Отсвет далеких лет. Рекс

Евгений Павлович Молостов
Житель деревни Кузнечиха Александр Николаевич Ламонов рассказал мне такую историю.

– Это в войну было, – начал он. – У нас в лесу, у Замостья, где теперь построен кардиоцентр, с 1932 по 1952 год находилась салотопка. Туда со всех мест свозили дохлых свиней, коров, лошадей и прочих животных. Работал там дядя Василий, по фамилии Завражный. Я был дружен с его сыном Колькой.

Однажды на салотопку, – продолжал свой рассказ Александр Николаевич, старшина милиции (его часть находилась возле макаронной фабрики), – привез немецкую овчарку по кличке Рекс с обожженным боком. Собака шла по следу преступника, и в двери его комнаты столкнулась с женщиной, которая выносила в коридор таз с кипятком… Кожа Рекса с одного бока напрочь слезла.

Я упросил тогда дядю Васю, чтобы он отдал эту  собаку мне, сказал, что у меня мама и людей, и животных лечит.

Год с лишним мать возилась с Рексом. Лечила отваром подорожника. И я за него переживал. Самый лучший кусок хлеба отдавал ему.

Бок в конце концов зарос. Только шерсть на этом месте выросла не серая, а черная. Рекс как бы в благодарность за подаренную жизнь служил нам верой и правдой. Зимой нагружу на санки два мешка картошки, и он до Средного базара везет – хоть бы что.

А один раз был такой случай. На улице разбушевался снежный буран. Свету вольного не видно было. Я что-то делал во дворе у старшего брата Константина. Вижу, Рекс мечется по двору, скулит. Спрашиваю: «Ты чего, Рекс?» Он как бы в ответ замолчал: слушай, мол. И мне почудилось сквозь вой бурана далекий-далекий крик о помощи. Тут Рекс опять заметался по двору. И тогда я понял: не зря собака рвется. Надеваю лыжи. Хватаю Рекса за поводок. Пускаю вперед. Примерно через километр Рекс остановился в овраге Добычино у снежного бугра и стал его скрести. Смотрю, какая-то тряпка. Как потом оказалось, большой платок. Им была покрыта женщина из соседней деревни Ново-Покровское. Тетка Авдотья Пальгуева (Рябова) шла из церкви, и буран застиг ее в пути. Она сбилась с дороги. Выбившись из сил, села на корточки и укрылась шалью… Если бы не Рекс, могла и замерзнуть.

Что потом стало с Рексом? Александр Николаевич так закончил свой рассказ.

– Тогда еще не существовало улицы Бекетова, там расстилалось огромное поле. И здания партшколы не было. На его месте стояли лабазы. И там в 1942-1945 годах торговали сеном и отрубями. Я туда наладился  ездить на Рексе за сеном для коровы. Нагружу на сани четыре тюка, и он везет. И тут как-то останавливает меня тот самый старшина, который привозил Рекса на салотопку. И обрадованно спросил, глядя на собаку: «Паренек, неужели это Рекс? Он же обучен ловить преступников, а ты на нем сено возишь. Отдай нам его! Мы тебя хорошо отблагодарим!» Я ответил: «Ни за какие деньги не отдам». Тогда старшина подошел к собаке и громко произнес: «Рекс, ты меня помнишь?» Собака сначала радостно завиляла хвостом, но потом, видно, что-то сообразив своим собачьим умом, виновато проскулила: дескать, я теперь служу другому хозяину. Извини!

Не успел я привезти домой сено, как к нашей избе подъехали старшина с полковником. Привезли 20 мешков овса и 11 тюков сена. Мать, конечно, была несказанно рада, что столько корму на ее двор привалило, а я расстроился. Но что делать? Война. Собака там нужнее. Проводил я Рекса до конца деревни.