Северные олени и Природный инстинкт

Анатолий Бызовской
         
Так сложились обстоятельства, что на нашем деревенском подворье стали жить -Северные олени. Вначале жили три взрослых - ездовых оленя. Мы научились за ними ухаживать и общаться, и они полностью нам доверяли. Но они уже были возрастные и через несколько лет их не стало.

 А нам спонсоры, по просьбе общественности, подарили молодую – годовалую пару оленей. Дали им – Коми имена: Мича – зон (красивый мальчик) и Дона – нывка (дорогая девочка). А в обиходе: - Мича и Дона.  Мы с ними подружились, воспитали, и животные полностью доверяли человеку. Они взрослели, и уже через три года, стали красивой оленьей парой.

 Но подходил месяц октябрь, и у этих животных начинался – Гон т.е. природное предназначение - продления оленьего рода. Мича – становился нервным и неуправляемым животным. Жили они в вольере в разных помещениях и Мича, рогами и копытами - бил в загородку вольера, давал понять, о своем предназначении в природе.

Пришлось уступить его требованиям и соединить их вместе. Олениха - Дона, через некоторое время, когда начала драться рогами и избегать Мичу, пришлось опять поместить в свое отдельное пространство. И только в ноябре месяце уже вместе, пошли в лес, на ягельный бор.

Через восемь месяцев, в начале мая, родился олененок, назвали – Зарни–тусь (по Коми – золотое зернышко).  – Зарни, было только полгода, когда нашего красавца Мичу, – сбил многотонный самосвал с песком. Я, вел оленей в лес, кормиться и остановились в пятидесяти метрах от дороги, пропуская колону машин, везущих песок на строящийся газопровод. Со мной –Дона и олененок Зарни, а олень Мича ходил свободно, не уходя далеко от нас.

Олениха охраняла олененка и близко к себе – его не подпускала, и я не мог их водить вместе на одной привязи. Олень, тоже увидев приближающие машины, остановился на бровке дороги, недалеко от крутого поворота. И в это время с другой стороны, вылетел на огромной скорости – самосвал, и видимо не вписавшись в поворот – сбил стоящего на бровке оленя.

 Так не стало у нас любимого оленя – Мичи.  Через три года, олененок Зарни - превратился в красивого гордого оленя. С осени водил их в лес на сосновый бор, где растет их любимый корм, белый мох – ягель. Они кормились там самостоятельно, в зимний период доставая его из-под снега, разгребая его своими передними - своеобразными копытами.

А я, часа четыре сидел у костра, пил чай, любовался природой и размышлял - о смысле жизни. Когда олени наедались – сами приходили ко мне, просились домой… Или я, их звал приученным голосом их имен. Затем угощал, их черным хлебом с солью… брал на поводок и шли домой. В первые два года дисциплины - слушаться хозяина, им не хватало, но со временем они подчинились - человеку-хозяину, полностью ему доверяя, хотя изредка нрав – вольного животного выказывали.

Но настал месяц октябрь, и у Зарни, пришло время заявить свои права на продление оленьего рода. Пришлось уступить, и объединить с –Доной в одном вольере. Они какое-то время провели вместе. Затем опять начинали драться – своими крутыми рогами и их разъединили.

Через восемь месяцев в мае у них родился олененок – назвали олененка – Шонда (по Коми – солнечная). Шонде уже было полгода, когда Дона - чувствуя видимо будущую соперницу- начала ее притеснять. Да и содержать трех оленей на деревенском подворье с их природными инстинктами уже трудно. И мы отдаем – Дону в соседнюю деревню.

 Но пришел опять месяц октябрь – и у Зарни, появилось природное требование к продолжению рода. Шонде, только шесть месяцев, и планов на увеличение оленьего поголовья у нас нет. В вольере у Зарни, были сложены дрова, я каждый день оттуда их брал, и заносил домой топить печь.

В этот раз, когда заходил в вольер – он сопровождал меня «недобрым» взглядом, но я этому значения особого не придал… Ведь я его вырастил с «пеленок» -  такое в этот период, бывало у него и раньше…  - Но в этот раз, когда я набрал охапку дров, и стал выходить – олень бросился на меня и вместе с этой охапкой дров, на рогах, вынес меня на улицу, а затем прижал к земле.

Лежа на спине и держась за рога, чтобы олень не нанес увечья – ничего больше не мог сделать. Звать на помощь – дома только супруга и маленькая внучка. Но потом с большим трудом – все-таки удалось - за рога повернуть голову и прижать ее к земле и затем подняться.

 Грозным криком - (на чисто - русских выражениях) и подвернувшейся палкой – смог загнать его в вольер. Грязный и получивши приличную дозу адреналина и к моему счастью только небольшие царапины – зашел домой. Успокоившись и осознав случившееся, понял: – что одомашненным, и прирученным животным, в определенный период овладевает - Природный инстинкт, которому они видимо сопротивляться не могут.

