Секретики

Вера Петрянкина
   На уроках сольфеджио в музыкальной школе ученики часто писали диктанты. Учительница несколько раз проигрывала на пианино музыкальную строчку, а дети в нотных тетрадях должны были записать её на слух, определяя при этом тональность, размер, отмечая паузы и долготу нот в мелодии. Оценка за диктант говорила о том, насколько развит у ребёнка музыкальный слух.

   Любочка за годы учёбы обзавелась секретиками - своеобразными мелодическими подсказками, чтобы не высчитывать на пальцах интервалы между нотами, а сразу мысленно их выстраивать. Обычно подсказки таились в начальных тактах известных песен.
 
   Например, малую секунду девочка определяла первыми словами песни Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского "Благодарю тебя за песенность города..." - её прекрасно исполнял Муслим Магомаев, а большую секунду - по началу песни Д.Кобалевского "То берёзка, то рябина... (как-то она пела эту песню соло на открытом уроке пения в обычной школе).

   Малая терция - это легко, это первые три ноты одной из самых любимых бабушкиных песен "Тонкая рябина", а большая терция -  нисходящий интервал в песенке "Чижик-пыжик".

   Кварта - красивый, благородный интервал, да и как иначе, ведь "Гимн Советского Союза" начинался с кварты, а ещё песня "Широка страна моя родная...". Много позже Любочка узнала, что кварта используется в гимнах нескольких стран, а также её часто можно встретить в средневековой музыке.

   Квинту девочка определяла по латышской народной песне "Вей, ветерок!", эту песню она пела в школьном хоре.

   Коварный интервал тритон. Он немножко больше кварты и немножко меньше квинты. Мысленно пропеваешь кварту или квинту и добавляешь полутон. Тритоном звучит сирена "Скорой помощи".

   Малая секста - начало песни В.Баснера на стихи М.Матусовского "На безымянной высоте"(Дымилась роща под горою...), большая секста - начало новогодней песенки "В лесу родилась ёлочка".

   Малая септима - сложный интервал. Любочка смогла выявить нисходящую септиму в той же "Ёлочке" на словах "Мороз снежком укутывал". Что-то было и на большую септиму, да с возрастом забылось.

   С помощью этих нехитрых приёмов оценки за диктанты были у Любочки отличными. Она делилась своими секретиками с одноклассниками, но загвоздка в том, что не все могли вот так подставить песенку под мелодию. Почему - этого девочка не понимала.  А подсказать во время диктанта было немыслимо, так как в классе соблюдалась тишина. И лишь однажды, на выпускном экзамене удалось Любочке это сделать. Та подсказка стала судьбоносной, но об этом - отдельный рассказ.