом его поклонения, обнаружила, что его мощи остались нетленными, и 2 июля 1994 года Русская Православная Церковь Заграницы причислила святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского к лику святых. Его каноническое прославление в Русской Православной Церкви состоялось по решению Архиерейского Собора от 24 июня 2008 года.

Использованные материалы
Петр Перекрёстов, прот., сост., «Краткое Житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского», Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, Москва, «Казак», 1998 (репринт – Сан-Франциско, «Русский Пастырь», 1994), 10-13.
Александр (Милеант), игум., Великий праведник 20-го века, Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы:
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/johnmx.htm
Страница портала Православие.ру:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6630.htm
"Архиерейский Собор причислил к лику святых новых подвижников благочестия", 24.VI.2008:
http://www.pravoslavie.ru/news/080624184025
Солдатов, Г. М., ред., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей. Мюнхен (Германия) 1946 г.," Minneapolis, Minnesota: AARDM PRESS, 2003:
http://www.metanthonymemorial.org/ROCORSOBOR1946.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/3103634.html - тропари и кондак