Пахомий Великий

Новосельцев Григорий Петрович
Пахомий Великий (ок. 292-346-348) был учеником преподобного Паламона Фиваидского и одним из великих столпов пустынножительства вместе с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим. Он также является основателем монашеского общежития в Египте. Память о нем отмечается 15 мая.

Родившись около 292 года в окрестностях города Латополя в Верхнем Египте, Пахомий был сыном язычников. Он получил хорошее светское образование и уже с юности проявлял добрый нрав, целомудрие и рассудительность.

В 313 году, когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в армию и отправлен вниз по Нилу вместе с другими новобранцами. Во время остановки корабля в Фивах, местные христиане позаботились о них и служили им, исполняя заповедь о любви к ближним. Это глубоко впечатлило Пахомия, и он обещал стать христианином.

После окончания военной службы, Пахомий вернулся в Верхнюю Фиваиду и остановился в уединенном селении Хеновоскион. Там он получил наставления в вере, крестился и начал жить строгой подвижнической жизнью. Он добывал себе пропитание, возделяя овощи и помогая местным беднякам. Своей любовью к ближнему и служением больным он привлекал к себе многих, и многие остались на постоянное жительство.

Однако спустя несколько лет, Пахомий начал тяготиться большим количеством людей и искал руководителя в духовных подвигах из-за возникших церковных разногласий. Во время молитвы он услышал голос, который сказал ему, что истина находится в Церкви, которой управляет Александр, епископ Александрийский. После этого Пахомий оставил свое жилище и обратился к преподобному Паламону Фиваидскому, который принял его с любовью и наставлял в монашеских подвигах.
После 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий остановился у развалин селения Тавенниси во время своего путешествия по пустыне. Там он услышал Голос, который приказал ему построить на этом месте монастырь. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и вместе они отправились в Тавенниси, чтобы начать строительство небольшого монашеского жилища. Преподобный Паламон благословил основание монастыря и предсказал его будущую славу. Однако вскоре Паламон скончался, оставив Пахомию свои наставления и благословение.

Позже, когда Пахомий уже имел свою обитель, к нему пришел его брат Иоанн и стал жить с ним. Преподобный Пахомий стал сталкиваться с различными искушениями и нападениями от врагов человеческого рода, но он держался благодаря молитве и терпению.

Постепенно к преподобному Пахомию стали приходить ученики. Сначала это были Псентаисий, Сур или Соут и Псой. Затем пришли Пекусий, Корнилий, Павел, другой Пахомий, Пафнутий, Тифой и Петроний. Феодор Освященный и Орсисий присоединились немного позже. Учеников поражало трудолюбие и многообразие работ, которые преподобный выполнял: занимался огородничеством, принимал гостей и помогал больным.

Преподобный Пахомий установил устав обитания, где было предусмотрено единообразие в пище и одежде для всех монахов. Они также должны были трудиться в заданных послушаниях на благо обители, включая переписывание книг. Иноки не имели права иметь собственное имущество или принимать подарки от родственников. Пахомий считал, что послушание, исполненное с усердием, более важно, чем молитва и пост, и строго наказывал нарушителей.

Слух о мудрых порядках в монастыре преподобного Пахомия разлетелся, и все больше людей, желающих спасения, стремились к нему в обитель. Число братии быстро возрастало, и первоначальный монастырь стал уже тесным. Пахомий начал строительство новых обителей, чтобы вместить всех пришедших.
Первый монастырь, который был устроен снова, назывался Пабо и был построен в очень удаленном месте. С течением времени он стал настолько великим и значимым, что стал главой всех других монастырей. Все иноки, которые жили по уставу преподобного Пахомия, продолжали носить имя Тавеннисиотов, в честь первоначальной обители.

Некоторое время после устройства обители Пабо, почтенный старец по имени Епоних (Eponichus) или Епонух (;;;;;;;;), авва независимого Хеновоскийского монастыря, просил преподобного Пахомия присоединить его монастырь к остальным, которые жили по его уставу. Его примеру последовали и иноки монастыря Монхос.

Впоследствии, преподобный Пахомий устроил еще пять обителей:

- Тазскую, о которой неизвестно ничего;
- Фивейскую, для которой Псенебий, отец Петрония, заменил умершего преподобного Пахомия во главе монастырей, предоставил землю, и сам вступил в братство со всеми своими последователями;
- Панейскую, которую преподобный Пахомий устроил по просьбе епископа города Ареи или Вары;
- Тисменскую, также в этой епархии;
- Пахнумскую или Хнумскую, на берегу Нила рядом с Латополем.