 Все успокоились, получив видимо, какой-то еще нужный опыт, в содержании этих животных.  Но на следующее утро – не успев сойти с крыльца…  Во дворе уже во всей красе стоял Зарни – он вышел, выбив запор, у двери вольера. Увидев меня, он бросился в мою сторону – видимо хотел, разрешить наш вчерашний спор до конца.

 Я, только успел юркнуть во входную дверь, как голова животного была уже внутри - за дверью. С большими трудностями мы, с супругой смогли удержать дверь и выпроводить незваного гостя наружу.

А, животное бродило по территории: - рогами обтесывая деревья… сложенные доски, не понравившиеся ему, «летали» по двору. И Зарни, продолжал ходить и искать соперника. Пока была единственная мысль – чтобы никто к нам не зашел с улицы, дабы избежать – беды.

 В таком состоянии, в одиночку, эту «зверюгу» не укротить. Был только один выход – ружье! И когда олень зашел за дом я, с ружьем успел добежать до вольера и закрыть ворота… Зарни уже стоял рядом, с удивлением смотрел, что я, делаю у него в вольере.

 Он бил копытами и рогами в ограду требуя, чтобы я, вышел. Но у меня уже такого желания не было. Я, долго с ним пытался ласково разговаривать, но он, ни на какие уговоры не поддавался. И я, этот спор… - Разрешил! Так не стало моего любимца, которого можно сказать – «вынянчил» на своих руках. Так-что природный инстинкт у здорового животного остается видимо надолго.

Об этом случае я, через два года - рассказал оленеводу – ненцу, они перегоняли с полуострова –Ямал, шестьсот голов оленей в сторону –Сыктывкара и остановились на отдых в нашей местности. Оленями - оленевод занимается уже тридцать лет и такого случая нападения оленя на человека у них не случалось.

Видимо стадное содержание оленей и человек - как соперник в их понимании не возникает. За ту помощь, которую мы оказывали оленеводам, пока они были не далеко от нас – нам был подарен годовалый олененок.

Назвали олененка – Ямал, именем той местности откуда он к нам попал. Ямал вырос в большого красивого оленя, а его огромные необыкновенно - ветвистые рога, оказывали большое и незабываемое впечатление на посетителей нашего подворья.

 Дважды у них рождались оленята. В октябре месяце, приходилось Ямала, без выгулов – содержать в вольере. Но один год… В конце сентября, я вывел его последний раз, перед заточением в одиночество - покормится травой, которая еще росла на нашем подворье. В течении часа, он спокойно сам ходил - подбирая оставшиеся растения, а затем у оленя… Во взгляде и движениях, заметил начинающееся – агрессивное состояние… И я, решил завести его в вольер.

 Ямал, спокойно подошел к двери вольера… А, затем видимо передумав - отпихнув меня, развернулся и вытащил обратно на улицу. Этого трех годовалого самца, я уже удержать не смог… -  Вначале он начал «сражаться» с бампером автомобиля – Уаз. А, когда я попытался – взяв шест и загнать его в вольер, получил такой отпор, что пришлось прятаться срочно за дверь в доме.

Раскидав сложенный пиломатериал во дворе, затем занялся «кровельными работами» -  листы кровельного железа (гром стоял на всю улицу) привел в соответствии - дальнейшей их непригодности к работам. Но неудовлетворенный этими действиями – пошел рогами обтесывать все деревья.

И обойдя одно дерево дважды - поводок, который был закреплен на ошейнике запутался за дерево. Я, срочно подтянул и завязал эту веревку, чтобы ограничить движение. Как завести это животное в вольер, в таком состоянии и вооруженного такими, как у него рогами я, не знал.

Позвонил внуку – попросил приехать и купить новую ножовку с мелким зубом, чтобы отпилить рога, а потом уж завести в вольер. Он приехал с товарищем… Они помогали оленеводам, которые были тогда здесь – отлавливать, потом связывать оленям ноги, затем отпиливать рога и грузить в специально оборудованную для них машину, которая потом увозила их под Сыктывкар.

… - Ребята, распутали привязь и затем взявшись с двух сторон за ошейник и рога попытались завести животное в вольер… Это был фильм про ковбоев – укрощавших необъезженных лошадок. Но все закончилось благополучно и наш Ямал, больше чем на месяц попал в заточение – в гордое одиночество.

 А, в остальное время года, не смотря на свой грозный вид - это был добродушный, миролюбивый олень, позволяющий даже обнимать себя и спокойно фотографироваться с посетителями – беспрекословно выполняя команды хозяина.

Прожил –Ямал, у нас почти семь лет, дважды у них рождались оленята, но к сожалению в прошлом году его не стало. Олени очень любили листья капусты, их изредка привозили с города. А, в этот раз попали на листьях химикаты, которыми видимо опрыскивали капусту от вредителей. И спасти нашего любимца – местная ветеринария не смогла.

 Но живет у нас красавица олениха –Шонда, тоже с необыкновенно роскошными рогами. А маленького олененка, нам пообещали подготовить – оленеводы Севера, на следующий год. Так-что будущая оленья семья, еще будет жить на нашем деревенском подворье и радовать посетителей, своей красотой -  Северного оленя!