Вместе с ними жило примерно семь тысяч иноков, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В его собственной обители жило около 1300 братьев.

Однажды его сестра Мария пришла к преподобному Пахомию, которого она давно желала увидеть. Однако строгий подвижник отказался встретиться с ней и передал через привратника свое благословение, чтобы она вступила на путь монашеской жизни, обещая свою помощь. Мария заплакала, но согласилась с указанием брата. Иноки из Тавеннисии построили для нее обитель на противоположном берегу Нила. К Марии стали присоединяться инокини, и скоро образовалась женская обитель, которая жила по строгому уставу, переданному преподобным Пахомием.

В то же время преподобный Пахомий оставался смиренным и послушным иноком, всегда готовым принять замечания от каждого брата.

Хотя он был строгим и суровым к себе, преподобный Пахомий проявлял великое милосердие и снисходительность к младшим инокам, которые еще не достигли духовной зрелости. Один из иноков хотел испытать себя в мученичестве, но преподобный отговаривал его от этих стремлений и наставлял на молчаливое повиновение, чтобы покорить гордыню и обучиться смирению. Однако инок не послушал наставления и покинул обитель. Впоследствии он был нападен разбойниками, которые под угрозой жизни заставили его пожертвовать языческим богам. Инок, полный отчаяния, вернулся в обитель. Преподобный велел ему много молиться, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал его наставлениям, что спасло его душу от губительного отчаяния.

Преподобный учил всех братьев бояться осуждения других и даже в мыслях не осуждать кого-либо.
Преподобный Пахомий особенно заботился о больных монахах, посещал их, поддерживал унывающих и убеждал их благодарить Бога и полагаться на Его волю. Если это требовалось для выздоровления, он позволял больным ослабить пост. Однажды, в отсутствие преподобного, повар решил не готовить монахам вареную пищу, предполагая, что они предпочитают поститься. Вместо этого он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка и приказал сжечь все рогожи в качестве наказания за непослушание.

Преподобный Пахомий всегда проповедовал монахам о надежде и милости Божией. Однажды в монастыре стали испытывать недостаток пшеницы. Святой провел целую ночь в молитве, и на следующий день глава города привез большое количество хлеба для монастыря, не требуя никакой платы.

Господь даровал преподобному Пахомию милость чудотворства и выздоровления от болезней.

Было открыто преподобному будущее монашества. Он предвидел, что последние монахи не будут иметь такую же ревность к подвигам, как первые, и будут ощущать темноту и отсутствие опытных наставников. Преподобный Пахомий плакал перед Господом, молился о милости для них. В ответ он услышал слова: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что они также получат награду, но им придется страдать от тяжкой жизни, присущей инокам".

Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжело заболел от моровой болезни, распространявшейся в тех местах. Его ученик и любимец преподобный Феодор Освященный заботился о нем с большой заботой.

Перед смертью, которую святой предвидел, он созвал всех настоятелей монастырей и дал им последние наставления, назначив Петрония своим преемником.

Смерть святого датируется примерно 346-348 годами. Тело преподобного Пахомия похоронили рядом с горой возле обители.

Кроме уже упомянутых в статье учеников, среди последователей Пахомия Великого, которые были прославлены Церковью в качестве святых, также упоминаются Иов, Афинодор и Дионисий.

Литература
Созомен, Церковная история, Кн.3, Гл.14
Никифор, Церковная история, Кн.9, Гл.14
Палладий, Епископ Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов, О Пахомии и живших с ним:
Димитрий Ростовский, свт. Жития святых, Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого:
Филарет (Гумилевский), архиеп., Историческое учение об Отцах Церкви, Киев, 2008.
Свт. Феофан Затворник, Древние иноческие уставы, М., 1892.
Использованные материалы
Житие на сайте Православие.Ru:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1070.htm
Филарет (Гумилевский), архиеп., Историческое учение об Отцах Церкви, Киев, 2008, с. 31.
Преподобный Пахомiй Великiй // Русскiй Инокъ, Декабрь, 2002, №4 (167)
Свт. Феофан Затворник, Древние иноческие уставы:
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=pahomiy1#phm2
Дэрвис Читти, "Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи", СПб: "Библиополис", 2007:
http://predanie.ru/lib/book/read/74220/
Хосроев А. Л., Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб., "Нестор-история", 2004:
Житие Преподобного Пахомия Великого, Страница на сайте храма Всех святых на Кулишках:
http://www.podvorie-alexandria.ru/hagiography_Pachomius/